Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с административной картой России и с картой края (области); систематизации и расширения знаний учащихся о природе и хозяйстве своего края; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о родном крае; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с картой, организовывать рабочее место. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; административная карта России; карта родного края (области); рисунки и фотографии с изображением природы родного края |
Основные понятия | Административная карта России, карта родного края |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Звучит песня (слова О. Высотской, музыка В. Локтева): Посмотри, как все красиво, Посмотри – простор какой! Точно мать, склонилась ива Над заснувшею рекой. Ветерок метнулся разом, Облаков прорвав кольцо, | И ромашка желтым глазом Смотрит солнышку в лицо… Посмотри, леса какие И сады шумят кругом. Наша Родина – Россия Хорошеет с каждым днем… | – Вы – маленькие граждане большого государства, имя которому – Россия. Но в состав нашей большой страны входят разные республики, края, автономные округа и области. – Какой он, наш край? – Как живут и чем занимаются люди? – Что окружает нас? – Вот об этом и будем говорить сегодня на уроке | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями | Устные ответы. Организация рабочего места |
II. Актуализа ция опорных знаний | Проверка домашнего задания: разминка (устно). работа по карточкам | – Какое млекопитающее почти все время проводит под землей? (крот.) – У кого из животных детеныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание? (кукушка.) – Как называется гнездо белки? (гайно.) – Какой зверь самый чистоплотный? (барсук.) около норы этого животного всегда чисто. Туалет – глубокие норы – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые волоски. – Какие птицы в лесу выводят птенцов в мороз, зимой? (клесты.) – Что теряет лось каждую зиму? (рога, но к лету они опять вырастают.) Демонстрирует иллюстрации с изображением животных различных природных зон. – К какой природной зоне относятся эти животные? Предлагает выполнить работу по карточкам ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/30/s_5956649e5eccf/655655_1.png) | Отвечают на вопросы. Выполняют задания на карточках | Фронтальная. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы, выполненные задания |
III. Изучение нового материала | Знакомство с административной картой России. Знакомство с картой края. Работа с учебником: составление рассказа о крае по плану | – Внимательно посмотрите на административную карту России и изучите условные обозначения. Что расскажет карта? Что расскажут условные обозначения? – Найдите на карте самые крупные республики, края, округа. Покажите их на карте. – Где в основном находятся эти большие по территории республики, округа, края? Найдите на карте территорию, где мы живем. – Это наш край, наша маленькая родина. Какой город является главным на нашей территории? Покажите на карте. – Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями (с другими краями, округами, республиками)? – В какой природной зоне находится наш край? – познакомимся с нашим краем. В этом нам поможет карта. – Что вы можете сказать о нашей территории, глядя на карту? – Чем богат наш край? Какие отрасли производства у нас развиты? предлагает выполнить задание 4 в учебнике (с. 146) – составить рассказ о родном крае по плану: 1. Географическое положение (равнина, горы, соседи, природная зона, тепловой пояс). 2. Экономика (добыча полезных ископаемых, отрасли производства, сельское хозяйство). 3. Природа родного края (растения, животные). 4. Охрана окружающей среды. дополняет и обобщает ответы учащихся | рассказывают об особенностях условных обозначений, показывают на карте России свой край. перечисляют города, населенные пункты родного края. Показывают на карте края город (село), в котором живут, реки, водоемы своего края. рассказывают о растительном и животном мире родного края, называют развитые отрасли производства своего края. составляют устный рас- сказ | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
IV. Практическая деятельность | Работа по контурной карте. Работа в тетради. Работа по карточкам. | раздает трафареты с изображением родного края. Предлагает заполнить таблицу: Природа нашего края Карточки: № 1. Напишите, что вы называете родным краем. № 2. В каком направлении и на каком расстоянии от Москвы он находится? № 3. Главный город вашего края. № 4. Перечислите другие города вашего края. | обводят трафареты в тетрадях; обозначают главный город своего края, город (село), в котором живут; крупные города; указывают названия областей, республик, с которыми граничит край. заполняют в тетради таблицу. Выполняют задания на карточках. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения | Устные ответы, записи в тетради, выполненные задания |
| Задания из электронного приложения к учебнику | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания | | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – над какой темой работали? – Какая информация показалась для вас значимой? Почему? – Какие задания вызвали затруднения? Почему? – какие задания не вызвали затруднений при их выполнении? – Как оцениваете свою деятельность? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Составить сообщение о родном крае | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | |
• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота. (ледяная зона.)
• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев. (тундра.)
• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (зона степей.)
• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (зона пустынь.)
• Сова, змея, подорожник, слизень. (подорожник, слизень, змея, сова.)
• Кузнечик, орел, ящерица, клевер. (Клевер, кузнечик, ящерица, орел.)
КАРТОЧКА №1 Определите, о какой природной зоне идет речь: Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота. Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев. Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. | КАРТОЧКА №1 Определите, о какой природной зоне идет речь: Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота. Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев. Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. |
КАРТОЧКА №2 Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания: Сова, змея, подорожник, слизень. Кузнечик, орел, ящерица, клевер. | КАРТОЧКА №2 Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания: Сова, змея, подорожник, слизень. Кузнечик, орел, ящерица, клевер. |