СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Когда пишется Ы?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе составлена с учетом требований ФГОС к УМК В.Я. Бабайцевой, при проведении урока используются приемы "Фишбоун", используется модель Фрейера, для проверки знаний предлагается ряд тестов, как для проверки ранее усвоенных знаний, так и знаний по новой теме. 

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока "Когда пишется Ы?"»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.


Тема: Когда пишется буква Ы?

Тип: урок «открытия» новых знаний.

Цель: - изучение нового материала.

Задачи:

- актуализировать знания по пройденным темам;

- способствовать развитию коммуникативных навыков;

- развивать речь письменную и устную;

- мотивировать на получение знаний;

- обогащать словарный запас;

- развивать внимание;

- развивать умение работы со словарем.

Планируемые результаты

Предметные:

– изучение выбора гласной Ы после ц;

– развитие умений выполнения различных видов анализа;

– повторение ранее изученного материала.

Метапредметные:

- целеполагание и планирование своей деятельности;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

– контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия.

– смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста;

- формулирование ответов на вопросы учителя;

- построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

– представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем).

– приобретение опыта работы в группе;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;

- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

– готовность выступать перед аудиторией сверстников;

– формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация.

Личностные:

- осмысление нравственных и этических ценностей;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.


Межпредметные связи

Ресурсы урока:


Информационно-методические:

  1. Учебник русского языка УМК В.Я. Бабайцева

2. Карточки с заданиями.

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности

Объясняют смысл приветствия (определяют личностный смысл учения; формулируют собственное мнение; осознанно строят речевое высказывание в устной форме):



Без труда не вынешь рыбки из пруда.


Приветствует учащихся и читает четверостишье:

Если станешь ты трудиться,

Будет чем тебе гордиться.

Будь упорен, смел, отважен.

Труд в учебе очень важен..

- Как вы понимаете эти слова?

- Желаю вам, ребята, успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться.

- Вы готовы сегодня трудиться?

Актуализация необходимых знаний

Учащиеся выполняют задания в течение 10 минут.

Чтобы отправиться по дороге знаний, я предлагаю вам выполнить индивидуальные задания по карточкам с целью проверки ранее изученного материала. Учитель раздает карточки учащимся с дифференцированными заданиями.

Организация познавательной деятельности




Обдумывают самостоятельно.



Обсуждают в парах.

Высказывают версию соседа по парте.

Читают правила.

Отвечают. Рассказывают правило.



Учитель создает проблемную ситуацию, предлагая учащимся поразмышлять над следующим вопросом:

(на доске записаны слова: братц.., краснолиц..м – нац…я)

Ц..ган - ц..фра )

- Подумайте самостоятельно: какую гласную следует написать в этих существительных после Ц. От чего будет зависеть ваш выбор?

-Обсудите в парах ваши предположения.

- Какую версию выдвинул ваш сосед по парте?

- Прочтите правило на параграф 43.

- От чего зависит выбор гласной в существительных после ц?


Работают в парах со словарем.


Записывают: Нация - 1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей,образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических
связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
2. В нек-рых сочетаниях: страна, государство. Организация Объединенных Наций. II прил. национальный, -ая, -ое. Национальные интересы. Национальноеравноправие.

- Ребята, а как вы понимаете смысл слова нация? Ответ найдите в толковом словаре С.И.Ожегова. Запишите в свои словарики.

Учащиеся, выбегая друг за другом по цепочке, распределяют слова по группам (гласная Ы в существительных после ц), аргументируя свой выбор.

Используя прием «фишбоун», проводится закрепительный диктант с записью в тетради и на доске.

Готовят листочки для самостоятельной работы по модели Фрейера.






Обмениваются. Проверяют. Оценивают.

Используя модель Фрейера, проводится самостоятельная работа учащихся.

Слова для диктанта: гвардейцы, устрицы, круглолицый, куцый;

Революция, операция, акция, цивилизация; лисицын, курицын,

сестрицын; цитата, цикл, циркуль, цитрусовый; цыганский,

цыкнул, цыпленок, цыпочки .

- Обменяйтесь работами с соседом по парте. Проверьте. Поставьте оценки.

Критерии оценок:

0-1 ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

6 и более – «2»


Определяют. Записывают: Гвардеец – военнослужащий гвардии. (уточнение: гвардия- 1.отборные, лучшие войска.2.перен. лучшая, испытанная часть коллектива, группы)

- Определите лексическое значение слова гвардеец по толковому словарю С.И.Ожегова. Запишите значение слова в словарик.




Существительное в И.п. на- ия в Р.п., Д.п.,П.п. заканчивается на –ии. Выполняют разбор.

- Запишите предложение и выполните его синтаксический и пунктуационный разборы:

Гвардеец - военнослужащий гвардии.

- Объясните правописание –ии в слове гвардии.

Выполняют морфемный разбор:


1 вариант – гвардей – эц - □


2 вариант – гвардий - и

Сравнивают.

- Выполните морфемный разбор слов:

1 вариант – гвардеец

2 вариант - гвардии


- Сравните с эталоном

Выполняют фонетический разбор.

1 ряд - [ц] – согл., непар.глух., непар.тверд., обозначен буквой це.

2 ряд - [й'] – согл., сонор., непар.звонк., непар.мягк..


Обмениваются. Проверяют. Выставляют оценки.



Тестирование

- В группах по очереди выполните фонетический разбор звуков (каждый друг за другом называет по одной характеристике, начинает участник 1):

1 ряд - [ц]; 2 ряд - [й'].

- После выполнения задания обменяйтесь работами и проверьте. Поставьте оценки команде.


Взаимопроверка по эталону, оценивание

(Приложение 5)


Подведение итогов

Отвечают.


Выполняют. Оценивают.







Записывают.

- От чего зависит выбор гласной Ы после ц?

- Оцените свои знания по следующим критериям:

1. Те, кто понял тему и может объяснить ее другим, поставьте себе за урок на полях оценку 5.

2. Те, кто понял тему, но объяснить другим не может, поставьте оценку 4.

3. Те, кто не понял тему, поставьте оценку 3.


- Запишите домашнее задание:

1. упражнение 432, параграф 43.

Дополнительное задание : составить словарный диктант (10-15 слов)

на изученную орфограмму

Дополнительный материал: И.Г.Добротина «Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах».

Диагностика достижений планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания: составить синквейн по пройденной теме.

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения



















Приложение № 1

Карточка № 1


Вставьте пропущенные орфограммы. Выполните синтаксический анализ предложения:


И все эти слова р…дник р…дина нар…д р…дня между собой.


Карточка № 2


Вставьте пропущенные орфограммы в словах. В случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю. Найдите слова с полногласием.


Ш…пот, ш…фёр, ж…нглёр, шо…се, (с) улиц…, ц…трус, ц…плёнок, храбрец…, ц…клон, р…стение, отр…сль, р…сток, р…стительный, м…л…дой, прил…гать, перел…жить, сл…жение. ра…свет, рас…чет, по…черк, (много) туч…, рож…, прелес…ный. (в)двоём, (ото)всюду.


Карточка № 3


Расставьте ударение в словах. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю:


Каучук, фарфор, цемент, щавель, звонит, красивее, свекла, силос, досуг, километр, портфель, партер, квартал, туфель,


Карточка № 4


Вставьте пропущенные орфограммы в словах, опираясь на орфографический словарь:


(В)сегда, фу…бол, хок…ей, матч…, рю…зак, во…зал, брош…ра, параш…т, в…юга, под…ём, (с)права, (в)низу, чудес…ный, скуч…ный, к…бинет, п…анино.
















Приложение № 2 Прием «Фишбоун»





Цыпленок ножницы бледнолицый куцый молодцы

дисциплина мотоцикл ситуация цитадель конституция

И после Ц

Ы – И после Ц

Ы после Ц












Приложение № 3 Модель Фрейера




Ы в окончании существительных и прилагательных

после Ц


гвардейцы

устрицы

круглолицый

куцый





Гласная Ы после ц

в существительных







Ы в суффиксах прилагательных после ц


лисицын

курицын

сестрицын


И в окончании существительных


революция

операция

акция

цивилизация








И в корне существительных после ц


цитата

цикл

циркуль

цитрусовый




Исключения: цыганский

цыкнул

цыпленок

цыпочки









Приложение № 4

Синтаксический разбор предложения

с.И.п.2с. с.И.п.адъектив.скл. с.Р.п.1с.

Гвардеец – военнослужащий гвардии. (повест., невоскл., простое, двусост., распр., неосл.)


[ с.И.п. - с.И.п. ]. 1. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

Тест на проверку усвоения орфограммы

1. В каком слове на месте пропуска пишется Ы? Приложение 5

1) ц...нк
2) куц...й хвост
3) черепаший панц...рь
4) милиц...я

2. В каком слове на месте пропуска пишется И?

1) светлолиц...й юноша
2) громко ц...кнуть
3) солёные огурц...
4) нефтяная ц...стерна

3. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

1) ц...ферблат
2) новый ц...линдр
3) ц...рковое представление
4) пушистый ц...плёнок Ответы: 1. 2; 2.4; 3.4