познавательных УУД (ПУУД): умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
регулятивных УУД (РУУД): Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
коммуникативных УУД (КУУД): умения грамотно выражать речью свои мысли, умение работать в микрогруппах, : Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.
Методы и формы контроля: наблюдение, самоанализ, рефлексия, тестирование, оценочные вопросы.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент. 1 мин | Личностные: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению. Регулятивные: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль) | Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке. | Организуют рабочее пространство, готовятся к работе на уроке. |
Мотивация. 8 мин | Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других. РУУД: рефлексия содержания материала РУУД: контроля и оценки ПУУД: умения выдвигать гипотезы КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли ПУУД: умения экспериментировать, наблюдать ПУУД: умения сравнивать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли, умение работать в микрогруппах | Ребята, скоро Новый год! Подарки, поздравления, дискотека в школе…Девочки любят туфли на «шпильках». Но, девчонки, почему ходить по линолеуму «на каблуках-шпильках» нельзя? Вы правы, пол может сильно испортиться. И сегодня на уроке вы узнаете, почему это происходит. Вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. - Для этого нам сейчас с вами нужно вспомнить понятия, которые нам пригодятся сегодня на уроке. Выполняют тест на компьютерах. У вас на столах есть листки самоконтроля, возьмите их и в столбце тест поставьте оценку за свою работу. Вопросы классу: 1.Что такое сила? 2. Давайте вспомним, от чего зависит результат действия силы на тело? Давайте посмотрим, от чего еще может зависеть результат действия силы. Эксперимент: «Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры».(На столах: лотки со снегом, бруски и грузы)
Выставьте оценки друг другу в парах. | Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт Возможные ответы: шпильки проваливаются, от каблуков в полу дырки появляются и др. Выставляют оценки Выполняют экспериментальное задание. Оценивают друг друга. |
Актуализация знаний. 5мин | Познавательные: систематизация и обобщение знаний. Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других. | Выходим на тему урока Таким образом, тема нашего урока будет связана с изучением новой для вас физической величины. поможет нам кроссворд (слайд 2) Вопрос №1. Для измерения силы используется прибор. Как он называется? (ответ: Динамометр) Вопрос №2. Чем характеризуется действия силы? Одна из ее характеристик силы. (ответ: Направление) Вопрос №3. Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину? (ответ: Вес) Вопрос №4. Физическая величина, которая является причиной изменения скорости. Как называется эта величина? (ответ: Сила) Вопрос №5. Какая сила возникает при движении одного тела по поверхности другого? (ответ: сила Трения) Вопрос №6. Как называется единица силы? (ответ: Ньютон) Вопрос №7. Как называется сила, возникающая в пружине? (ответ: Сила упругости) Вопрос №8. Как называется сила, с которой Земля притягивает к себе все тела? (ответ: Сила тяжести) А теперь давайте назовем физическую величину, которую получили по вертикали в кроссворде. (Давление) Определить тему урока. А что именно надо узнать? Цели урока. Итак, тема урока: «Давление. Единицы измерения давления».
| Отвечая на вопросы систематизируют и обобщают знания, определяют тему урока и цель. 1. Определение 2. Обозначение 3. Формула 4. Единицы измерения 5. Способы измерения |
Изучение нового учебного материала. 10 мин | Познавательные: систематизация и обобщение знаний о природных явлениях, сравнивать, группировать на основе существенных признаков изучаемых явлений, ориентироваться в учебнике . Коммуникативные: отвечать на вопросы товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других. Регулятивные: осуществлять самоконтроль. ПУУД: умения анализировать
РУУД: контроля и оценки | Теперь вы поработаете в минигруппах (3-4 чел.) по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике. Откройте учебник и найдите ответы на вопросы.
Демонстрирует интерактивное задание мультимедиа (Давление единицы давления: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5249-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/ из коллекции ЦОР) При помощи интерактивной модели «Зависимость давления от силы и площади» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c27bbaf8-db87-48ed-8fed-7affc9db4358/view/
Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности. Обозначают давление прописной латинской буквой p . Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности. Запишем формулу: , где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры.
За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности. Эта единица имеет и собственное название и обозначение: . Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля. Кратные и дольные единицы измерения: 1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа 1 МПа = 1000000 Па 1 Па = 0,000001 МПа 1 мПа = 0,001 Па 1 Па = 1000 мПа
Оцените свою работу в группах и выставьте оценку. Посмотрите внимательно на формулу давления . От чего зависит давление? Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует….. Чтобы уменьшить давление следует…..
Примеры увеличения и уменьшения давления. Задание классу: Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить. Физкультминутка Раз, два, три, четыре. Руки выше, руки шире. Поворот направо, влево – Все мы делаем умело. Одну ногу поднимаем, Этим площадь уменьшаем. А давление растет. Прыгнем – вовсе пропадет. | Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в группах
Слушают и смотрят интерактивный модуль.
Оценивают свою работу.
Продолжают мысль учителя – увеличить силу давления или уменьшить площадь опоры. Продолжают мысль учителя – увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления. Приводят примеры. |
Осознание и осмысление. 5 мин | | Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут. 1 группа Пользуясь формулой для определения давления твердого тела, решить задачу: Определить, с какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала равна 3*10-16 м2, а производимое им давление составляет 3*1010 Па. 2 группа Определите максимальное давление спичечного коробка массой 15 г, лежащего на одной из грани. 3 группа Как необходимо передвигаться по хрупкому льду? Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий. Поставьте оценки за работу в группах. | Класс делится на 3 группы. Каждой группе дается отдельное задание на карточке. Делают расчеты на карточке с задачами; выбирают выступающего. Берут необходимое оборудование (спичечный коробок, линейка). Выбирают выступающего.
Выставляют оценки. |
Закрепления учебного материала. 5 мин | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммукативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | Молодцы! Отлично поработали! А сейчас я предлагаю вам проверить вашу память и написать небольшую проверочную работу. На выполнение теста вам дается 3 минуты. Время прошло. Поставьте оценки.
| Выполняют тест. |
Задание на дом. 3 мин | Коммукативные: обсуждение задания и распределение обязанностей; взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль). | Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. На «3» §35,36 ; Р. Т. стр 80-85 +На «4» Дополнительное домашнее задание – найти информацию о площади острия шипов растений, когтей, зубов, клыков животных и о площади соприкосновения животных с землей; подготовить доклад о жизни и деятельности Блеза Паскаля. +На «5» Определите давление, оказываемое вами на пол. | Записывают домашнее задание |
Подведение итогов занятия и рефлексия. 3 мин | Познавательные: рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Рефлексия деятельности: Оцените свою деятельность на уроке, используя оценочный лист: Рефлексия чувств, настроения, эмоций: В правой колонке выбери свой ответ из предложенных вариантов. | 1. На уроке я работал | активно / пассивно | 2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен | 3.Урок для меня показался | коротким / длинным | 4. За урок я | не устал / устал | 5. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен | 6.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным | Спасибо за урок! Удачи!
| Рефлексия учащегося Читают получившиеся предложения
|