Данные об учителе: Салтыкова Елена Валентиновна МАОУ СОШ № 71, г. Краснодар.
Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Тема урока: «Конструирование фартука».
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, чертежные инструменты, плакат: «Чертёж фартука», инструкционно- технологические карты: «Построение чертежа фартука», мультимедийное сопровождение.
- регулятивные – ознакомление с приёмами конструирования фартука.
- коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.
- познавательные - выбор наиболее оптимального варианта построения конструкции фартука для предложенных моделей изделий, сравнительный анализ.
№ этапа урока | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
-
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
| Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо») 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу») 3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Начинаем урок: - на предыдущих занятиях вы познакомились с таким видом швейного изделия, как фартук. Слайд 1: «История возникновения фартука в ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ». Слайд 2: «Появление фартука на РУСИ». - скажите, а какое назначение в деятельности людей имеет фартук? Слайд 3: «Фартук как рабочая одежда». Слайд 4: «Модели фартуков». - вы также познакомились и с мерками, которые нам необходимы для конструирования фартука, пожалуйста, назовите их; Слайд 5: «Мерки, необходимые для построения чертежа фартука». ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_1.png) - вы верно ответили на все вопросы, а теперь мы приступим к уроку получения новых знаний! Слайд 6: «Построение чертежа фартука». ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_2.png) | Предполагаемые ответы: 1. Фартук имеет большую историю. Он пришел к нам из глубины веков. Фартук является элементом многих национальных костюмов; 2.Фартук используют и в настоящее время. Его используют в быту при выполнении домашней работы: приготовлении пищи, уборке, стирке; 3. Без фартука не обходятся работники многих профессий: парикмахеры, продавцы, повара, официанты и др.; 4. Фартуки могут быть женскими, мужскими, детскими; 5. Ст – полуобхват талии, Сб – полуобхват бёдер, Ди – длина изделия; | -Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. -Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_3.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_4.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_5.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_6.png) |
-
| Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Мотивировать к пробному учебному действию («надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания. Выявить затруднения в организации работы. | Слайд 7: «Конструирование – расчет и построение чертежа конструкции изделия». ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_7.png) Слайды 8-10: «Построение нижней части фартука». - в точке Т построить прямой угол; Учитель демонстрирует учащимся построение линий чертежа на доске. - От точки Т вниз отложить величину мерки Ди (35 см) и поставить точку Н; - От точек Т и Н вправо отложить полученную величину (26 см) и поставить точки Т1 и Н1. Соединить точки Т1 и Н1 прямой линией. Построить прямоугольник ТНН1Т1. Слайд 11: «Построение кармана». - От точки Т отложить вниз 6 см и поставить точку К. От точки К вниз отложить 14 см и поставить точку К1. От точек К и К1 вправо отложить 10 см, провести прямые и поставить точки К2 и К3. Точки К2 и К3 соединить прямой линией.. Слайд 12: «Построение пояса» - От точки П отложить вниз ширину пояса – 6 см. Поставить точку П1. - От П1отложить вправо длину пояса 80 см и построить прямоугольник П1П2П3П. Мы закончили построение чертежа фартука на поясе. Теперь нам необходимо при помощи цветных карандашей (красного и синего) выделить основные линии чертежа фартука и кармана. Учитель демонстрирует учащимся выделение основных линий чертежа фартука и кармана на доске. - Почему, мы должны аккуратно выполнять графические работы, пользоваться чертёжными инструментами, что необходимо знать? ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ Задание: 1). Обменяйтесь выполненными чертежами с другими членами в группе, рассмотрите их чертёжи; 2). Если увидели недочёты или ошибки сделайте замечания в корректной форме, не обидев друг друга. Через 5-7 минут: - У кого возникли затруднения? - Кто смог понять, как выполнить задание? Учитель выполняет целевые обходы, проверяет правильность выполнения поставленного задания и качество выполнения чертежей учащимися | Пытаются выполнить построение чертежа фартука каждый самостоятельно, используя чертёжные принадлежности, следуя объяснениям учителя и пользуясь таблицей «Построение чертежа фартука на поясе». Пытаются выполнить предложенное задание каждый самостоятельно, следуя объяснениям учителя. Предполагаемые ответы: 1.Чтобы точно по снятым меркам построить чертёж; 2. Чтобы в дальнейшей работе получились качественные выкройки фартука и кармана; 3. Нужно правильно и безопасно пользоваться чертежными инструментами.
Пытаются выполнить предложенное задание, работая в группах. ЗАТРУДНЕНИЕ! ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ! Учащиеся проверяют построение чертежей фартука на поясе друг у друга, используя таблицу «Построение чертежа фартука на поясе», сопоставляют с чертежом учителя на доске, советуются, спорят, аргументировано друг другу доказывают свою правоту, выполняют необходимую корректировку чертежей. | -П. извлечение необходимой информации из текстов -Р.выполнение пробного учебного действия -К.учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_8.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_9.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_10.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_11.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_12.png) |
-
| Выявление места и причины затруднения. | Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. 1.Организовать фиксацию места, где возникло затруднение. 2.Организовать соотнесение своих действий с использованием эталона. 3.На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднений, тех конкретных знаний или умений, которых недостаёт для решения исходной задачи. | В каком месте возникли затруднения? Почему? Чего не хватает? Обратимся к таблице «Построение чертежа фартука на поясе» | - Я не могу правильно отложить ширину фартука, используя масштабную линейку. - Я не смогла выполнить построение кармана. - Как построить пояс фартука? - Я не знаю, как обвести основные линии чертежа. | -П.анализ, синтез, обобщение. Формулировка проблемы. Структурирование знаний. -К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
-
| Построение проекта выхода из затруднения. | Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1.Учащиеся ставят цель проекта(целью всегда является устранение причины возникшего затруднения) 2.Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3.Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Какую цель поставите перед собой на уроке? Вспомним правила работы в группе. Через 10 минут ответственный представит перед классом работу в группе. | Научиться конструировать фартук на поясе. Применяя снятые мерки с фигуры. Работу выполняют в группах с основой на чертёж учителя и таблицу «Построение чертежа фартука на поясе». Обсуждают, как выполнить расчёт того либо другого участка чертежа. Работают на общий результат. В группе должен быть ответственный. Своё мнение и несогласие высказывать должны вежливо, ели не понятно, необходимо переспросить. | -Л.самоопределение, смыслообразование ,самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. -П. выбор наиболее эффективных способов решения задач -Р.планирование, прогнозирование, учёт разных мнений. -К.аргументация своего мнения и позиции в коммуникаций, учёт разных мнений. |
-
| Реализация построенного проекта. | Построение и фиксация нового знания. 1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2.Организовать нового способа действия речи. 3.Организовать фиксацию нового с помощью инструкционных карт. 4. Организовать уточнение общего характера нового знания. | Давайте обобщим нашу работу на уроке: - с чего начинаем построение чертежа фартука? - какие мерки используем для построения фартука? - сравните свои чертежи с чертежом учителя и чертежом на плакате. | Учащиеся работаю по таблице «Построение чертежа фартука на поясе», после каждого выполненного действия делают вывод. | -Л. смысло-образование, анализ, синтез, обобщение. -П.классификация, познавательная инициатива, выдвижение гипотез, и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство. -К.формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения. |
-
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Применение нового знания в типовых заданиях. 1.Организовать освоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально, в парах или группах. | Ребята, давайте повторим: Для чего снимают мерки с фигуры человека перед конструированием? Какой линейкой пользуются при построении чертежей швейных изделий в рабочей тетради? Как правильно пользоваться чертёжными инструментами? Для чего нужна таблица «Построение чертежа фартука на поясе»? Почему мы выделяем основные линии чертежа? Уточняем, правильность выполнения чертежей и их соответствия снятым меркам. | Отвечают на вопросы, проговаривают о своих затруднениях . | -П.анализ, синтез, обобщение, классификация. -К.формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра. -Л. Осознание ответственности за общее дело. |
-
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. 1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий. 2.Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки. 3.Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки. | Самостоятельная работа: «Определение мерок Ст, Сб, Ди по предложенным образцам чертежей фартуков на поясе». Проверка учителем. | Выполняют работу с основой на таблицу «Построение чертежа фартука на поясе» и проговаривают каждый шаг во внешней речи. | - П., выполнение действий по алгоритму, доказательство. -Р.контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. -К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
-
| Включение в систему знаний и повторение. | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 1.Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Что бы выполнить построение чертежа фартука на поясе, что мы должны знать и уметь? Чтобы закрепить полученные знания – зададим вопросы друг другу. Слайд 13: «Закрепление изученного материала». Дополнительная информация: Слайд 14: «Построение чертежа фартука с нагрудником». - От точки Т вверх продлить прямую линию и отложить 14 см, точка Г. - От Г вправо провести горизонтальную линию и отложить 7 см, точка Г1. - От Т вправо 7-9 см, точка Т2. - Соединить Г1 и Т2. | Предполагаемые вопросы учащихся друг другу: 1. Что называют конструированием? 2. Для чего необходим фартук? 3. Как правильно снять мерки с фигуры? 4. Как найти положение линии низа фартука? 5. Как рассчитать ширину фартука? 6. Как построить карман? 7. Как построить пояс фартука? | -Л.нравственно-эстетическое оценивание усеваемого содержания. -П. анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия. ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_13.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_14.png) |
-
| Рефлексия учебной деятельности. | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения нового знания. 1.Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 2.Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 3.Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 4. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Подведём итог урока. Какие новые знания вы сегодня получили? Когда эти знания вам будут необходимы, где вы сможете их применить? Оцените работу друг друга на уроке по критериям: 1. Построение чертежа фартука на поясе в соответствии снятым меркам. 2.Аккуратность выполнения чертежа; 3.Соблюдение правил ТБ. Слайд 15: «Домашнее задание»: выполнить построение чертежа фартука на поясе в натуральную величину по собственным меркам. | Мы узнали, как происходит конструирование фартука на поясе и с нагрудником - Мы можем самостоятельно выполнять расчёт построения чертежа фартука. Оцениваем результаты работы друг друга по критериям. Дома учащиеся выполняют построение чертежа фартука на поясе в натуральную величину по собственным меркам. | -П.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. -Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. -К.планирование учебного сотрудничества. ![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/f/f9f9b0a050847326597c6d95307cd2b5333b5c6a/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konstruirovaniie-fartuka_15.png) |