СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Конструирование фартука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урка 5 класс ФГОС "Конструирование фартука". Отражена история возникновения фартука, фартук в русском народном костюме и в современной жизни, последовательность конструирования, а также закрепление изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Конструирование фартука"»


Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.

Технологическая карта урока


Данные об учителе: Салтыкова Елена Валентиновна МАОУ СОШ № 71, г. Краснодар.

Предмет: технология ведения дома

Класс: 5

Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

Тема урока: «Конструирование фартука».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, чертежные инструменты, плакат: «Чертёж фартука», инструкционно- технологические карты: «Построение чертежа фартука», мультимедийное сопровождение.



Планируемые результаты:

1) предметные - учащиеся научатся конструировать фартук.

2) метапредметные (УУД):

- регулятивные – ознакомление с приёмами конструирования фартука.

- коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.

- познавательные - выбор наиболее оптимального варианта построения конструкции фартука для предложенных моделей изделий, сравнительный анализ.

3) личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия, эстетического вкуса, воспитание аккуратности и опрятности в работе.





этапа урока


Этап урока


Цель


Деятельность учителя


Деятельность ученика


Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности.
















Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо») 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу»)

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Начинаем урок:

- на предыдущих занятиях вы познакомились с таким видом швейного изделия, как фартук.

Слайд 1: «История возникновения фартука в ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ».

Слайд 2: «Появление фартука на РУСИ».

- скажите, а какое назначение в деятельности людей имеет фартук?

Слайд 3: «Фартук как рабочая одежда».

Слайд 4: «Модели фартуков».


- вы также познакомились и с мерками, которые нам необходимы для конструирования фартука, пожалуйста, назовите их;

Слайд 5: «Мерки, необходимые для построения чертежа фартука».

- вы верно ответили на все вопросы, а теперь мы приступим к уроку получения новых знаний!



Слайд 6: «Построение чертежа фартука».


Предполагаемые ответы: 1. Фартук имеет большую историю. Он пришел к нам из глубины веков. Фартук является элементом многих национальных костюмов;

2.Фартук используют и в настоящее время. Его используют в быту при выполнении домашней работы: приготовлении пищи, уборке, стирке;

3. Без фартука не обходятся работники многих профессий: парикмахеры, продавцы, повара, официанты и др.;

4. Фартуки могут быть женскими, мужскими, детскими;

5. Ст – полуобхват талии, Сб – полуобхват бёдер, Ди – длина изделия;

-Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

-Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Мотивировать к пробному учебному действию («надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.

Выявить затруднения в организации работы.

Слайд 7: «Конструирование – расчет и построение чертежа конструкции изделия».

Слайды 8-10: «Построение нижней части фартука».

- в точке Т построить прямой угол;

Учитель демонстрирует учащимся построение линий чертежа на доске.

- От точки Т вниз отложить величину мерки Ди (35 см) и поставить точку Н;

- От точек Т и Н вправо отложить полученную величину (26 см) и поставить точки Т1 и Н1. Соединить точки Т1 и Н1 прямой линией. Построить прямоугольник ТНН1Т1.

Слайд 11: «Построение кармана».

- От точки Т отложить вниз 6 см и поставить точку К.

От точки К вниз отложить 14 см и поставить точку К1.

От точек К и К1 вправо отложить 10 см, провести прямые и поставить точки К2 и К3.

Точки К2 и К3 соединить прямой линией..


Слайд 12: «Построение пояса»

- От точки П отложить вниз ширину пояса – 6 см. Поставить точку П1.

- От П1отложить вправо длину пояса 80 см и построить прямоугольник П1П2П3П.


Мы закончили построение чертежа фартука на поясе. Теперь нам необходимо при помощи цветных карандашей (красного и синего) выделить основные линии чертежа фартука и кармана.

Учитель демонстрирует учащимся выделение основных линий чертежа фартука и кармана на доске.


- Почему, мы должны аккуратно выполнять графические работы, пользоваться чертёжными инструментами, что необходимо знать?












ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Задание:

1). Обменяйтесь выполненными чертежами с другими членами в группе, рассмотрите их чертёжи;

2). Если увидели недочёты или ошибки сделайте замечания в корректной форме, не обидев друг друга.


Через 5-7 минут:

- У кого возникли затруднения?

- Кто смог понять, как выполнить задание?


Учитель выполняет целевые обходы, проверяет правильность выполнения поставленного задания и качество выполнения чертежей учащимися






Пытаются выполнить построение чертежа фартука каждый самостоятельно, используя чертёжные принадлежности, следуя объяснениям учителя и пользуясь таблицей «Построение чертежа фартука на поясе».






Пытаются выполнить предложенное задание каждый самостоятельно, следуя объяснениям учителя.




















Предполагаемые ответы:

1.Чтобы точно по снятым меркам построить чертёж;

2. Чтобы в дальнейшей работе получились качественные выкройки фартука и кармана;

3. Нужно правильно и безопасно пользоваться чертежными инструментами.



Пытаются выполнить предложенное задание, работая в группах.

ЗАТРУДНЕНИЕ!

ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

Учащиеся проверяют построение чертежей фартука на поясе друг у друга, используя таблицу «Построение чертежа фартука на поясе», сопоставляют с чертежом учителя на доске, советуются, спорят, аргументировано друг другу доказывают свою правоту, выполняют необходимую корректировку чертежей.

-П. извлечение необходимой информации из текстов

-Р.выполнение пробного учебного действия

-К.учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью






Выявление места и причины затруднения.

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

1.Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.

2.Организовать соотнесение своих действий с использованием эталона.

3.На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднений, тех конкретных знаний или умений, которых недостаёт для решения исходной задачи.

В каком месте возникли затруднения? Почему? Чего не хватает?

Обратимся к таблице «Построение чертежа фартука на поясе»

- Я не могу правильно отложить ширину фартука, используя масштабную линейку.

- Я не смогла выполнить построение кармана.

- Как построить пояс фартука?

- Я не знаю, как обвести основные линии чертежа.


-П.анализ, синтез, обобщение. Формулировка проблемы. Структурирование знаний.

-К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1.Учащиеся ставят цель проекта(целью всегда является устранение причины возникшего затруднения)

2.Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3.Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Какую цель поставите перед собой на уроке?


Вспомним правила работы в группе.


Через 10 минут ответственный представит перед классом работу в группе.

Научиться конструировать фартук на поясе. Применяя снятые мерки с фигуры.


Работу выполняют в группах с основой на чертёж учителя и таблицу «Построение чертежа фартука на поясе».

Обсуждают, как выполнить расчёт того либо другого участка чертежа. Работают на общий результат. В группе должен быть ответственный. Своё мнение и несогласие высказывать должны вежливо, ели не понятно, необходимо переспросить.

-Л.самоопределение, смыслообразование ,самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

-П. выбор наиболее эффективных способов решения задач

-Р.планирование, прогнозирование, учёт разных мнений.

-К.аргументация своего мнения и позиции в коммуникаций, учёт разных мнений.

Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания.

1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.Организовать нового способа действия речи.

3.Организовать фиксацию нового с помощью инструкционных карт.

4. Организовать уточнение общего характера нового знания.

Давайте обобщим нашу работу на уроке:

- с чего начинаем построение чертежа фартука?

- какие мерки используем для построения фартука?

- сравните свои чертежи с чертежом учителя и чертежом на плакате.

Учащиеся работаю по таблице «Построение чертежа фартука на поясе», после каждого выполненного действия делают вывод.

-Л. смысло-образование, анализ, синтез, обобщение.

-П.классификация, познавательная инициатива, выдвижение гипотез, и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-К.формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Применение нового знания в типовых заданиях.

1.Организовать освоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально, в парах или группах.

Ребята, давайте повторим:

  1. Для чего снимают мерки с фигуры человека перед конструированием?

  2. Какой линейкой пользуются при построении чертежей швейных изделий в рабочей тетради?

  3. Как правильно пользоваться чертёжными инструментами?

  4. Для чего нужна таблица «Построение чертежа фартука на поясе»?

  5. Почему мы выделяем основные линии чертежа?

Уточняем, правильность выполнения чертежей и их соответствия снятым меркам.

Отвечают на вопросы, проговаривают о своих затруднениях









.

-П.анализ, синтез, обобщение, классификация.

-К.формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра.

-Л. Осознание ответственности за общее дело.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий.

2.Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

3.Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки.


Самостоятельная работа: «Определение мерок Ст, Сб, Ди по предложенным образцам чертежей фартуков на поясе».

Проверка учителем.

Выполняют работу с основой на таблицу «Построение чертежа фартука на поясе» и проговаривают каждый шаг во внешней речи.

- П., выполнение действий по алгоритму, доказательство.

-Р.контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

-К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1.Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Что бы выполнить построение чертежа фартука на поясе, что мы должны знать и уметь?

Чтобы закрепить полученные знания – зададим вопросы друг другу.

Слайд 13: «Закрепление изученного материала».


Дополнительная информация:

Слайд 14: «Построение чертежа фартука с нагрудником».

- От точки Т вверх продлить прямую линию и отложить 14 см, точка Г.

- От Г вправо провести горизонтальную линию и отложить 7 см, точка Г1.

- От Т вправо 7-9 см, точка Т2.

- Соединить Г1 и Т2.

Предполагаемые вопросы учащихся друг другу:

1. Что называют конструированием?

2. Для чего необходим фартук?

3. Как правильно снять мерки с фигуры?

4. Как найти положение линии низа фартука?

5. Как рассчитать ширину фартука?

6. Как построить карман?

7. Как построить пояс фартука?



-Л.нравственно-эстетическое оценивание усеваемого содержания.

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения нового знания.

1.Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

2.Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

3.Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

4. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Подведём итог урока.

Какие новые знания вы сегодня получили? Когда эти знания вам будут необходимы, где вы сможете их применить?

Оцените работу друг друга на уроке по критериям:

1. Построение чертежа фартука на поясе в соответствии снятым меркам.

2.Аккуратность выполнения чертежа;

3.Соблюдение правил ТБ.


Слайд 15: «Домашнее задание»:

выполнить построение чертежа фартука на поясе в натуральную величину по собственным меркам.

Мы узнали, как происходит конструирование фартука на поясе и с нагрудником

- Мы можем самостоятельно выполнять расчёт построения чертежа фартука.

Оцениваем результаты работы друг друга по критериям.




Дома учащиеся выполняют построение чертежа фартука на поясе в натуральную величину по собственным меркам.

-П.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

-Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

-К.планирование учебного сотрудничества.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!