государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урока изобразительного искусства,
проведенного в 3 «А» классе
ГКОУ РО "Зерноградская специальная школа-интернат"
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Либет Ириной Андреевной
Учитель: Устенко Л.А.
Методист: Устенко Л.А.
_____________________
(подпись)
Зерноград
2017
Программа под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»,
Тема класса: «Искусство вокруг нас». Тема четверти: «Искусство в твоем доме».
Тема урока: «Посуда у тебя дома».
Цель как планируемый результат деятельности: Помочь детям осознать, что без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни один предмет и познакомить с разнообразием посуды, техникой выполнения гжельской росписи.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.
- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
-Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.
-Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
-освоение диалоговой формы общения
Познавательные:
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
-Сравнивать форму и украшение посуды с её назначением: праздничная или повседневная.
-Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в предметах посуды.
Зрительный ряд: Презентация.
Оборудование для учителя: проектор, презентация к уроку, технологическая карта, шаблоны.
Материалы для учащихся: кисти, синяя и белая гуашь, палитра, карандаш, альбом для рисования, вода, шаблоны посуды.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Самоопределение к деятельности | Здравствуйте ребята, Меня зовут Ирина Андреевна и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я (Слайд 1) Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь друг другу. Теперь посмотрите на меня. Я желаю вам работать дружно и открыть что-то новое. Проверьте свою готовность к уроку. | Включаются в деятельность. Проверяют своё рабочее место. | - Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся. |
2.Актуализация знаний и мотивация | Ребята, а чем вы занимались на прошлых уроках? Мы продолжаем с вами изучать тему: «Искусство в твоём доме». Русский художник Борис Михайлович Неменский (Слайд 2) говорил: «Создание каждой вещи – это большая работа. Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь, как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить». У каждого в доме есть предметы, над которыми трудились художники. | Ответы детей. Слушают внимательно учителя. | - Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. - Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности. - Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в предметах посуды. |
3.Операционно-исполнительский этап. 3.1.Выход на тему урока. «Открытие» детьми нового знания. Целеполагание. Постановка проблемы. Физкультминутка | Посмотрите на экран (Слайд 3) Что вы видите? Кто догадался, о чем пойдет речь? Сообщение темы и цели урока. Да, сегодня мы с вами поговорим о посуде. Тема нашего урока так и называется: «Посуда у тебя дома» (Слайд 4) | Смотрят на экран. - Посуда. - О посуде у нас дома. | - Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. |
3.2.Подготовка к реализации замысла Выбор метода решения проблемной ситуации. Педагогический рисунок, показ (если нужен) | - Ребята, назовите предметы посуды, которые есть в вашем доме. - Перед вами предметы царской посуды (Слайд 5), выполненной из золота. Очень причудливы вазы из стекла (Слайд 6). Их выдувает из большой капли раскалённого стекла художник-стеклодув. - Рассмотрим 2 чашки для чая (Слайд 7) - Обратите внимание на форму, силуэт, украшения. - Какая чашка подойдёт для праздничного стола? - Есть будничная посуда – на каждый день, а есть праздничная посуда. - Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды? - А кто из вас знает, как называется набор посуды? - Я соберу всю посуду, которая перед вами и скажу, что это сервиз. Буду ли я права? Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды (Слайд 8). - А из каких материалов делают посуду? Из какого материала сделана кастрюля? Графин? Ковш? Керамическая кружка? (Слайд 9, 10) - А мы с вами сегодня познакомимся с глиняной посудой из города Гжель. (Слайд 11). Стих. Ах, ребята, верь - не верь, Есть в России город Гжель. Привезла я вам оттуда… Посмотрите, вот так чудо! В белом небе, словно птицы, Всем на загляденье Голубых цветов поляна – Дивных рук творенье. Здесь и кружки, и кувшины, Как весной капель, С красотою несравненной Чудо – наша Гжель. - Рассмотрим гжельскую посуду (Слайд 12) Посуда Гжели кажется воздушной – в ней синь рек и неба с облаками. Она лепится из глины и поэтому бывает неожиданной формы и с украшениями. - Гжелью исстари называлась местность богатая залежами глин, из которых народные умельцы лепили то, что нужно было в быту и мило душе. Изделия расписываются только синей краской. - Рассмотрим технику гжельской росписи. Вначале художник придумывает форму предмета посуды, делает эскиз на бумаге, работая карандашом, потом синей краской. Затем по эскизу делает роспись на глиняном изделии. - Посмотрите внимательно, из чего состоит роспись? (Слайд 13) - Элементы гжельской росписи – это «точки и прямые линии» (Слайд 14) (демонстрируются приемы). Цветы можно изобразить, используя технику «капелька» (демонстрируются приемы) (Слайд 15) Также элементами гжельской росписи являются «бордюры» (демонстрируются приемы) (Слайд 16) Физминутка | Ответы детей. Слушают учителя. - Праздничная более нарядная, хрупкая, изящная Ответы детей. - Кастрюля – из железа; графин – из стекла; ковш – из дерева; керамическая кружка – из глины. Слушают учителя. Смотрят на экран. - Цветы, травы, птицы. Повторяют движения за учителем. | - Умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя. - Сравнивать форму и украшение посуды с её назначением: праздничная или повседневная. |
3.3.Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа детей. | Задание: вам нужно изобразить и украсить по мотивам гжельской росписи праздничную посуду для чая. Для этого воспользуйтесь шаблонами. Затем украсить синей краской без предварительной прорисовки карандашом. | Слушают учителя. Самостоятельно работают. | - Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности. |
4.Оценочно-рефлексивный этап. Самооценка детьми собственной деятельности. Подведение итогов урока | С каким видом росписи вы познакомились? Как называются элементы гжельской росписи? Назовите город, где изготавливают бело-синюю глиняную посуду. Как называют полный набор посуды? Выставка работ учащихся. Оценивание и похвала. - Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что в каждой вещи, в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника. А без участия наших Братьев Мастеров не создается никакая посуда, будь то праздничная или повседневная. Уборка рабочего места. | Отвечают на вопросы Вывешивают у доски свои работы в разных частях доски. Слушают учителя. Убирают своё рабочее место. | - Умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя. - Оценивают результат своего труда. |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
1. Тема урока: «Посуда у тебя дома». Программа, по которой работает класс: «Школа России».
2. Дети в этом классе активные и любознательные.
3. В разделе «Искусство вокруг нас». В четверти 2 урок. Урок не связан с предыдущим.
4. Цель: помочь детям осознать, что без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни один предмет и познакомить с разнообразием посуды, техникой выполнения гжельской росписи.
5. На этапах актуализации знаний и мотивации; подготовки к реализации замысла (выбор метода решения проблемной ситуации) решались задачи, направленные на достижение предметных результатов: сравнивать форму и украшение посуды с её назначением: праздничная или повседневная; осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в предметах посуды.
На этапах актуализации знаний и мотивации; реализации замысла (самостоятельная практическая работа детей) решались задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности; совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности; освоение диалоговой формы общения; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.
На этапе реализации замысла (самостоятельная практическая работа детей) решались задачи, направленные на достижение личностных результатов: создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся; формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Запланированное удалось использовать на уроке. Учащиеся усвоили материал.
6. Детей удалось включить в запланированную деятельность на всех этапах урока. Они активно отвечали на вопросы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу.
7. Отражение в содержании урока работы, направленной на формирование УУД:
- Личностные УУД: уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм формировались на этапе реализации замысла и оценочно-рефлексивном этапе с помощью наглядного метода: показ детских работ в конце занятия.
- Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов формировались на этапе подготовки к реализации замысла с помощью метода беседы.
- Регулятивные УУД: развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности; совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать формировались на этапе актуализации знаний и мотивации.
- Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника, иметь положительное отношение к чужой точке зрения формировались на этапе актуализации знаний и мотивации с помощью метода беседы.
8. Я считаю, что урок достиг поставленной цели. Критерием этой оценки является созданный продукт – изображение праздничной посуды для чая в технике гжельской росписи.