СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Человек и атмосфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Человек и атмосфера"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Человек и атмосфера"»

План – конспект урока по теме «Человек и атмосфера»

Тип учебного занятия по дидактической цели – обобщение изученного

Оборудование: учебник § 14, видеофрагменты,

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение

темы урока

Ребята, посмотрите, пожалуйста, небольшой видеоролик и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Куда мы катимся (первые 30 секунд)

Смотрят видео и пробуют самостоятельно сформулировать тему урока.

Если возникают трудности, то можно задавать наводящие вопросы.



Сами формулируют тему урока




Формулирование задач урока

А теперь, давайте, вместе определим, что мы должны узнать за урок.

-Вы посмотрели небольшой сюжет. Какой главный вывод можно сделать после его просмотра?

-А окружающая нас атмосфера оказывает ли какое-нибудь влияние на людей?

-Может ли атмосфера (или явления в ней) представлять опасность для человека?

-Может ли атмосфера нас удивлять и радовать?


Совместно с учителем формулируют задачи на урок, отвечая на наводящие вопросы

- Выяснить влияние атмосферы на человека и человека на атмосферу;

- Познакомиться с опасными явлениями в атмосфере;

- Познакомиться с редкими явлениями в атмосфере;

- Научиться составлять прогноз погоды по народным приметам.


Перенос характеристик знакомого объекта на образ космического объекта

Создание мотивационной установки

Мы живём на дне огромного воздушного океана, окружающего земной шар. Глубина этого океана - 1'000 км; называется он атмосферой. Воздушный океан так же неспокоен, как и другие океаны планеты. Солнечное излучение, вращение Земли и многие другие факторы воздействуют на него таким образом, что воздушные массы всё время перемещаются. Ничто живое не могло бы существовать на Земле без воздуха. Можем ли мы наблюдать невооруженным глазом признаки взаимодействия «Атмосфера – Человек»?

Следят за логикой рассуждения и пытаются ответить на поставленный вопрос в ходе рассуждения.



2.Процессуально - содержательный этап урока

Влияние атмосферы на человека

Можно ли по внешнему виду человека определить в каких климатических условиях он проживает?

По фотографиям определите, где проживают эти люди?

По каким признакам вы это определили?

Работают с рис. 50 учебника и текстом параграфа стр. 76. Называют основные отличительные признаки людей, проживающих в районах экваториального климатического пояса.


- По фотографиям определяют приблизительное место проживания этих людей, называя признаки, по которым они это определили.



Влияние человека на атмосферу

Не только атмосфера влияет на внешний облик человека, но и человек в современном мире оказывает большое влияние на состояние атмосферы.

Посмотрите видеоролик и назовите основные источники загрязения.

Загрязнение атмосферы

Скажите, в чём, на ваш взгляд, опасность таких выбросов?

Парниковый эффект

А какой вклад можем внести мы в борьбу с парниковым эффектом?





Смотрят и выявляют источники загрязнения атмосферы

Высказывают предположения



Выдвигают свои предложения по борьбе с парниковым эффектом.


Описание наступления разных времен года










Высказывают своё мнение

Опасные и редкие явления в атмосфере

А теперь я предлагаю вам познакомиться с наиболее опасными, а также редкими явлениями в атмосфере. Для этого вам необходимо зачертить в тетрадях таблицу и заполнять её по ходу объяснения.

Пыльная буря Уч-к стр.77

Гром и молнии Уч-к стр.78

Разрушительный град Уч-к стр. 78-79

Радуга Уч – к стр. 79

Мираж Уч-к стр. 79

Северное сияние






Выделяют главное в увиденном и услышанном

Название атмосферного явления

В чем проявляется

Какую опасность несет

Значение

Пыльные бури




Гроза




Град



Радуга




Мираж



Северное Сияние



3.Этап закрепления

Закрепление

  • К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека?

  • Опишите оптические явления в атмосфере, очевидцами которых вы были

Отвечают на вопросы, вспоминают увиденные в атмосфере явления.


Сопоставляют приобретенные знания с действительностью

Подведение итогов

Ну и в заключении, я бы хотела, чтобы вы подумали над следующим сюжетом, и сделали выводы по всему увиденному и услышанному.

Наш дом загрязняют

Смотрят, анализируют содержание урока и делают выводы


Ценностное отношение к окружающему миру

4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

Перечислите:

  1. что на уроке вас удивило;

  2. что напугало;

  3. что заставило задуматься.




Перечисляют действия.




Рефлексия

эмоционального состояния

Оцените занятие упражнением «Плюс-минус-интересно».

В тетради под знаком «+» - отмечают, что полезного они сегодня узнали

Знаком «-» - что было не интересно

Знаком - «?!» - интересные факты


-Оценка актуальности, новизны, полезности и интереса содержания урока


5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

Параграф 14 прочитать и выписать

Выполнить задание 3, 4 с. 38,39-40 рабочей тетради


Составить прогноз на зиму по народным приметам и своим наблюдениям

Составление собственного прогноза погоды.

Использование народных примет

Дополнительное задание (по выбору)

Подобрать собственные фотографии с комментарием на тему «Редкие атмосферные явления» для организации фотовыставки в кабинете географии


Подбирают фотографии по данной тематике

Используют собственные ресурсы для иллюстрации информации

Написать комментарий к своей фотографии


Изготовить поделку из потенциального бытового мусора. Подготовить её презентацию.

Выполняют поделку из мусора и доказывают её значимость и полезность.


Подготовить презентацию своей поделки

















  • Ураганы (их еще называют тайфунами, от китайского «тай фын» - «большой ветер») - это гигантские атмосферные вихри. Они возникают над тропическими морями, когда поднимающийся теплый воздух начинает стремительно вращаться, захватывая обширные области. Диаметр таких вращающихся зон может достигать 500 и даже 1000 км, скорость вращения по краю доходит до 400 км/ч.

  • Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнению Все это приносит большие разрушения и приводит к человеческим жертвам.

  • Наиболее часто ураганы наблюдаются на Филиппинах, в Китае, Японии, в Южных районах США, в Северной части Австралии.

  • Смерч – это тоже вихрь, но не такой, как ураган. Он представляет собой крутящийся столб воздуха до 500 м шириной. Как пылесос, он засасывает все, что встречается на его пути. А движется он обычно со скоростью 50-60 км/ч. Смерч может поднять в воздух людей, скот, автомобили, постройки. Бывает случаи, когда смерч, пройдя через болота, озера, засасывал их содержимое и затем, угаснув, высыпал на голову изумленным людям «дожди» из рыб и лягушек.

  • Особенно часто опасные смерчи возникали в США. Там их называют «торнадо» (от испанского «торнадос» - вращающийся), а слово «смерч» - русское, оно происходит от слов «сумрак», поскольку смерч возникает в мрачной грозовой обстановке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!