СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя:

  1. Образовательная: обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.    
  2. Развивающая: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать,  сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.                   
  3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики»

Технологическая карта урока математики



Предмет

Математика

Класс

3

Программа

Школа России

Учебник

Авторы: М. И. Моро, М.А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Учебник. 3 класс. В 2-х частях.

М.:, Просвещение, 2014

Тема урока

Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами

Цели деятельности учителя:

  1. Образовательная: обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.

  2. Развивающая: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.

  3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.


Планируемые результаты образования:

Предметные: третьеклассники узнают письмо римских цифр; научатся читать и записывать трехзначные числа; повторят знание десятичного состава трехзначных чисел; повторят умение решать примеры на деление с остатком; будут учиться решать задачи.

Личностные: проявлять положительное отношение и интерес к урокам математики; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Метапредметные: регулятивные: удерживать цель учебной деятельности на уроке; познавательные: распознавать и записывать числа, комбинировать данные при выполнении задания; коммуникативные: высказывать своё мнение при обсуждении задания, при выполнении заданий в паре слушать друг друга, договариваться, объединять полученные результаты.

Тип урока

Урок сообщения нового знания

Формы организации урока:


  • индивидуальная;

  • фронтальная;

  • парная.

Оборудование

Карточки-наборы римских цифр X, L, C, D; карточки-ракеты с заданиями; модель часов с циферблатом из римских цифр; опорный плакат с изображением римских цифр ; мультимедийный проектор; у учащихся на партах счетные палочки.

Автор урока

Бранихина Тамара Ивановна, учитель начальных классов МОУ «Ковернинская средняя школа №1»















План урока:



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Самоопределение к деятельности.

1 мин.

Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной направленности.

Концентрируют внимание. Проверяют подготовленность к уроку.


II. Актуализация

опорных знаний и

мотивация.

6 мин.

Использование фронтальной формы работы.

Повторяют единицы времени. Сравнивают величины. Называют отличие числа от цифры. Устанавливают соответствие между единицами времени и числами.

III. Постановка учебной задачи.

3 мин.

Создание ситуации для постановки проблемы.

Отгадывают загадку. Определяют время по часам.

IV. «Открытие»

нового знания

12 мин.

Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя о римской системе счисления .

Строят проект выхода из затруднения.

V. Первичное

закрепление

15 мин.

+ Физминутка

1 мин.

Организация индивидуальной работы, работы у доски.

Записывают цифры. Обозначают ответы на вопросы разными числами. Комментируют. Работают у доски.

VI. Самостоятельная

работа с самопро-

веркой по эталону.

5 мин.

Организация самостоятельной письменной работы.

Выполняют письменную работу.

VII. Рефлексия

деятельности.

2 мин.

С чем мы познакомились на уроке? Где можно встретить римские цифры? Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке?

Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы учителя.













Этап урока (время)

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Теоретическое обоснование

1.Самоопределение к деятельности

(1 мин.)


Задачи:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Девизом нашего урока будут слова знаменитого Пифагора: «Мир построен на силе чисел!» (запись на доске) и нам предстоит в этом убедиться.


- Как вы понимаете эти слова?

- В конце урока каждый из вас заполнит свою лесенку знаний.

Высказывания учащихся

Личностные:

Смыслообразова

ние: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

2.Актуализация

опорных знаний и

мотивация.

(6 мин.)




















3. Постановка учебной задачи.























4. «Открытие» детьми нового знания.













































5. Первичное закрепление.

Работа в парах.

















6.Физкультминутка (используются карточки с числами, которые называются)











Решение задачи.


































Взаимопроверка.
















6. Самостоятельная работа (на карточках-ракетах).


















7.Рефлексия урока.

(4 мин.)


Задачи:

Осознание обучающимися своей учебной деятельности.





8.Контрольно-оценочный этап.

(2 мин.)












8. Домашнее задание


Год час секунда месяц сутки минута литр век (запись на доске)

- Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее? Почему?

- Каких еще величин времени не хватает в списке?- Какая из них самая большая величина? Сейчас мы будем работать у доски. Необходимо восстановить таблицу мер времени в порядке убывания величин.





Век год месяц неделя сутки час минута секунда
















100

365

12

7

24

60

60













366























- Проверим ответы. Молодцы!

– А теперь отгадайте загадку.

Что всегда идет,
А с места не сойдет?

- Посмотрите на циферблат и определите время.

- Как еще можно прочитать это время?

- Какой угол образуют стрелки часов?

Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время (6ч. 45 мин.).

- Который сейчас час?

- Почему же возникло затруднение?

-Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?

- Вот сегодня на уроке мы познакомимся с Римским числами и научимся читать и записывать их. (Открывается запись темы урока.) Запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

-Чем будем заниматься на сегодняшнем уроке ?

а) Работа со счетными палочками.

- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими?

- Хотите узнать про это больше?

- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 1? 2? 3?

- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?

- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

- Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? две палочки. А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8?

- Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?

- А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.

- Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9.

Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?

(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.)

- Запишите в тетради числа, которые мы используем всегда (арабские числа) с промежутком 1 клетка, а под ними - римские числа от 1 до 10. (учитель записывает на доске)

а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, составите на партах с помощью счетных палочек римские числа.

1) – Сколько будет, если 18 : 6 ?

2) – Чему равно произведение 5 и 2?

3) – Сколько ног у двух петухов?

4) – Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала?

5) – Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя?

6) – Сколько дней в неделе?

7) – 3 умножить на 4.

8) – 81 уменьшить в 9 раз.

9) – Какое число на один больше 10?

10) – Частное 25 и 5.

11) – 60 разделить 10.

- Молодцы!

Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!

А сейчас закройте глаза и нарисуйте глазами круг в одну сторону, потом в другую. Теперь проведите глазами линию справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Поморгайте.

Вы немного отдохнули и готовы к дальнейшей работе



б) Работа в тетради.

-А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами (Работа по учебнику в тетрадях, с. 52 задание 2, 3.

- А теперь выполним задание на доске (зад.4) В выложенных из палочек равенствах с римскими цифрами допущены ошибки. Как надо переложить по одной палочке в каждом равенстве, чтобы исправить ошибку? Покажи.

VI +I = V

X + III = XI

IX – I = X

VI – IV = IX

- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.

- Где мы можем встретиться с ними?

- Да, действительно они служат для нумерации книг собраний сочинений писателей. Восстановите номера выданных книг (иллюстрация к заданию на доске. Стр. 53, зад. 6)В библиотеке на одной полке стояли по порядку с тринадцатого по двадцать шестой тома из собраний сочинений Л.Н. Толстого. Некоторые из них выдали читателям. Назови номера выданных книг.







в) Знакомство с новыми цифрами. Их запись.

- С помощью счетных палочек выложите римские числа 12, 28, 36, 45.

- А вы знаете, как записать число 55, 100?

- У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением.

- Найдите их в своих наборах и расположите в порядке возрастания римские цифры: (X, L, C, D)

- Расположите в порядке уменьшения числа CX, DC, LXX.



- Скоро 12 апреля. Что это за день? На доске – портрет Гагарина.

- Молодцы! Давайте это наше задание посвятим первому космонавту и его подвигу.

Проверка: Красная ракета: 60, 150, 40

Синяя ракета: 200, 160, 300

Зеленая ракета: 70, 90



Задание 2. Юрий Гагарин облетел Землю за 108 мин. Запишите это число римскими цифрами.

Хорошо. Вы справились с заданиями успешно.

7. Рефлексия деятельности.

- Что нового мы узнали? Сколько цифр узнали?

- Где используются римские числа?

Прочитайте предложение. Мы живём в XXI веке.

- Что вам больше всего на уроке понравилось?

-Закончи устно фразу: Самым трудным для меня было...

-Поднимите руку, кто считает, что он активно работал на уроке?

Нарисуйте красный треугольник на лестнице знаний. На какую ступеньку вы поднялись в конце нашего урока? Молодцы!











Я отлично знаю новый материал.



Я не знаю об этом ничего


Стр.53 №7, 8.


3.* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?





Спасибо всем за работу. Урок окончен.


Отвечают на вопросы


- Литр.

- Остальные - величины времени.

- Неделя.

-Век.






Два ученика работают у доски.















-Часы

2ч. 15 мин.















-Не знаем, какими цифрами записаны числа.

-Узнать, что это за числа, познакомиться с их построением.



-Тема урока

«Римские цифры»



-Они появились в Риме.







-С помощью пальцев.






-Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5.


6,7.8




-надо записать V и слева поставить палочку (5-1=4)



X


















3

10

4

8


1


7

12

9

11

5

6













































-нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей



























(Один ученик – у доски)



-День космонавтики. Этот день отмечают потому, что этого числа в космос очень давно полетел Гагарин Ю.А. . Гагарин полетел в космос в прошлом веке. В 1961 году. Юрий Алексеевич Гагарин самый первый полетел в космос, поэтому его знают все люди на земле.










(один ученик пишет на доске)













- Да, так как выполнены все задачи.

- При решении нестандартных задач и в новых условиях.





Дети ставят уровень успеха для себя.







Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков













Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно







Познавательные:

общеучебные:

поиск и выделение необходимой информации








Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
















Познавательные:

логические:

анализ, синтез, выбор оснований для сравнения











Предметные: применять вычислительные навыки .


Регулятивные:контроль, оценка, коррекция;



Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.


















Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;






















Регулятивные: Принимать и сохранять задачу урока



Коммуникатив

ные:

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнёра







Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение









Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные : смыслообразование


















































Список использованной литературы

1. Авторы: М. И. Моро, М.А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Учебник. 3 класс. В 2-х частях.

М.:, Просвещение, 2014.

2. Елена Савченко «Знакомьтесь, римские цифры», № 24/2004 газеты "Начальная школа" Издательского дома "Первое сентября".

3.Электронное приложение к учебнику М. И. Моро, М.А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. М.:, Просвещение, 2014.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!