Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Относовская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Применение технологии модульного обучения на уроках биологии в 5 классе в рамках реализации ФГОС
Выполнила: Сюрина
Галина Анатольевна
учитель биологии
высшей
квалификационной
категории
Модульный урок состоит из двух академических часов. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:
· формулировка темы урока;
· определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;
· разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);
· подбор необходимого фактического материала;
· определение способов учебной деятельности учащихся;
· отбор методов и форм преподавания и контроля;
· составления модуля данного урока.
Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но я обязательно использую следующие:
· УЭ-0 - определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.
· УЭ-1 - включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
· УЭ-2 и т.д. - отработка учебного материала.
· УЭ-п (где п - номер последнего учебного материала) - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).
б) Технологическая карта урока к модулю №11
«Природные сообщества»
УЭ-0 - 2 минуты
Интегрирующая цель:
При изучении нового материала ты должен:
а) узнать, что такое природные сообщества и какие типы сообществ существуют;
б) научиться работать с наглядным материалом, выполнять задания учителя;
в) моделировать схемы сообществ и пищевые цепи в нем;
г) подсчитывать полученные тобой баллы и заносить их в лист контроля
УЭ-1 - 5 минут
Входной контроль.
Цель: повторить материал, который поможет войти в новую тему.
Задание №1.
Вспомни, из чего состоит природа и заполни схему:
ПРИРОДА
….. (живая) …… (неживая)
состоит из ……. состоит из …..
(организмов, особей) ( предметов)
Задание №2
Заполни схему:
ФАКТОРЫ
….. природы ….. природы
УЭ -2
Вхождение в тему – 5 минут
Задание №3:
Посмотри слайд. Запиши в своем опроснике ответ кто изображен на слайде.
Ответь: почему они имеют различную окраску своего тела.
Посмотри следующий слайд. Ты знаешь эту птицу?
Ответь: почему она выводит своих птенцов зимой?
Дополнительный вопрос: почему у этого дерева семена созревают в конце зимы?
Ответь: о чем говорят приведенные примеры из жизни живой природы?
Ответь:как бы ты назвал совместное проживание всех обитателей в одном определенном месте?
У тебя было 5 вопросов. Если ты ответил на все – поставь в своем листе контроля 5 баллов. Если ответил на 4 вопроса – поставь 4 балла, на три – три балла.
УЭ -3
Изучение нового материала – 5 минут
Цель: усвоить понятие природное сообщество
Задание №4: рассмотри слайд. Что на нем ты видишь? Каких представителей живой природы можешь назвать, обитающих в нем?
Можно ли данный пример назвать сообществом?
Задание №5: проверь справедливость твоего утверждения по учебнику (с.87)
В своем опроснике в задании №5 дай определение природному сообществу
УЭ -4
Изучение нового материала – 10 минут
Цель: усвоить какие особи входят в природное сообщество смешанного леса
Задание №6: со своим соседом по парте смоделируй природное сообщество нашей местности – смешанного леса
Задание №7: хорошо подумай, кто с кем лучше уживается:
а) животные с животными;
б) животные с растениями;
в) растения с растениями.
УЭ -5
Первичное закрепление понятия природное сообщество – 10 минут
Цель: познакомить учеников с другими природными сообществами
Показ видеоролика
Учащиеся отдыхают и смотрят
УЭ -6
Изучение нового материала -10 минут
Цель: уяснить главное условие существования природного сообщества
Задание №8: рассмотри рис.71 учебника на с. 85. Что означают красные стрелки на рисунке?
Задание №9: найди в учебнике (с.85) объяснение понятию «пищевая цепь»
Задание №10: составь пищевую цепь из тех представителей сообщества смешанного леса, с которыми ты уже работал.
УЭ -7
Изучение нового материала – 10 минут
Цель: уточнить и усвоить понятие «круговорот веществ в природе»
Задание №11: проанализируй рис.72 на с.86 учебника. Знакомы тебе эти понятия? Объясни их.
Задание №12: прочитай текст учебника на с. 85-86.
Всех представителей сообщества смешанного леса, которые есть у тебя на парте, разложи на три группы: а) производители,
б) потребители, в) разлагатели. Запиши эти три группы в свой листок.
Кого бы ты еще добавил в эти группы из отсутствующих представителей сообщества?
Задание №13: закончи предложение: Круговорот веществ в природе – это ….
УЭ -8
Закрепление изученного материала – 10 минут
Цель: проверить усвоение знаний о природном сообществе
Задание №14: посмотри на слайд . Прочитай считалку в своем задании. Ответь: можно ли это множество птиц назвать сообществом. Ответ поясни.
Задание №15: посмотри на слайд. Выпиши себе в задание №15 всех представителей этого сообщества
Задание №16: из выписанных представителей составь пищевую цепь и запиши ее в задание №16, при этом зеленым цветом подчеркни производителей, красным – потребителей, а черным – разрушителей.
УЭ -9
Подведение итогов – 5 минут
Цель: определить усвоение материала о природном сообществе и об условиях его существования.
Задание №17: посмотрите на слайд. Перед вами схема природного сообщества. Ответьте на вопрос: все ли вы можете объяснить из того, что видите на слайде?
Задание №18: посмотрите на следующий слайд. Можете ли вы ответить на вопрос: животные и растения какого природного сообщества представлены на слайде? Как по другому можно назвать это сообщество? (природная зона)
Это и будет наша следующая большая тема для изучения – природные зоны.
УЭ -10
Рефлексия – 5 минут
Цель: оценивание учащимися своей работы на уроке и работе своего соседа по парте.
Задание: подсчитайте каждый свои баллы за работу и выставьте себе отметку за урок.
Максимум – 78 баллов
«5» – 65-78 балла
«4» - 50-64 баллов
«3» - 30- 49 баллов
«2» - 10 – 29 баллов
Что понравилось, что нет?
Что вызвало трудности?
Смог бы ты объяснить этот материал младшему школьнику, другу, родителям?
Значение модульной технологии при реализации учебных программ в рамках нового стандарта, считаю, имеет важное значение