СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе по  теме: "А.П.Чехов Ванька"

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе»

Тема урока

Антон Чехов «Ванька».

Предмет

Литературное чтение

Класс

4 класс

Программа

УМК «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской


Методическая информация

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока


Задачи урока







Планируемые результаты


Создать условия для знакомства с творчеством А.П.Чехова, с особенностями произведения «Ванька»


  1. Формировать осознанное, правильное, выразительное, чтении

  2. Повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения

  3. Знакомить с биографией автора изучаемого произведения

  4. Развивать критическое мышление, связную устную речь, творческое воображение, зрительную память

  5. Воспитывать культуру общения, умение слушать и принимать мнение своих товарищей, давать самооценку деятельности.


Личностные: осознают некоторые нравственные понятия и моральные нормы (поддержка, понимание, честность, дружба)

Метапредметные:

Познавательные: научатся осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные: научатся понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Коммуникативные: научатся принимать участие в работе парами и группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться принимать иное мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач..

Предметные:

научиться осознанно воспринимать содержание авторского текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать сущность поведения героя; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; получат возможность научиться характеризовать главного героя с опорой на предложенные характеристики

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа

Методы обучения

Частично – поисковый

Оборудование урока

Персональный компьютер, интерактивная доска, презентация

Учебник: Литературное чтение: 4 класс

Выставка книг А.П.Чехова, портрет А.П.Чехова, словари Ожегова, Толковый словарь (Русский язык Часть 2), карточки: для работы в группах, парах, дифференцированных заданий

Современные образовательные технологии

ИКТ-технологии, проблемно-диалогического обучения, технология оценивания учебных успехов, личностно-ориентированные технология развития критического мышления, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии




Ход урока:

Этап урока

Технологии

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации к учебной деятельности


Приветствие, включение детей в деятельность

Отбросим в сторону переживания и не удачи.
Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять

Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный

денек!

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.


Улыбаются друг другу и тихо садятся за парты.


Личностные УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Введение в тему

ИКТ –технология

(Слайд 1)

Работа по картине Владимира Маковского «Свидание»


- Сегодня мы продолжаем изучение произведений о жизни ваших ровесников живших более 100 лет назад.

Кто изображен на картине?

Как выглядит мальчик?

Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха заставляла родителей посылать детей на работу, отдавать детей в чужой дом. Родители думали, что даже если будет ребенку тяжело, но он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.

Не только художники отражали в своих картинах горькую участь детей, но и писатели писали о трудностях и лишениях детей 19 века.

Ответы обучающихся


Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Проверка домашнего задания







Проблемно-поисковая технология







На доске портрет Чехова

Выставка книг А.П.Чехова

Разгадывание ребуса. (Приложение 1)

- С каким произведением на предыдущих уроках мы познакомились?

- Как вы поняли о чем это произведение?

В чье лицо мы всматривались?



Л. Пантелеев «Петька на даче»





Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова.

Определение темы

Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других.


Постановка учебных задач урока.

Проблемно- диалогическая технология обучения

Целеполагание.

- Сформулируйте цели урока


Постановка целей

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Работа по теме урока.


Технология оценивания учебных умений

Первичное восприятие текста.

Понравилось вам произведение? Какие чувства оно вызвало у вас?

Как автор относится к герою?

Почему Чехов назвал рассказ «Ванька», а не «Ваня» или «Ванечка».

Ответы обучающихся







Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками


Коллективная словарная работа

- Встретились ли вам в рассказе непонятные слова? Давайте рассмотрим значение некоторых слов.


Работа с Толковым словарем Ожегова, словарями во второй части Русского языка






Познавательные УУД

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


Работа по тексту




- Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости?

Достаточно ли ярко описывает свою жизнь?

- Какие чувства испытывает автор к своему герою?

Ванька подписал свое письмо солидно, по- взрослому – Иван Жуков


Ответы обучающихся

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Физминутка для глаз

Здроровьесберегающие технологии






Работа в группах

Технология критического мышления



















1 группа: найдёт и прочитает то, что Ванька вспоминает про деда

2 группа: ищет, как Ваньке жилось в ученье у сапожника.

3 группа: ищет, на что согласился бы Ванька, лишь бы его забрали?









- Что значит выражение: «Секи меня как Сидорову козу»?

Групповое взаимодействие, учебный диалог в группе. Представитель группы озвучивает ответ, взаимодействие между группами (дополняют, исправляют). Оценивают свою деятельность.








Личностные УУД

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;


Физминутка

«Чернильное пятно».


Игровая технология


Встали свободно. Расслабились, можете закрыть глаза и представить такую картину: за столом сидит Ванька и пишет письмо деду. По его щеке катится слеза, капает прямо на письмо и по его строкам растекается чернильное пятно… А теперь откройте глаза и скажите, на что похоже чернильное пятно?



Работа в парах



Найти ответ в учебнике

Приложение 2


Дети слушают выступающих одноклассников и отмечают самое удачное, самое интересное в работе каждого из них

Коммуникативные УУД

Умение работать в паре


Дифференцированная работа

Личностно- ориентированная







ИКТ –технология










Приложение 3




Восстановить последовательность текста



Составление синквейна



Работа по тексту





















Групповое взаимодействие, учебный диалог в группе. Представитель группы озвучивает ответ, взаимодействие между группами (дополняют, исправляют). Оценивают свою деятельность.








Личностные УУД

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;


















Домашнее задание ( по выбору)









Игровая технология























Приложение 4

Сценка двух почтальонов





  • Представьте, что дед все-таки получил письмо Ваньки, чтобы он ему ответил.

  • Выразительное чтение письма Ваньки.

  • Написать продолжение, что могло произойти дальше с Ванькой


- Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он бы забрал Ваньку домой? Почему?

Прочитайте адрес на конверте
















Ответы обучающихся

Коммуникативные УУД

Уметь формулировать собственное мнение и позицию















Рефлексия

Технология оценивания учебных успехов.

- Те, кто считает, что отлично поработал на уроке возьмите красную звездочку и наклейте на шарик

Те, кто считает мог и лучше – желтую

Синюю - недоволен своей работой. Думаю на следующем уроке надо постараться.

(Звёздочки наклеиваются на воздушный шарик и всем классом отпускается шарик в небо)

- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождеством?

- Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных

желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить.

- Сделайте вывод, что вам дал этот урок для жизни?




Свободные высказывания детей.

Личностные УУД

— осознавать успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Итог урока

ИКТ –технология

1. На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость.

2. От всякой боли средство есть – терпенье

3. Обтерпимся, и мы люди будем!

4. Не знав горя, не узнаешь и радости.
5. Век живи, век учись!
6. Не всё ненастье, проглянет и красно солнышко.


- Какую пословицу вы выбрали бы в качестве эпиграфа к этому уроку?

Изменилась ли сейчас жизнь детей? Как?

Как выдумаете каким вырастет Ванька? ( грубым, жестоким)


Свободные высказывания детей.







Благодарят друг друга за работу




Коммуникативные УУД

Уметь формулировать собственное мнение и позицию