СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

По теме: лирическое произведение А.Н.Плещеева «В синем небе плывут над полями…»

УМК «Школа России»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс»

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

По теме: лирическое произведение А.Н.Плещеева «В синем небе плывут над полями…»

УМК «Школа России»

Учитель: Немчинова Елена Викторовна

МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока: Лирическое произведение И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…»

Тип урока: Освоение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с произведением И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…»;

добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения; прививать любовь к своей Родине, работать над развитием выразительной речи, мышления.

Планируемые результаты: предметные :познакомятся с творчеством И.С.Никитина и содержанием его произведения «В синем небе плывут над полями…»;

научатся: выразительно читать стихотворение, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации.

Метапредметные:

Познавательные: осмысливать чтение лирических текстов; понимать настроения стихотворения; определять своё собственное отношение; искать необходимую информацию по фотографии, репродукции картины; осмысливать объекты, понимать смысл.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе, контролировать действия партнёра.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, демонстрировать уважительное отношение к иному мнению; принимать социальную роль обучающегося.

Оборудование: : учебник «Литературное чтение. 4 класс» Климановой Л.Ф., М., «Просвещение», 2013; тетрадь на печатной основе «Литературное чтение.4 класс», М., «Просвещение», 2013 г; портрет И.С.Никитина, мультимедийный проектор, компьютер, записи романса «В синем небе плывут над полями…» в исполнении А. Шарафутдинова, музыки П. И.Чайковского из альбома «Времена года».



Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя)

УУД

Личностное развитие

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные


I Мотивация к учебной деятельности





















Самоопределение к учебной деятельности









Проверка д/з


(Актуализ)












- Я приветствую вас. Наверное, вы согласитесь, что литературное чтение – это необычный урок. Авторы произведений одним росчерком пера могут превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать.

-Я надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке.

 - Кого можно назвать хорошим читателем?

 - Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем?
- Что для этого надо делать?

- Я желаю, чтобы в конце урока каждый из вас мог бы похвалить себя и назвать хорошим читателем.




- Попробуйте доказать, что вы уже умеете думать, рассуждать и, хотя бы отчасти, можете назвать себя хорошими читателями.



Дети отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выразительно читают по ролям стихотворение А.С.Плещеева «Дети и птичка», отмечают лучшего исполнителя каждой роли, исправляют ошибки.




Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

















Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
























Целеполагание


Саморегуляция к деятельности


























Самоопределение к учебной деятельности


Осознание процесса учебной деятельности



















Смыслообразование


II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии



Речевая разминка


(Этап осмысления)






























(Формулировка цели урока)





2.Слово о поэте.


Слайд 2

Тихо ночь ложится

На вершины гор,

И луна глядится

В зеркала озёр;

Над глухою степью

В неизвестный путь

Бесконечной цепью

Облака плывут;

Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

Лес густой стоит;


- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с замедлением.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

- Прочитайте выразительно.


- Ребята, как вы думаете, почему на разминку я выбрала это стихотворение? (Наверное, сегодня на уроке мы будем читать стихи этого поэта.)

- Правильно.

- Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать.( слайд3)

- Вы прочитали отрывок из его произведения « Тихо ночь ложится…»

- Что вы уже знаете о И. С.Никитине?

- Какие его стихи мы читали? («Полно степь моя спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы»)

( слайды 4-6)

-Ребята, вспомните стихи, которые проиллюстрируют данные слайды и к какому слайду подойдут?

-Почему они подходят?

-О чём очень любил писать поэт? (О родной природе.)

-Кто помнит эти стихи и может прочитать наизусть?

( Чтение стихов)


-Определите цели и тему нашего урока, используя опорные слова!!!!!!!

(стихотворение, Никитин, В синем небе плывут над полями…

(Мы познакомимся со стихотворением Никитина «В синем небе плыву над полями..»)

-Да, правильно, но прежде чем приступить к изучению стихотворения, чтобы вам ещё хотелось узнать?

(-Ближе познакомиться с поэтом, узнать важные факты его биографии)


- Мы уже знакомились с биографией И. С. Никитина, а сегодня углубим знания о нём.

- Посмотрите на слайды ( слайд 7)

Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине города в маленьком домике на берегу реки.

( слайд 8)

С высокой кручи побережья, где стоял дом Никитиных, поэту открылись неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.

Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем.

( слайд 9)

С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было ему помогать во всём. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи.

( слайд 10)

Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора.

Но он не переставал интересоваться литературой и сочинять стихи.

Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца»

В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.

(слайд 11)

Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И. Никитина, он умер молодым человеком.

- Обратите внимание на памятник И. С.Никитину в Воронеже. Люди помнят творчество поэта и память о нём увековечена.


-Что запомнили? Что поразило? Чем поделитесь с родителями?

Творчество И.С.Никитина И его стихотворение «В синем небе плывут над полями …» тема нашего сегодняшнего урока.

Участвуют в диалоге












Используют имеющиеся знания в новой ситуации




































Отделяют знания от незнаний

Высказывают собственные суждения, обосновывают свои знания








Осмысление

III Выявление места и причины затруднения


1.Минутка покоя









2.Словарная работа
















(Музыка П. И.Чайковского из альбома «Времена года»)

-Лучше подготовиться к восприятию нового произведения поможет нам минутка покоя

Напряженье улетело

И расслаблено все тело

Руки теплые у нас

Дышится легко, ровно и глубоко

Губы чуть приоткрываются

Все чудесно расслабляется нам понятно, что такое

Состояние покоя


(слайд 12) –Внимание на экран.

- Прочитайте слова.


грезит - мечтает

восторг - восхищение, радость

золотой - желтый, оранжевый

сиять -мерцать, переливаться

-Как назовем их? Почему?

(Синонимы, т.к. близкое лексическое значение.)

-Чуть позже мы вернемся к объяснению, почему именно так уместно говорить.




Принимают учебную задачу

Используют имеющиеся знания в новой ситуации




Отделяют знания от незнаний

Оценивают свое понимание новой учебной задачи. Определяют причины затруднений

IV Построение проекта выхода из затруднения


Первичное восприятие (аудиозапись)

- Прослушайте это стихотворение и скажите, какие картины возникли в вашем воображении при слушании?


!!!!!!!

- Какие чувства вы пережили?

- Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения?

- Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?

-О чем думали, вспоминали, слушая стихотворение?

( слайд 13)


Принимают учебную задачу

Адекватно используют речевые средства для разрешения различных задач

Делают выводы


Извлекают информацию из различных источников

Оценка правильности выполнения

Аргументируют свою позиции

V Реализация построенного проекта


Словарно-лексическая работа.



-Откройте учебники на с.152

-Сейчас вы прочитаете стихотворение самостоятельно, после чего вам нужно будет ответить на вопрос: «Какие слова остались для вас непонятными?»


Объясните значение слов, пользуясь толковым словарем.

Грезит(мечтает)

Межа (граница земельных участков)

Зарево(огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений)

Храм (здание для совершения богослужения и религиозных робрядов)


-Что такое антонимы?

-Подберите антонимы к словам: прохладный (жаркий, знойный, горячий),

восторг (огорчение, печаль, скорбь, тоска)



Принимают учебную задачу


Делают выводы


Извлекают информацию из различных источников

Оценка правильности выполнения

Аргументируют свою позиции

VI Первичное закрепление во внешней речи































Физкульминутка

- Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении?

( летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)

- С помощью чего создаются эти картины? (с помощью художественных средств)

- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?

( слайд 14)

( эпитетами, сравнением)

- Назовите эпитеты? (Золотые края, красное зарево, прозрачно - румяный вечер)

- Давайте представим, что мы художники. У нас в руках кисти и мольберт.

- Нарисуйте эти изумительные картины.

( работа в парах, словесное рисование)

( Проверка.)

- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие?

(На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражает солнце и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием)

- Сейчас мы посмотрим слайды и будем называть строки из стихотворения, которые подойдут к данным картинам.

(слайды





Принимают учебную задачу

Адекватно используют речевые средства для разрешения различных задач












Осмысливать правила взаимодействия в паре

Осмысливать чтение лирических текстов

Планируют действия в соответствии с поставленной задачей






























Оценка правильности выполнения

Оценивают свое понимание новой учебной задачи

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Беседа по содержанию стихотворения





























Подготовка к выразительному чтению.










Чтение всего стихотворения.

- Но кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может назвать её?

(Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и

И. С.Никитин восхищается этой тишиной)

-Мы познакомились с прекрасным стихотворением.

- Какие мысли передал Никитин?

(И. С.Никитин выразил красоту родной природы, не

только в этом стихотворении; Он очень любил природу и восхищался её; видел красоту в самых обычных вещах и помог увидеть нам)


- Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.

-Вы подумали с какой интонацией будете читать?

(Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).

-При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд

( слайд 33)


Памятка.

а) Правильно ставь ударения.

б) Соблюдай паузы.

в) Выбери силу голоса (громко, тихо).

г) Определи темп (быстро, медленно)

д) Читай эмоционально.

е) Покажи интонацией свое отношение к произведению

( Работа в парах над выразительностью чтения)






Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Понимать настроения стихотворения

Оценка правильности выполнения


Оценивают понимание новой учебной задачи

Определяют причины затруднения

VIII Включение в систему знаний и повторение


Выразительное чтение стихотворение

- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?

- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему


Стихи И. С.Никитина красивые, очень мелодичные. Русские композиторы на них создали свыше 60 романсов и песен.

-Сейчас мы послушаем романс в исполнении Александра Шарафутдинова «В синем небе плывут над полями…»

( Прослушивание романса « В синем небе плывут над полями…»

- Что вам понравилось в этом романсе?




Учебное сотрудничество

Включение нового в систему знаний

Определять своё собственное отношение

Формирование уверенности в собственных знаниях

IX Домашнее задание


Подготовить выразительное чтение стихотворения И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…» Сделать рисунок к стихотворению, по желанию выучить. Выполнить задание в рабочей тетради (с.42)



Осознавать, принимать,

Сохранять учебные задачи



Самоорганизованность

X Рефлексия учебной деятельности

-Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Что удалось выразить поэту?

-Есть ли у вас желание прочитать другие стихи поэта? Что вас заинтересовало?

-Кто чувствовал себя на уроке уверенно?

-Кто ошибался, но ошибки исправил?

-У кого была тревога, не мог справиться с заданиями?

-Оцените работу своих одноклассников на уроке.

Сравнение своей работы с работой других



Понимание причин успехов и неуспехов



Самооценка результатов