Организационный момент Приветствие. Проверка присутствующих. Подготовка к занятию. II. Постановка цели: «Как отражаются литературные произведения в музыке?» Учитель вместе с учащимися обсуждает вопросы: - История рождения музыки. -История создания цикла «Детская» композитора М. П. Мусоргского. - Особенности музыкального языка. - Музыкальные жанры (сценические жанры: опера, балет, оперетта). - Литературные жанры. III. Актуализация знаний. Создать ситуацию, при которой происходит развитие навыков коллективной и групповой деятельности исследовательского характера при работе с текстом, развитие умений извлекать информацию при прослушивании музыкального произведения и восприятии визуального ряда. Организационный момент. Что за звуки! неподвижен, внемлю Сладким звуком я: Забываю вечность, небо, землю, самого себя. М.Лермонтов. Демонстрация презентации (портреты композиторов, иллюстрации музыкальных образов) «Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее... Вот идеал, к которому я стремлюсь», — писал Мусоргский. Учебники 5 класса IV. Развитие умений аргументированного высказывания. М. П. Мусоргский «Кот матрос» из цикла «Детская» Учащиеся находят характерные особенности литературного произведения(знакомятся с текстом). Ай, ай, ай, ай, мама, Милая мама! Побежала я за зонтиком, мама, Очень ведь жарко, Шарила в комоде и в столе Искала — нет, как нарочно! Я второпях к окну подбежала, Может быть, зонтик там позабыла... Вдруг вижу: на окне-то кот наш Матрос, Забравшись на клетку, скребет! Снегирь дрожит, забился в угол, пищит. Зло меня взяло! Э, брат, до птичек ты лаком! Нет! Постой, попался! Вишь ты, кот! Как ни в чем не бывало, стою я, Смотрю в сторонку, Только глазом одним подмечаю — Странно что-то! Кот спокойно в глаза мне смотрит, А сам уж лапу в клетку заносит, Только что думал схватить снегиря... А я его хлоп! Мама! Какая твердая клетка, Пальцам так больно, мама, мама! Вот в самых кончиках, вот тут, Так ноет, ноет так... Нет! Каков кот-то, мама, а? Обсуждение этого рассказа, автором которого является сам композитор. Дети приходят к выводу, что это обычный рассказ композитора и доказывают, почему пришли к такому решению. В этом рассказе воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а также чуткие наблюдения за жизнью маленьких друзей композитора. V. Характеристика новых направлений музыкальных жанров. Урок по форме является «урок-дискуссия», поэтому учитель после вывода учащихся подводит итог. При соединении литературы и музыки рождаются новые жанры музыкального искусства. Итак, мы выяснили, что текст песни: он не похож на обычное стихотворение. В нем нет привычных куплетов, нет и равномерного чередования рифмованных строк. Девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался на клетку со снегирем, чтобы схватить птицу, а девочка ему помешала. V. Аналитическая работа учащихся над выявлением музыкальной характеристики детского образа в творчестве М.П. Мусоргского. Музыкальный материал. М.П.Мусоргский «Кот Матрос» из цикла «Детская». Учитель: Что вносит музыка в это произведение, что она выражает? Ответ школьников: Музыка внесла необходимую интонацию возбуждённого детского рассказа: - восклицания - вопросы - торопливую скороговорку А в аккомпанементе (музыкальном сопровождении) слышно, как кот скребёт клетку, как пищит снегирь. Таким образом, из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка убедительно передает и волнение ребенка, и его оживленную речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность. Учащиеся рассматривают на экране картину к этой пьесе. Вывод: На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на….. (что?) выразительное воплощение самого необычного текста, например, рассказа ребёнка. Учитель говорит с учениками о том, что сейчас трудно назвать литературный жанр, который музыка не пыталась бы перевести на свой язык. Существуют жанры музыкального искусства, которые не могут существовать без литературы: — сценические жанры: опера, балет, оперетта. Музыкальный материал. Н.А.Римский-Корсаков «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане». (видео материал) Учащимся предлагается выявить особенности инструментального исполнения. Вопросы. Какому литературному жанру относится это произведения? Учащихся определяют, что музыкальное произведение написано на основе сказок. Ребятам задается вопрос о жанре музыкального произведения. В ходе обсуждения предлагается вспомнить понятия опера. ОПЕРА (итал. opera, букв. - сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Задание. Предлагаю иллюстрировать фрагмент из оперы. Учащихся делает работу в тетрадях. Вопросы. - Как вы считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный? - Что было бы со стихами, если бы не было музыки? Ответы: Мы уже говорили с вами о том, что музыка тесно связана с поэзией, благодаря чему рождаются прекрасные песни, романсы и т.д. Распевание: Но прежде, подготовим к пению свои связки, и другие органы извлечения звука. Мы с вами разучили песню, в которой слова и музыка сочетаются красиво, дополняя друг друга, давайте вспомним песню М.Таривердиева «Маленький принц». Учащихся исполняют песню. Учитель проводит работу над артикуляцией текста (от медленного до стремительного проговаривания текста) Исполнение с пластическим интонированием. Учитель: Какой характер музыкального языка песни? VI. Выступление участников. Обсуждение вывода: Обмениваются своими впечатлениями о изученном материале. Музыка всегда очень тесно связана с литературными жанрами. VII. Подведение итогов урока. Рефлексия: - Что нового узнали на уроке? - Какую оценку вы бы поставили своему классу? Домашнее задание. Повторение пройденного материала.
|