Слайд 2 Тихо ночь ложится На вершины гор, И луна глядится В зеркала озёр; Над глухою степью В неизвестный путь Бесконечной цепью Облака плывут; Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит; - Прочитайте, разделяя слова на слоги. - Прочитайте с ускорением. - Прочитайте с замедлением. - Прочитайте с интонацией восхищения. - Прочитайте выразительно. - Ребята, как вы думаете, почему на разминку я выбрала это стихотворение? (Наверное, сегодня на уроке мы будем читать стихи этого поэта.) - Правильно. - Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать.( слайд3) - Вы прочитали отрывок из его произведения « Тихо ночь ложится…» - Что вы уже знаете о И. С.Никитине? - Какие его стихи мы читали? («Полно степь моя спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы») ( слайды 4-6) -Ребята, вспомните стихи, которые проиллюстрируют данные слайды и к какому слайду подойдут? -Почему они подходят? -О чём очень любил писать поэт? (О родной природе.) -Кто помнит эти стихи и может прочитать наизусть? ( Чтение стихов) -Определите цели и тему нашего урока, используя опорные слова!!!!!!! (стихотворение, Никитин, В синем небе плывут над полями… (Мы познакомимся со стихотворением Никитина «В синем небе плыву над полями..») -Да, правильно, но прежде чем приступить к изучению стихотворения, чтобы вам ещё хотелось узнать? (-Ближе познакомиться с поэтом, узнать важные факты его биографии) - Мы уже знакомились с биографией И. С. Никитина, а сегодня углубим знания о нём. - Посмотрите на слайды ( слайд 7) Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине города в маленьком домике на берегу реки. ( слайд 8) С высокой кручи побережья, где стоял дом Никитиных, поэту открылись неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем. ( слайд 9) С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было ему помогать во всём. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи. ( слайд 10) Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора. Но он не переставал интересоваться литературой и сочинять стихи. Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца» В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города. (слайд 11) Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И. Никитина, он умер молодым человеком. - Обратите внимание на памятник И. С.Никитину в Воронеже. Люди помнят творчество поэта и память о нём увековечена. -Что запомнили? Что поразило? Чем поделитесь с родителями? Творчество И.С.Никитина И его стихотворение «В синем небе плывут над полями …» тема нашего сегодняшнего урока. |