Тема урока | Антон Чехов «Ванька». |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 4 класс |
Программа | УМК «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской |
Методическая информация |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Цель урока Задачи урока Планируемые результаты | Создать условия для знакомства с творчеством А.П.Чехова, с особенностями произведения «Ванька» Формировать осознанное, правильное, выразительное, чтении Повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения Знакомить с биографией автора изучаемого произведения Развивать критическое мышление, связную устную речь, творческое воображение, зрительную память Воспитывать культуру общения, умение слушать и принимать мнение своих товарищей, давать самооценку деятельности. Личностные: осознают некоторые нравственные понятия и моральные нормы (поддержка, понимание, честность, дружба) Метапредметные: Познавательные: научатся осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Регулятивные: научатся понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Коммуникативные: научатся принимать участие в работе парами и группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться принимать иное мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.. Предметные: научиться осознанно воспринимать содержание авторского текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать сущность поведения героя; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; получат возможность научиться характеризовать главного героя с опорой на предложенные характеристики |
Формы работы | Фронтальная, групповая, индивидуальная работа |
Методы обучения | Частично – поисковый |
Оборудование урока | Персональный компьютер, интерактивная доска, презентация Учебник: Литературное чтение: 4 класс Выставка книг А.П.Чехова, портрет А.П.Чехова, словари Ожегова, Толковый словарь (Русский язык Часть 2), карточки: для работы в группах, парах, дифференцированных заданий |
Современные образовательные технологии | ИКТ-технологии, проблемно-диалогического обучения, технология оценивания учебных успехов, личностно-ориентированные технология развития критического мышления, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии |
Этап урока | Технологии | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации к учебной деятельности | | Приветствие, включение детей в деятельность | Отбросим в сторону переживания и не удачи. Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг, И на уроке этом мы опять Все поработаем на пять Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный денек! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами. | Улыбаются друг другу и тихо садятся за парты. | Личностные УУД Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Введение в тему | ИКТ –технология | (Слайд 1) Работа по картине Владимира Маковского «Свидание» | - Сегодня мы продолжаем изучение произведений о жизни ваших ровесников живших более 100 лет назад. Кто изображен на картине? Как выглядит мальчик? Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха заставляла родителей посылать детей на работу, отдавать детей в чужой дом. Родители думали, что даже если будет ребенку тяжело, но он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. Не только художники отражали в своих картинах горькую участь детей, но и писатели писали о трудностях и лишениях детей 19 века. | Ответы обучающихся | Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
Проверка домашнего задания | Проблемно-поисковая технология | На доске портрет Чехова Выставка книг А.П.Чехова Разгадывание ребуса. (Приложение 1) | - С каким произведением на предыдущих уроках мы познакомились? - Как вы поняли о чем это произведение? В чье лицо мы всматривались? | Л. Пантелеев «Петька на даче» Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова. Определение темы | Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
Постановка учебных задач урока. | Проблемно- диалогическая технология обучения | Целеполагание. | - Сформулируйте цели урока | Постановка целей | Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
Работа по теме урока. | Технология оценивания учебных умений | Первичное восприятие текста. | Понравилось вам произведение? Какие чувства оно вызвало у вас? Как автор относится к герою? Почему Чехов назвал рассказ «Ванька», а не «Ваня» или «Ванечка». | Ответы обучающихся | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками |
Коллективная словарная работа | - Встретились ли вам в рассказе непонятные слова? Давайте рассмотрим значение некоторых слов. | Работа с Толковым словарем Ожегова, словарями во второй части Русского языка | Познавательные УУД Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Работа по тексту | | | - Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Достаточно ли ярко описывает свою жизнь? - Какие чувства испытывает автор к своему герою? Ванька подписал свое письмо солидно, по- взрослому – Иван Жуков | Ответы обучающихся | Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
Физминутка для глаз | Здроровьесберегающие технологии | | | | |
Работа в группах | Технология критического мышления | 1 группа: найдёт и прочитает то, что Ванька вспоминает про деда 2 группа: ищет, как Ваньке жилось в ученье у сапожника. 3 группа: ищет, на что согласился бы Ванька, лишь бы его забрали? | - Что значит выражение: «Секи меня как Сидорову козу»? | Групповое взаимодействие, учебный диалог в группе. Представитель группы озвучивает ответ, взаимодействие между группами (дополняют, исправляют). Оценивают свою деятельность.
| Личностные УУД Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; |
Физминутка «Чернильное пятно». | Игровая технология | | Встали свободно. Расслабились, можете закрыть глаза и представить такую картину: за столом сидит Ванька и пишет письмо деду. По его щеке катится слеза, капает прямо на письмо и по его строкам растекается чернильное пятно… А теперь откройте глаза и скажите, на что похоже чернильное пятно? | | |
Работа в парах | | Найти ответ в учебнике Приложение 2 | | Дети слушают выступающих одноклассников и отмечают самое удачное, самое интересное в работе каждого из них | Коммуникативные УУД Умение работать в паре |
Дифференцированная работа | Личностно- ориентированная ИКТ –технология | Приложение 3  Восстановить последовательность текста  Составление синквейна Работа по тексту | | Групповое взаимодействие, учебный диалог в группе. Представитель группы озвучивает ответ, взаимодействие между группами (дополняют, исправляют). Оценивают свою деятельность.
| Личностные УУД Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; |
Домашнее задание ( по выбору) | Игровая технология | Приложение 4 Сценка двух почтальонов Представьте, что дед все-таки получил письмо Ваньки, чтобы он ему ответил. Выразительное чтение письма Ваньки. Написать продолжение, что могло произойти дальше с Ванькой | - Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он бы забрал Ваньку домой? Почему? Прочитайте адрес на конверте | Ответы обучающихся | Коммуникативные УУД Уметь формулировать собственное мнение и позицию |
Рефлексия | Технология оценивания учебных успехов. | - Те, кто считает, что отлично поработал на уроке возьмите красную звездочку и наклейте на шарик Те, кто считает мог и лучше – желтую Синюю - недоволен своей работой. Думаю на следующем уроке надо постараться. (Звёздочки наклеиваются на воздушный шарик и всем классом отпускается шарик в небо) | - Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождеством? - Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить. - Сделайте вывод, что вам дал этот урок для жизни? | Свободные высказывания детей. | Личностные УУД — осознавать успешность при изучении темы. Регулятивные УУД — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; — оценивать результат собственной деятельности. |
Итог урока | ИКТ –технология | 1. На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость. 2. От всякой боли средство есть – терпенье 3. Обтерпимся, и мы люди будем! 4. Не знав горя, не узнаешь и радости. 5. Век живи, век учись! 6. Не всё ненастье, проглянет и красно солнышко. | - Какую пословицу вы выбрали бы в качестве эпиграфа к этому уроку? Изменилась ли сейчас жизнь детей? Как? Как выдумаете каким вырастет Ванька? ( грубым, жестоким) | Свободные высказывания детей. Благодарят друг друга за работу | Коммуникативные УУД Уметь формулировать собственное мнение и позицию |