Тема урока | Сказочные образы поэзии А. Пушкина в опере композитора Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…» |
Цель урока | Показать разнообразие и красоту сказочных образов поэзии А. Пушкина через музыку Н. Римского-Корсакова, через взаимосвязь смежных видов искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства |
Планируемый результат | Предметные: знать определения музыкальной живописи знать сходство и различие музыкального, поэтического и живописного образов на примере сказочных героев А. Пушкина знать значение средств музыкальной выразительности в раскрытии музыкального образа уметь анализировать выразительные средства музыки в передаче музыкального образа (инструментовка, тембр, регистр, мелодия, динамика, темп) уметь по нотной и графической записи определять особенности содержания музыкального произведения уметь анализировать 3-х частную музыкальную форму Личностные: формировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей установка на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям и традициям; знание культурного наследия своего народа;
Метапредметные: умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям в процессе слушания и освоения музыкальных произведений различных жанров и форм; готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении умение выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с поэзией и живописью как различными способами художественного познания мира, определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них; умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, поэзии и живописи.
|
Основные понятия | Музыкальная живопись. Регистры. Тембры. Диалог в музыке, графическое изображение мелодии, 3-х частная форма музыкального произведения |
Межпредметные связи | Музыка, живопись, поэзия. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | 1. П. Чайковский «Осенняя песнь», вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане», симфоническая картина « Три чуда». 2. Палехская шкатулка «Сказки Пушкина», иллюстрация И. Билибина « Бочка по морю плывёт…», тематические рисунки художника- оформителя, письмо А. Пушкина брату (во время ссылки в родовое имение Михайловское). |
№ | Этапы проведения урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные и метапредметные |
1. | Мотивирование к учебной деятельности Цель: заинтересовать детей через определение личной значимости, практической направленности, социальной ситуации и т.д. | Входят в класс под музыку к передаче « В гостях у сказки». | Приветствует, создаёт рабочее настроение и комфортный климат. | Обращает внимание на сказочность и таинственность прозвучавшей музыки, привлекает внимание к жанру сказки, как наиболее любимому детьми. | | Л:Интерес к предмету Р:Саморегуляция К:Умение слушать |
2. | Формулирование темы урока, постановка цели Цели: подведение детей к формулированию конкретной, достижимой, понятной цели | Ученик в образе Пушкина читает письмо, написанное в ссылке в Михайловском, своему брату: «Дорогой брат, знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно… После обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Слушают письмо, отвечают на вопросы. Рассматривают Палехскую шкатулку «Сказки Пушкина», пытаются определить тему урока. | Предлагает задания, задаёт вопросы, подводит к теме урока и задаче-проблеме. Исполняет пьесу из цикла Времена года «У камелька», актуализирует знания о характере движения и значении мелодии в передаче образа, определяет значение 3-х частной формы. Помогает осознать затруднения с помощью наводящих вопросов, корректирует цель. Исполнение ансамблем на металлофонах и шумовых инструментах русской народной песни «Во саду ли, в огороде» (тема белочки, об этой песне упоминал Пушкин в сказке) Предлагает задания, задаёт вопросы, подводит к теме урока и задаче-проблеме. | Подводит к теме урока через письмо А. Пушкина. Определяют главную мысль письма «Что за прелесть эти сказки!» Определяют особенности пьесы П. Чайковского «У камелька» через графическое изображение мелодии и по нотной записи. Композитор «рисует» средствами музыки атмосферу сказочного вечера- диалога между 2 людьми (1часть), возможно, это няня Пушкина рассказывает ему ту самую сказку…(2 часть, развитие темы), 3-я часть- это повторение вопросо- ответных интонаций из 1 части, возобновление диалога двух лиц, кто они?! Совместное формулирование темы урока «Сказочные образы поэзии Пушкина в опере композитора Римского-Корсакова. «Сказка о царе Салтане…» | Привлекает внимание из смежных предметных областей (поэзия, живопись) Узнавать формы построения музыки; Анализировать характер движения мелодии по нотной записи; Изображать мелодию графически | ПУУД (логические операции) |
3. | Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации Цель: воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. | Отвечают на вопрос, анализируют, сравнивают, делают выводы о причине затруднения. Формулируют цель. | Актуализирует знания учащихся, полученные в 3 классе(«Цветик-семицветик») предлагает вспомнить названия и тембровое звучание инструментов симфонического оркестра. Помогает осознать затруднение с помощью наводящих вопросов, корректирует цель. | Определение особенностей музыкальных характеристик пушкинских сказочных образов через интонационно- образный анализ музыки фрагментов оперы: 1.Вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане…», 2.Симфоническая картина « Три чуда». Вспоминают тембровое звучание инструментов симфонического оркестра. | Анализировать средства музыкальной выразительности (инструментовка, тембр, регистр, темп, лад, мелодия); Особенности тембрового звучания инструментов симфонического оркестра | ПУУД (логические действия, постановки и решения проблем), РУУД (Целеполагание) |
4. | Постановка учебной задачи Цель: постановка конкретной задачи урока, которая поможет разрешить возникшие затруднения, составление плана работы. | Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезу, составляют алгоритм. | Организует диалог, побуждающий к выдвижению гипотез, направляет в сторону планирования. | Постановка учебной задачи: выявление особенностей развития поэтического текста и музыки, их сходство и различие; сравнительный анализ зрительного ряда, картин живописи и музыки; осознание средств музыкальной выразительности фрагментов оперы « Сказка о царе Салтане…» при ориентации на нотную и графическую запись. | Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства. Анализировать нотный текст Понимать значение графической записи | ПУУД: Логические Действия постановки и решения проблем КУДД |
5. | Изучение нового материала Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Работают по алгоритму | Предлагает задания, задаёт вопросы, консультирует, подводит к осознанию цели урока | Помогает ли музыка почувствовать красоту пушкинской сказки? Каким образом пушкинские образы находят воплощение в музыке? Понятие музыкальной живописи. | Анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, тембр, динамику, лад, интонацию, инструментовку. | РУУД, КУУД ЛУУД |
6. | Закрепление нового материала Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Выполняют задания, аргументируя свои действия | Предлагает проблемные задания для закрепления материала | Передача характерных особенностей музыкальных сказочных образов-чудес через пластическое интонирование: белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь. Вокально- хоровая работа по разучиванию темы царевны Лебедь, работа над образным исполнением | Танцевальная импровизация. Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений Развитие вокально-хоровых навыков. | |
7. | Контролирующее задание Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний | Отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы, | Наводящими вопросами помогает установить связь м/д ранее изуч, новым мат, с заходом на буд | Работа учащихся в группах по таблицам. | | ПУУД, РУУД(планирование, прогнозирование),ЛУУД |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения Цели:соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Рефлексия | Организует рефлексию, Подведение итогов, д/з. | Д/З Вспомните произведения М. Мусоргского, о которых можно сказать, что это- музыкальная живопись. . | | РУУД, ЛУУД, КУУД |