Технологическая карта урока географии 6 класс "Градусная сеть" по УМК Е.М.Домогацких, урок изучения нового материала, с использованием электронных приложений
Предметные результаты:давать определения терминов и понятий по тематике урока; называть и показывать на картах и глобусе экватор, начальный меридиан, полюсы, полушария (Северное, Южное, Западное, Восточное); определять направления и расстояния по карте; находить и называть сходства и различия элементов градусной сети на глобусе и карте.
Метапредметные результаты:
Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; анализу и обобщению тематического материала; формулировке выводов.
Коммуникативные: кратко излагают своё мнение, аргументируя его; формулируют свои мысли в устной и письменной форме; участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.
Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности; выдвигают гипотезы; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально; оценивают достигнутые результаты.
Личностные результаты: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу и к географии в целом; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают результат учебной деятельности, причины её успешности или неуспешности.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии 6 класс "Градусная сеть"»
Матвеева Н.М., учитель географии МБОУ «СОШ № 7» г.Сафоново Смоленской области
Технологическая карта урока географии
Предмет | География |
Класс | 6 класс |
Учитель | Матвеева Н.М. |
Тема урока | Градусная сеть |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Авторы УМК | Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский |
Цели деятельности учителя | Способствовать формированию представлений о градусной сети на глобусе и карте, параллелях и меридианах; создать условия для формирования умений работать на контурной карте, определять направления и расстояния по карте |
Образовательные ресурсы | Электронные приложения издательств «Русское слово», «Сферы», «Полярная звезда»: Градусная сеть. Параллели и меридианы; видеофрагмент; интерактивная презентация; географический практикум в программе Hot Potatoes |
План урока | 1.Экватор, полушария, полюса. 2.Меридианы и параллели. 3.Градусная сеть. 4.Составление заданий на определение направлений по карте. 5.Работа на контурной карте. |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
Технология построения урока | Системно-деятельностный подход |
Основные понятия | Экватор, начальный (нулевой Гринвичский) меридиан, полушария, полюса, параллели, меридианы, градусная сеть |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Давать определения терминов и понятий по тематике урока; называть и показывать на картах и глобусе экватор, начальный меридиан, полюсы, полушария (Северное, Южное, Западное, Восточное); определять направления и расстояния по карте; находить и называть сходства и различия элементов градусной сети на глобусе и карте. | Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; анализу и обобщению тематического материала; формулировке выводов. Коммуникативные: кратко излагают своё мнение, аргументируя его; формулируют свои мысли в устной и письменной форме; участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности; выдвигают гипотезы; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально; оценивают достигнутые результаты. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу и к географии в целом; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают результат учебной деятельности, причины её успешности или неуспешности. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Вызов | Установить тематическую рамку («могу») Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо») Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу») |
Осмысление | Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки |
Рефлексия | Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона Формировать адекватную оценку правильности результатов действия Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности |
Структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля |
1. Мотивация у учебной деятельности (2 мин) | Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки | Включаются в работу, обсуждают тему и цели урока, вспоминают известный материал по теме урока | |
2.Актуализация знаний | Демонстрация видеофрагмента «Форма Земли, главные линии на карте» | Организует работу учащихся | Вспоминают материал о форме Земли, учебные понятия «экватор, полушария, полюсы» | Устные ответы |
3.Изучение нового материала | Работа с электронными приложениями, интерактивной презентацией | Организует работу с электронными приложениями, интерактивной презентацией, комментирует новый материал, организует работу с картой и глобусом (Приложение 1) | Знакомятся с новым учебным материалом, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, работают с картой и глобусом | Устные ответы |
4.Первичное осмысление и закрепление изученного материала | Работа с картой, глобусом, тестами географического практикума, на контурной карте | Организует работу с картой, глобусом, на интерактивной доске с географическим тестом (Приложение 2) | Отвечают на вопросы учителя, работают с заданиями на карте, с глобусом, выполняют на интерактивной доске тест, задания интерактивных приложений, работают с заданиями на контурной карте (Приложение 3) | Устные ответы, работа на контурной карте |
5.Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает учащимся определить степень достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность | Выясняют степень достижения поставленных на уроке целей, рефлексируют свою деятельность (Приложение 4), задают вопросы учителю по материалу урока. | Оценивание работы учащихся на уроке, комментирование оценок |
6.Домашнее задание | § 2, записи в тетрадях | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю по домашнему заданию | |
Приложение 1
Мотивация к учебной деятельности – слайд 1-3 интерактивной презентации, показывают тему урока, цели и стихотворение, соответствующее содержанию урока, запускаются по щелчку мыши.
Изучение нового материала – слайд 4 показывает основные географические термины урока, на которые установлены гиперссылки, переходя по которым раскрывается содержание понятия.
Слайд 5 – «Полюса Земли» сопровождается речью диктора, на физической карте полушарий анимацией по щелчку мыши выделяются полюса Земли. В нижнем правом углу на слайде находится возвратная кнопка в виде ориентира направлений на слайд 4 с гиперссылками.
Слайд 6 – «Экватор» сопровождается речью диктора, на физической карте полушарий анимацией по щелчку мыши выделяется экватор и полушария Земли. По возвратной кнопке – переход на слайд 4.
Слайд 7 – «Гринвичский (нулевой) меридиан – сопровождается речью диктора и по щелчку мыши выделяется нулевой меридиан на карте полушарий. По возвратной кнопке – переход на слайд 4.
Слайд 8-9 – «Меридианы», «Параллели» - сопровождается речью диктора, анимацией выделяются меридианы и параллели по щелчку мыши, на слайде 9 стрелками показаны самая длинная и самая короткая параллели. По возвратной кнопке – переход на слайд 4.
Слайд 10 – «Градусная сетка» по щелчку мыши открывается видеофрагмент «Образование градусной сетки», далее по щелчку запускается речь диктора.
Градусная сетка состоит из меридианов и параллелей и покрывает весь земной шар.
Далее работаем с картой и глобусом, обучающиеся делают вывод о форме параллелей и меридианов, а также разной их длине, объясняют это тем, что Земля имеет форму – геоид.
Далее учимся определять направления и расстояния по карте.
Используется материал интерактивных приложений как конкретизация знаний и их закрепление по материалу урока.
Приложение 2
Работа с картой, глобусом, на интерактивной доске с географическим тестом из географического практикума по данной теме.
Задания для работы с картой и глобусом:
Назовите и покажите, какие материки пересекает экватор;
Назовите и покажите, какие материки пересекает начальный меридиан;
В каких полушариях находятся океаны: Тихий, Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический;
В каких полушариях находится остров Гренландия, остров Мадагаскар;
Какие географические объекты занимают околополюсное положение.
К этому уроку мною разработан Географический практикум на повторение и оценивание знаний обучающихся в программе
Hot Potatoes.
Тест «Градусная сетка», где даны вопросы по теме с ответами. Обучающийся должен выбрать правильный ответ из перечисленных; программа проверит правильность выполнения теста и выдаст оценку в процентах; укажет на ошибки. Также возможно подумать и исправить неправильный ответ.
Приложение 3
Задания для работы на контурной карте по данной теме направленные на первичное осмысление и закрепление изученного материала:
На контурной карте обозначить:
синим цветом – экватор;
красным цветом – начальный меридиан;
зелёным цветом – 180- меридиан;
чёрным – полюсы Земли;
провести меридианы 10 0, 100 0, 140 0 в восточном полушарии, меридианы 50 0, 70 0 в западном полушарии;
провести параллели 20 0, 50 0, 80 0 в южном полушарии, параллели 30 0, 60 0 в северном полушарии;
красным цветом подписать материки, которые пересекает экватор;
синим подписать материк и океан, через которые проходят все меридианы Земли;
зелёным подписать материки, которые не пересекаются ни экватором, ни 0 – меридианом, ни 180 – меридианом.
Приложение 4
На этапе Рефлексии обучающимся предлагается устно или письменно( на листочках) продолжить фразу:
1) на уроке я работал активно / пассивно;
2) своей работой на уроке я доволен / не доволен;
3)за урок я не устал / устал;
4)мое настроение стало лучше / стало хуже;
5)материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен;
6)какую оценку я ставлю себе за работу на урок