СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока литературное чтение УМК "Школа России" 4 класс 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема:

Творчество В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова, расширять кругозор учащихся; развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь.

Планируемые

результаты:

Предметные УУД:

  1. Развивать воображение учащихся, выразительную речь

  2. Воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова.


Личностные УУД:

1. Развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха на уроке.

2. Развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

3. Развитие мотивации к творческому труду, стремление к совершенствованию собственной речи.

4. Воспитывать интерес к читательской деятельности.


Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Владение основами самоконтроля и самооценки

4. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

* Познавательные:

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

2. Поиск необходимой информации в произведении.

*Коммуникативные:

1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении.

2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с товарищами.

3. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.



































Инструментальный блок

Тип урока:

Освоение нового материала

Учебно — методический комплекс

Учебник

Проектор

Компьютер

Презентация, разработанная практикантом

Мел

Доска


Организационно - деятельностный блок

Основные понятия:

В.Я.Брюсов, стихи

Формы работы :

Индивидуальная, фронтальная, парная формы работы.

Действия обучающихся

Учащиеся формулируют общую цель и тему урока.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Оценивают правильность выполнения заданий.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Цель - подвести итог проделанной работе на уроке.

Домашнее задание:

Учебник литературного чтения ч. 2 (автор: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий), стр. 68- 70, выразительно читать

План урока.

  1. Организация начала урока - 2 мин.

  2. Актуализация знаний - 2 мин

  3. Подготовка к восприятию - 10 мин.

  4. Работа над содержанием произведений - 20 мин.

  5. Физминутка - 2 мин.

  6. Домашнее задание - 2 мин.

  7. Итог урока. Рефлексия – 2 мин.





Ход урока

Этапы урока

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент


Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Елена Алексеевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Подарите себе хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. Я думаю, что этот урок нам принесет радость общения друг с другом. Я хочу пожелать вам удачи и успехов.


Приветствие учителя.


  1. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

Прежде чем мы перейдем к теме урока, давайте, проведем небольшую речевую разминку: (слайд 1)

Давайте отчетливо и не спеша хором произнесем чистоговорки

(Учись отчётливо произносить звуки.)

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.


Следующее наше задание: произнесите это предложение с разной интонацией. (слайд 2)

Саша шапкой шишки сшиб.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

с удивлением

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

  1. Подготовка к восприятию

Ребята, давайте откроем учебник на стр. 67. Сегодня мы открываем новый раздел. Как он называется?

- Посмотрите внимательно и предположите, о каких авторах мы будем говорить в этом разделе?

Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных?

– Чем стихи отличаются от прозы?




Молодцы ребята, давайте откроем следующую стр. 68

Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. (Слайд 3)

Знакома ли вам эта фамилия?

Слышали ли вы произведения поэта?

Кто может определить цели урока?


- Поэтическая тетрадь

- Брюсов, Цветаева, Есенин

-Здесь мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь».


- В стихах есть ритм, рифма, отличаются краткостью, точностью. Проза – это все, что не относится к стихам, рассказы, повести, сказки, т.е, то что, не имеет рифмы.




- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. Я. Брюсова, будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.



Знакомство с жизнью и творчеством поэта. (слайд 4 – 6)

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Читать Валера научился в четыре года по газетам. Читал он много, и зачастую выучивал произведения великих людей. Валерий Брюсов рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Не удивительно, что десятилетний Брюсов мечтал стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, посвящает себя литературной деятельности.

В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова.

Он пробует себя и в прозе. Мальчиком он сочинял приключенческие повести.

Брюсов мечтал стать поэтом, чьё имя будет известно во всех уголках страны.


Что особенно запомнилось?

Что поразило?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет поэта.
















Делятся впечатлениями о прослушанном

  1. Работа над содержанием произведений

Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Валерия Брюсова: «Опять сон» и «Детская».

- Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них?

А теперь, закройте глаза и послушайте, какой сон приснился поэту. Во время прослушивания попробуйте себя представить там, где оказался поэт. Прочувствуйте то, что испытал автор.

(аудиозапись выразительно читает стихотворение «Опять сон».)


- Какие картины вам представились?

- Видели ли вы что-нибудь подобное в своих снах?



-Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта «Мне опять приснились дебри..»?


Какие чувства испытывает рассказчик?

Какие слова помогают это понять?


Меняются ли чувства и настроение поэта?

Какие строки вас особенно поразили?


Сейчас я предлагаю прочитать вам стихотворение самостоятельно, в пол голоса и подчеркнуть слова незнакомые для вас. (слайд 7-13)


А теперь я предлагаю прочитать стихотворение соблюдая все

критерии к выразительному чтению (слайд 14)

  1. Правильная постановка логического ударения

  2. Соблюдение пауз

  3. Правильный выбор темпа

  4. Соблюдение нужной интонации

  5. Безошибочное чтение

Ребята, вы очень хорошо поработали, немного устали, я предлагаю провести физкультминутку.

(физкультминутка)

А сейчас мы познакомимся с еще одним произведением Валерия Яковлевича Брюсова, которое расскажет нам об одной из любимых детьми игр. Сейчас я вам прочитаю его, а внимательно слушайте и угадайте о какой игре рассказал поэт.


– О какой игре рассказал поэт?

– Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?

Подтвердите это словами из текста.

– В какие игры вы любите играть?


Теперь прочитайте это стихотворение друг другу в парах, передавая чувства автора к этой игре.


Ну а теперь, я предлагаю, прочитать это стихотворение выразительно, соблюдая критерии (слайд 15)

Кто попробует прочитать стихотворение?


Молодцы ребята. Вы все очень хорошо читаете. Сейчас я предлагаю провести тест по изученной теме и тем самым закрепить знания и проверить, на сколько вы все были внимательны.


1. Что приснилось поэту в стихотворении «Опять сон»?

а) Дебри, глушь пустынь, заката тишь;

б) джунгли, пальмы, пламенеющее солнце;

в) море с шумом бьется об утесы и вползает на песок.

2. Какие виденья старых басен возмущают дух поэта?

а) Приведения и эльфы;

б) огненный змей и племя карликов;

в) ведьмы и черти.

3. Какую игру называет поэт вечерней в стихотворении «Детская»?

а) Прятки;

б) жмурки;

в) палочка-выручалочка;

г) лото.

4. Чего не догнать бегом?

а) Ветра;

б) тени;

в) телеги.

5. Между чем надо вертеться?

а) Двумя столбами;

б) двумя стенами;

в) ямой и высью.

(по ходу теста сразу высвечивается правильный ответ)





Прослушивают текст. Отвечают на вопросы





- Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви которого подняты вверх. Гиппопотам.

- Нет


- Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём.

- страха, грусти, опасности


- Меняется, так как в последних двух четверостишиях становится еще страшнее.



Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Гиппопотам – бегемот.

Утес – высокая скала.

Ворох – куча, груда.

Виденья – что-то, возникшее в воображении.

Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком

(неполная темнота).

Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо













- Палочка-выручалочка или догонялки, пятнашки

- Весёлым, задорным




  1. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». По желанию
выучить одно из стихотворений


  1. Итог урока. Рефлексия

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С какими произведениями вы сегодня познакомились?

Кто их автор?

– Понравились ли вам произведения? Какие чувства они у вас вызвали? О чем заставляют задуматься?