2.Актуализация опорных знаний и мотивация. (6 мин.) 3. Постановка учебной задачи. 4. «Открытие» детьми нового знания. 5. Первичное закрепление. Работа в парах. 6.Физкультминутка (используются карточки с числами, которые называются) Решение задачи. Взаимопроверка. 6. Самостоятельная работа (на карточках-ракетах). 7.Рефлексия урока. (4 мин.) Задачи: Осознание обучающимися своей учебной деятельности. 8.Контрольно-оценочный этап. (2 мин.) 8. Домашнее задание | Год час секунда месяц сутки минута литр век (запись на доске) - Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее? Почему? - Каких еще величин времени не хватает в списке?- Какая из них самая большая величина? Сейчас мы будем работать у доски. Необходимо восстановить таблицу мер времени в порядке убывания величин. Век год месяц неделя сутки час минута секунда | 100 | 365 | 12 | 7 | 24 | 60 | 60 | | | | | | | | 366 | | | | | | | | | | | | - Проверим ответы. Молодцы! – А теперь отгадайте загадку. Что всегда идет, А с места не сойдет? - Посмотрите на циферблат и определите время. - Как еще можно прочитать это время? - Какой угол образуют стрелки часов? Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время (6ч. 45 мин.). - Который сейчас час? - Почему же возникло затруднение? -Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности? - Вот сегодня на уроке мы познакомимся с Римским числами и научимся читать и записывать их. (Открывается запись темы урока.) Запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнее число и тему урока. -Чем будем заниматься на сегодняшнем уроке ? а) Работа со счетными палочками. - А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? - Хотите узнать про это больше? - Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 1? 2? 3? - Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше? - На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались? - Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? две палочки. А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8? - Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать? - А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками. - Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9. Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить? (Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.) - Запишите в тетради числа, которые мы используем всегда (арабские числа) с промежутком 1 клетка, а под ними - римские числа от 1 до 10. (учитель записывает на доске) а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа. Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, составите на партах с помощью счетных палочек римские числа. 1) – Сколько будет, если 18 : 6 ? 2) – Чему равно произведение 5 и 2? 3) – Сколько ног у двух петухов? 4) – Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? 5) – Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? 6) – Сколько дней в неделе? 7) – 3 умножить на 4. 8) – 81 уменьшить в 9 раз. 9) – Какое число на один больше 10? 10) – Частное 25 и 5. 11) – 60 разделить 10. - Молодцы! Поднимайся дружно класс, это – раз! Покрутилась голова, это два! Руки вверх, вперед смотри, это три! Руки в стороны, пошире, развернули на четыре! С силой их к плечам прижать, это пять! Всем ребятам тихо сесть, это шесть! А сейчас закройте глаза и нарисуйте глазами круг в одну сторону, потом в другую. Теперь проведите глазами линию справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Поморгайте. Вы немного отдохнули и готовы к дальнейшей работе б) Работа в тетради. -А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами (Работа по учебнику в тетрадях, с. 52 задание 2, 3. - А теперь выполним задание на доске (зад.4) В выложенных из палочек равенствах с римскими цифрами допущены ошибки. Как надо переложить по одной палочке в каждом равенстве, чтобы исправить ошибку? Покажи. VI +I = V | X + III = XI | IX – I = X | VI – IV = IX | - Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам. - Где мы можем встретиться с ними? - Да, действительно они служат для нумерации книг собраний сочинений писателей. Восстановите номера выданных книг (иллюстрация к заданию на доске. Стр. 53, зад. 6)В библиотеке на одной полке стояли по порядку с тринадцатого по двадцать шестой тома из собраний сочинений Л.Н. Толстого. Некоторые из них выдали читателям. Назови номера выданных книг. ![](https://fhd.multiurok.ru/1/6/2/162daa879b2162f3c807eeea36e26e7bbf24fed6/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-11_1.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/1/6/2/162daa879b2162f3c807eeea36e26e7bbf24fed6/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-11_2.png) в) Знакомство с новыми цифрами. Их запись. - С помощью счетных палочек выложите римские числа 12, 28, 36, 45. - А вы знаете, как записать число 55, 100? - У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением. - Найдите их в своих наборах и расположите в порядке возрастания римские цифры: (X, L, C, D) - Расположите в порядке уменьшения числа CX, DC, LXX. - Скоро 12 апреля. Что это за день? На доске – портрет Гагарина. - Молодцы! Давайте это наше задание посвятим первому космонавту и его подвигу. Проверка: Красная ракета: 60, 150, 40![](https://fhd.multiurok.ru/1/6/2/162daa879b2162f3c807eeea36e26e7bbf24fed6/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-11_3.jpeg) Синяя ракета: 200, 160, 300 Зеленая ракета: 70, 90 Задание 2. Юрий Гагарин облетел Землю за 108 мин. Запишите это число римскими цифрами. Хорошо. Вы справились с заданиями успешно. 7. Рефлексия деятельности. - Что нового мы узнали? Сколько цифр узнали? - Где используются римские числа? Прочитайте предложение. Мы живём в XXI веке. - Что вам больше всего на уроке понравилось? -Закончи устно фразу: Самым трудным для меня было... -Поднимите руку, кто считает, что он активно работал на уроке? Нарисуйте красный треугольник на лестнице знаний. На какую ступеньку вы поднялись в конце нашего урока? Молодцы! Я отлично знаю новый материал.![](https://fhd.multiurok.ru/1/6/2/162daa879b2162f3c807eeea36e26e7bbf24fed6/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-11_4.png) Я не знаю об этом ничего Стр.53 №7, 8. 3.* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI? Спасибо всем за работу. Урок окончен. | Отвечают на вопросы - Литр. - Остальные - величины времени. - Неделя. -Век. Два ученика работают у доски. -Часы 2ч. 15 мин. -Не знаем, какими цифрами записаны числа. -Узнать, что это за числа, познакомиться с их построением. -Тема урока «Римские цифры» -Они появились в Риме. -С помощью пальцев. -Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5. 6,7.8 -надо записать V и слева поставить палочку (5-1=4) X 3 10 4 8 1 7 12 9 11 5 6 -нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей (Один ученик – у доски) -День космонавтики. Этот день отмечают потому, что этого числа в космос очень давно полетел Гагарин Ю.А. . Гагарин полетел в космос в прошлом веке. В 1961 году. Юрий Алексеевич Гагарин самый первый полетел в космос, поэтому его знают все люди на земле. (один ученик пишет на доске) - Да, так как выполнены все задачи. - При решении нестандартных задач и в новых условиях. Дети ставят уровень успеха для себя. | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: планирование , прогнозирование; Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Познавательные: логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения Предметные: применять вычислительные навыки . Регулятивные:контроль, оценка, коррекция; Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Регулятивные: Принимать и сохранять задачу урока Коммуникатив ные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнёра Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные : смыслообразование |