СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Давление твердых тел."

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет технологическую карту урока физики в7 классе по теме "Давление твердых тел". Данный урок соответствует программе Перышкина. Урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Давление твердых тел."»

Технологическая карта урока.

Автор: Слугина Любовь Александровна, учитель физики МОУ «Деревянская СОШ №9»

Предмет: физика

Класс: 7

Базовый учебник: А.В.Перышкин «Физика 7»

Тема: Давление твердых тел. Способы изменения давления.

Дата проведения: 14.12.2016

Дидактическая цель урока: развитие представления о давлении твердых тел.

Задачи урока:

Образовательные: Ввести и объяснить понятие давления, его единицах измерения, формуле для вычисления и способах изменения; ввести понятие силы давления; формировать умения рассчитывать давление твердых тел аналитически и практически; учить применять знания в жизни.

Развивающие: Способствовать развитию универсальных учебных действий:

познавательных УУД (ПУУД): умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;

личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

регулятивных УУД (РУУД): Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

коммуникативных УУД (КУУД): умения грамотно выражать речью свои мысли, умение работать в микрогруппах, : Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

Воспитательные: Содействовать развитию познавательного интереса и коммуникативной компетентности. Способствовать формированию культуры умственного труда; культуры межличностного общения через организацию работы в группах и парах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ИКТ, наблюдение, решение задач.

ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, весы напольные, бумага в клеточку, линейка, спичечный коробок, карточки с заданиями, презентация.

Методы и формы контроля: наблюдение, самоанализ, рефлексия, тестирование, оценочные вопросы.



Эпиграф к уроку:

«Человек неученый, что топор неточеный;

Можно дерево срубить, да измаешься» (народная пословица)


Ход урока:

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент. 1 мин


Личностные: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению.

Регулятивные: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль)

Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке.

Организуют рабочее пространство, готовятся к работе на уроке.

Мотивация.

8 мин

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.

РУУД: рефлексия содержания материала


РУУД: контроля и оценки











ПУУД: умения выдвигать гипотезы

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

ПУУД: умения экспериментировать, наблюдать

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли, умение работать в микрогруппах



Ребята, скоро Новый год! Подарки, поздравления, дискотека в школе…Девочки любят туфли на «шпильках». Но, девчонки, почему ходить по линолеуму «на каблуках-шпильках» нельзя?

Вы правы, пол может сильно испортиться. И сегодня на уроке вы узнаете, почему это происходит. Вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую  вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно.

- Для этого нам сейчас с вами нужно вспомнить понятия, которые нам пригодятся сегодня на уроке.

Выполняют тест на компьютерах.

У вас на столах есть листки самоконтроля, возьмите их и в столбце тест поставьте оценку за свою работу.


Вопросы классу:

1.Что такое сила?
2. Давайте вспомним, от чего зависит результат действия силы на тело?

 Давайте посмотрим, от чего еще может зависеть результат действия силы.

Эксперимент:

«Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры».(На столах: лотки со снегом, бруски и грузы)



Выставьте оценки друг другу в парах.

Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт

Возможные ответы: шпильки проваливаются, от каблуков в полу дырки появляются и др.



Выставляют оценки











Выполняют экспериментальное задание.


Оценивают друг друга.

Актуализация знаний. 5мин


Познавательные: систематизация и обобщение знаний.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.


Выходим на тему урока

Таким образом, тема нашего урока будет связана с изучением новой для вас физической величины.

поможет нам кроссворд (слайд 2)

Вопрос №1. Для измерения силы используется прибор. Как он называется? (ответ: Динамометр)

Вопрос №2. Чем характеризуется действия силы? Одна из ее характеристик силы. (ответ: Направление)

Вопрос №3. Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину? (ответ: Вес)

Вопрос №4. Физическая величина, которая является причиной изменения скорости. Как называется эта величина? (ответ: Сила)

Вопрос №5. Какая сила возникает при движении одного тела по поверхности другого? (ответ: сила Трения)

Вопрос №6. Как называется единица силы? (ответ: Ньютон)

Вопрос №7. Как называется сила, возникающая в пружине? (ответ: Сила упругости)

Вопрос №8. Как называется сила, с которой Земля притягивает к себе все тела? (ответ: Сила тяжести)

А теперь давайте назовем физическую величину, которую получили по вертикали в кроссворде. (Давление)


Определить тему урока.

А что именно надо узнать? Цели урока.

Итак, тема урока: «Давление. Единицы измерения давления».

Отвечая на вопросы систематизируют и обобщают знания, определяют тему урока и цель.





























1. Определение

2. Обозначение

3. Формула

4. Единицы измерения

5. Способы измерения


Изучение нового учебного материала.

10 мин

Познавательные: систематизация и обобщение знаний о природных явлениях, сравнивать, группировать на основе существенных признаков изучаемых явлений, ориентироваться в учебнике .

Коммуникативные: отвечать на вопросы товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль.

ПУУД: умения анализировать













РУУД: контроля и оценки



Теперь вы поработаете в минигруппах (3-4 чел.) по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике. Откройте учебник и найдите ответы на вопросы.









Демонстрирует интерактивное задание мультимедиа (Давление единицы давления: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5249-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/ из коллекции ЦОР)


При помощи интерактивной модели «Зависимость давления от силы и площади» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c27bbaf8-db87-48ed-8fed-7affc9db4358/view/



Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.

Обозначают давление прописной латинской буквой p .

Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности. Запишем формулу: , где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры.



За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности. Эта единица имеет и собственное название и обозначение: .  Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля.

Кратные и дольные единицы измерения:

1 кПа = 1000 Па

1 Па = 0,001 кПа

1 МПа = 1000000 Па

1 Па = 0,000001 МПа

1 мПа = 0,001 Па

1 Па = 1000 мПа



Оцените свою работу в группах и выставьте оценку.


Посмотрите внимательно на формулу давления .

От чего зависит давление?

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует…..



Чтобы уменьшить давление следует…..



Примеры увеличения и уменьшения давления.

Задание классу: Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить.

 

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре.

Руки выше, руки шире.

Поворот направо, влево –

Все мы делаем умело.

Одну ногу поднимаем,

Этим площадь уменьшаем.

А давление растет.

Прыгнем – вовсе пропадет.


Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в группах










Слушают и смотрят интерактивный модуль.

 

 

 

 

 

 

 











Оценивают свою работу.































Продолжают мысль учителя – увеличить силу давления или уменьшить площадь опоры.

Продолжают мысль учителя – увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления.

Приводят примеры.

 


Осознание и осмысление.

5 мин


Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут.

1 группа

Пользуясь формулой для определения давления твердого тела, решить задачу:

Определить, с какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала равна 3*10-16 м2, а производимое им давление составляет 3*1010 Па.

2 группа

Определите максимальное давление спичечного коробка массой 15 г, лежащего на одной из грани.

3 группа

Как необходимо передвигаться по хрупкому льду?


Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий.

Поставьте оценки за работу в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждой группе дается отдельное задание на карточке.


Делают расчеты на карточке с задачами; выбирают выступающего.

Берут необходимое оборудование (спичечный коробок, линейка). Выбирают выступающего.





Выставляют оценки.

Закрепления учебного материала.

5 мин

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммукативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Молодцы! Отлично поработали!

А сейчас я предлагаю вам проверить вашу память и написать небольшую проверочную работу. На выполнение теста вам дается 3 минуты.

Время прошло. Поставьте оценки.




Выполняют тест.

Задание на дом.

3 мин

Коммукативные: обсуждение задания и распределение обязанностей;
взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль).

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

На «3» §35,36 ; Р. Т. стр 80-85

+На «4» Дополнительное домашнее задание – найти информацию о площади острия шипов растений, когтей, зубов, клыков животных и о площади соприкосновения животных с землей; подготовить доклад о жизни и деятельности Блеза Паскаля.

+На «5» Определите давление, оказываемое вами на пол.


Записывают домашнее задание

Подведение итогов занятия и рефлексия.

3 мин

Познавательные: рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Рефлексия деятельности:

Оцените свою деятельность на уроке, используя оценочный лист:


Рефлексия чувств, настроения, эмоций:

В правой колонке выбери свой ответ из предложенных вариантов.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал


5. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


6.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным



Спасибо за урок! Удачи!



Рефлексия учащегося

Читают получившиеся предложения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!