2.Повторение изученного материала | Учитель: Ребята, включите интерактивный глобус и покажите материки. Цифрами обозначьте на интерактивной карте полушарий материки в порядке уменьшения их площади Назовите понятие по его определению: 1.Уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи условных знаков. 2. Прочтите масштаб настенной карты. Какой масштаб изображён? Какие ещё виды масштабов вы знаете? 3. Точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью. На интерактивной карте обозначьте СП и ЮП. 4. Объёмная модель земного шара. 5. Одинаковы ли величины экваториального и полярного радиусов? Объясните с помощью мяча. 6. Воображаемая окружность на поверхности Земли, находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов. Красным цветом выделите линию экватора. 7. На какие полушария экватор делит Земной шар? Прикрепите магнитами буквы «С» и «Ю» к полушариям. | Показывают материки Рисуют цифры на материках Отвечают на вопросы (Географическая карта). (В 1 см. 220 км. Именованный) (Численный, линейный) (Полюс). Работа с интерактивной картой. (Глобус). Показывают на мяче, что земля у полюсов немного сплюснута. (Экватор). Работают с демонстрационной и интерактивной картами. (Северное и Южное полушарие). Обозначают буквами полушария. | УУД: умение строить высказывание Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы |
3. Актуализация знаний | Учитель: послушайте стихотворение. Был, говорят, где-то случай такой. Ехали люди с работы домой. Только доехали, вдруг – чудеса: Все позабыли свои адреса. Ищут, волнуются, смотрят кругом, Где эта улица? Где этот дом? Ищут водители: «Где наш гараж?», Мечутся жители: «Где наш этаж?». Я рассказала про это нарочно, Чтобы проверить, знаешь ли точно, Где ты живешь? Где построен твой дом? И хорошо ли ты с домом знаком?
Ребята, а вы хорошо знаете свой адрес?
У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Какими способами можно определить свое местонахождение? Как найти на Земле какой-либо пункт, как узнать его географический адрес? Ребята, если бы вы попали в театр, как бы вы нашли своё место? Перед вами шахматная доска. Как расставить шахматные фигуры? Если мы внимательно рассмотрим и глобус и географическую карту, то увидим, что они тоже покрыты клетками, которые образованы пересекающимися продольными и поперечными линиями. Учитель: Какая же тема нашего урока? Тема урока: «Градусная сеть на глобусе и картах» (Слайд 1) На какие вопросы мы должны с вами ответить, изучая сегодняшнюю тему? | Учащиеся называют свой адрес проживания. (В билете указан ряд и место) (Каждая клетка имеет свой адрес, состоящий из буквы и цифры. Зная их, мы легко находим нужную клетку, чтобы поставить туда фигуру, т.е. играем в шахматы) (Внимательно рассматривают глобус и карту) Записывают тему урока в тетрадь. 1. Что такое градусная сеть? 2. Как называются продольные и поперечные линии? 3.Как они выглядят на глобусе и картах? | Регулятивные УУД: постановка учебной цели и темы урока Познавательные УУД: моделирование изучаемого содержания Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, целеполагание. |
4. Изучение нового материала | Учитель предлагает учащимся разделиться на две группы (команды): «Меридианы» и «Параллели». Учитель выступает в роли ведущего, организует мыслительную деятельность учащихся, не даёт готовых ответов, только уточняет задания-вопросы. 1 группа «Меридианы» Учитель: Ребята, что вы узнали о меридианах? Проверяем, как вы заполнили таблицу. (Слайд 2-3) – Что такое меридианы? - В какие стороны горизонта направлены? - Одинакова ли длина меридианов и чему она равна в километрах? -Какова длина меридиана в градусах? -Количество километров в 10 - Какова форма на глобусе? На карте полушарий? Учитель рассказывает учащимся о начальном меридиане. (Слайд 4-5) Но меридианы все одинаковы, откуда же вести счёт? Учёные договорились считать за начальный меридиан тот, который проходит через обсерваторию Гринвич недалеко от Лондона. Поэтому он и получил название Гринвичский, или начальный, или нулевой (имеет обозначение в 00 ) Есть и конечный меридиан, он носит обозначение 1800 Для того, чтобы на глобусе и картах было проще находить экватор, нулевой и конечный меридианы, их выделяют более жирной линией. Начальный меридиан и меридиан 1800 делит Землю на Восточное и Западное полушария. (Слайд 6) Синим цветом обозначьте нулевой меридиан. Прикрепите магнитами буквы «В» и «З» к полушариям. Учитель: Что вы узнали о параллелях? (Слайд 7-8) 2 группа «Параллели» – Что такое параллели? - В какие стороны горизонта направлены - Одинакова ли длина параллелей. - Длина в градусах самой большой параллели – Как они выглядят на глобусе и картах | Учащиеся объединяются в группы, организуют своё рабочее место. Группы работают с текстом §10, анализируют карту и глобус. Заполнение таблицы (Приложение 1.) Кратчайшие линии, соединяющие географические полюса. (Записывают определение в тетрадь) Север-юг Одинаковая, и равна 20000 км. 1800 111 км. Дуга (полуокружность) Гринвичский, начальный, нулевой Меридиан (записывают в тетрадь) Работают с демонстрационной и интерактивной картами. Обозначают буквами полушария. Зачитывают данные таблицы Зачитывают данные таблицы Линии, проведенные параллельно экватору. (Записывают определение в тетрадь) Запад-восток Разная Экватор,40075км Окружность, дуга. | Познавательные УУД: работа с информацией, работа с учебными моделями использование знакосимволических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения. Регулятивные УУД: умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму. Коммуникативные УУД: межличностное и деловое сотрудничество слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. |
6. Изучение нового материала (продолжение) | Учитель: Через сколько градусов проведены меридианы на карте полушарий? (Слайд 9) Где подписаны меридианы на карте полушарий? Есть ли на земле материк, который пересекают все меридианы? (Слайд 10) Есть ли на земле океан, который пересекают все меридианы? Через сколько градусов проведены параллели на карте полушарий? (Слайд 11) Что можно назвать нулевой параллелью? Где подписаны параллели на карте полушарий? Путешествие по какой параллели будет короче – 60-й или 40-й? Учитель: А сейчас откройте контурные карты на стр.8-9 и обозначьте красным цветом экватор, синим – начальный меридиан, зелёным – меридиан 1800. Параллель как и меридиан можно провести через любую точку земной поверхности. (Слайд 12). В каждой точке параллель перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к северу, в направлении меридиана, и разведете в стороны руки, то они укажут направление на параллели, т.е. запад-восток. Ребята, давайте с помощью тонкого шнура проведём меридиан и параллель в нашем классе. Учитель: Параллели и меридианы проведены через определённое количество градусов. Параллели и меридианы составляют градусную сетку карты (Слайд 13) Учитель: Для чего же нужны параллели и меридианы? Учитель: Древнегреческий ученый Эратосфен, живший в 276 -194 гг. до н. э., впервые предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии – параллели и меридианы | Отвечают на вопросы: Через 100 На экваторе Да. Антарктида. Да Северный Ледовитый океан. Через 100 Экватор. На рамке карты По 60-й Работа с контурными картами и картами атласа. Учащиеся выполняют практическое задание со шнуром. Градусная сетка = параллели + меридианы (записать в тетрадь) Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат) | Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации Коммуникативные УУД: Умение работать совместно, слушать собеседника. Выражать свои мысли Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи и решать их Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации. |
7. Обобщение и систематизация знаний | Учитель: По физической карте полушарий в атласе определите, какие материки и океаны пересекают экватор с запада на восток? (Слайд 14) Какой материк находится в южном и восточном полушариях? В каких полушариях находится материк Африка? (Слайд 15) В каком направлении протекает река Амазонка в Южной Америке, если она впадает в Атлантический океан? В каком направлении протекает река Нил в Африке, если она впадает в Средиземное море? В каком направлении протекает река Миссисипи в Северной Америке, если она впадает в Мексиканский залив? Учитель: Ребята, отгадайте загадки Он – Земли изображенье, И не любит искаженья (Глобус) Полюса соединяю, Через Лондон пробегаю (Нулевой меридиан) Землю ровно разделил, Север с югом примирил (Экватор) Глобус весь пересекают, Сходятся на полюсах. Постепенно подвигают Стрелки на любых часах. Через сушу, океаны, Пролегли (меридианы) Старший среди них - экватор, И от севера до юга, Эти линии, ребята, Параллельны все друг другу. Догадаться вы сумели, Что же это? (Параллели) | Отвечают на вопросы Тихий океан, Южная Америка, Атлантический океан, Африка, Индийский океан. Австралия В северном, южном, восточном и западном. В восточном В северном В южном Отгадывают загадки | Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы Регулятивные УУД: Умение контролировать и оценивать работу |