Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению.»
Тема урока: В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).
Цель: создание условий для идейного осмысления рассказа.
Задачи:
- продолжить формирование у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному произведению В.Гюго;
- совершенствовать умения учащихся находить и выражать сопряжения своего и авторского «я»;
- познакомить учащихся с французским писателем В. Гюго;
- понимать и объяснять поступки героев;
- воспитывать в учащихся чувства сопереживания, сочувствия, участия.
Предметные:
пользуется поисковым и просмотровым чтением для работы с текстом и образами героев. Понимает и объясняет поступки героев, высказывает свое мнение о них, соотносит поступки с нравственными нормами., показать связь разных видов творчества: изобразительного искусства, музыки, литературы, межпредметные связи: музыки, литературного чтения, изо, основы светской этики.
Метапредметные:
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
Коммуникативные:
уметь строить работу с партнёрами; воспитание стремления к более точному выражению собственного мнения; уметь правильно формулировать свои мысли;
отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
Личностные:
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения, воспитание стремления к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: коллективная, в паре, в группе, индивидуальная, дифференцированная.
Необходимое техническое оборудование: оформление доски: портрет, выставка детских иллюстраций, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе; компьютер, проектор, экран.
Формирование УУД
До чтения | Во время чтения | После чтения |
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других. | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. |
Этапы урока | Деятельность учителя | № слайда | Деятельность учащихся |
1.Орг. момент Эмоц. настрой. | Дыхательная гимнастика. - На уроках чтения мы учимся правильно читать и говорить. А чтобы правильно читать и говорить, надо правильно дышать. Вообразим воздушные шары, надуем их. Вдыхаем носом, выдыхаем через рот, пока наш воображаемый шар не надулся. Стих-е со слайда. Литературы добрые страницы Пускай тихонечко обнимут нас, И мы увидим новые вновь лица Героев судьбы новые для нас. | 1 | Дети выполняют. |
2. Актуализация знаний. 3. Определение темы урока и постановка задач к уроку. | - Знакомы вам имена? Из каких произведений? Назовите автора и название произведения. - А можно их объединить? Почему? Что общего у героев? Когда они жили? Правильно, все эти герои жили до революции. У них у всех тяжёлая судьба, им с раннего детства приходилось работать, чтобы заработать кусок хлеба. -Все ли имена вам знакомы? -Ванька, Прошка, Варька – это всё имена. Значит и Козетта тоже имя. -Произнесите и послушайте, какое необычное имя Козетта. -А как вы думаете, кто это может быть? Кого могут называть Козеттой? -Подумайте и скажите, почему я поставила это имя в один ряд с этими героями? -Рассмотрите иллюстрацию. На ней изображена Козетта. -Расскажите, что вы видите? Какая она? Опишите её? -А может произведение так называться? | 2 3 | Уч-ся отвечают на поставленные вопросы.
Рассматривают иллюстрацию. Описание изображения. |
-И эта иллюстрация к произведению великого французского писателя Виктора Гюго «Козетта». (показ книги). -Назовите тему урока. -Какие поставим к уроку задачи? Имя автора знакомо? Значит, что нужно сделать? А знаете кто герои произведения? -Вы можете предположить, о чём это произведение? Как могут разворачиваться события? А иллюстрация подтверждает это? -Чтобы проверить ваши предположения об этом произведении, мы должны провести диалог с автором через текст. -Почему мама Козетты оставила её? -Кому она её оставила? -Почему именно им? Какими по характеру могут быть люди, которым можно доверить своего ребёнка? -Какой предстаёт перед вами Козетта? -Сравните то, что прочитали с изображением. -Почему художник изобразил именно такой. -Предположите, что могло с ней произойти? | 4 5 6 |
Определяют тему урока. Ставят задачи. (Парная работа). У уч-ся на столах тексты с началом произведения, читают. Отвечают по тексту. |
4.Знакомство с произведением. | -Итак, мама Козетты оставляет её в трактире Тенардье. Ребята, а что такое трактир? (гостиница низшего разряда). Тенардье – это французская фамилия, которую носят владельцы трактира. -Пришло время поближе с ними познакомиться. -Встретятся незнакомые слова, поднимите глаза на доску. Чтение 1 главы с комментированием. (комментированное чтение и применение приёма «формулировка максимально свёрнутого сжатого вопроса «Догадались, почему?»). | | Слушание главы. |
Физминутка | Чтение описания жизни Козетты под музыку и применение приёма «включение» представление героя. | | |
Первичное восприятие Знакомство с писателем. | -Откройте глаза. -Какой представили Козетту? -Какие чувства были у вас когда слушали произведение? -Что вы чувствовали? -Кто из героев не понравился? Почему? -Кого было жалко? Почему? -Почему Козетта из крепкой, здоровой, милой малышки превратилась в такую? -Подтвердились наши предположения? -Так правильно художник изобразил её? -Определите жанр произведения. -Вообще, ребята это отдельная глава из большого романа «Отверженные» великого французского писателя Виктора Гюго. -Жил и творил В.Гюго в те годы, когда во Франции шла революция. Очень тяжёлая жизнь была у простого народа, не было работы, люди бедствовали, было очень много нищих и обездоленных, люди погибали, дети оставались сиротами, голодными и несчастными. В.Гюго защищал малых и обездоленных, безработных, заботился о бедняках и голодных детях. -Рассмотрите портрет, что вы можете сказать об этом писателе? Как вы думаете, каким он был человеком? -Прочитайте биографию В.Гюго. Расскажите, что вам запомнилось. | 7 | Рассказывают о своих эмоциях, которые испытали при прослушивании главы. |
Составление модели описания героев рассказа. | Вернёмся к первой главе и составим модель описания героев рассказа. | 8-11 | Составляют кластер Взаимопроверка, дополнение ответов и сверка со слайдом. |
| -Так правильно, что имя Козетта стоит в одном ряду с этими героями? Посмотрите, ребята, не только в России трудно жилось детям, но и за рубежом. -Подтвердились наши предположения? -Вернёмся к задачам урока. -Выполнили задачи поставленные к уроку? | 12 (имена со 2 слайда) 13 | |
Рефлексия | Выберите одно начало предложения и продолжите его. -Ребята, зачем Гюго написал рассказ об этой маленькой несчастной девочке? -Вам хочется узнать о дальнейшей судьбе девочки? Предположите, о чём пойдёт дальше речь? Что может произойти? -Проверьте свои предположения, прочитайте дома оставшиеся главы. | 14 | |
Дом.задание и оценивание | Прочитать оставшиеся главы. 4 уч-ка получают задание – сделать рисунок. 6 уч-ся – выполнить задание №1 в рабочей тетради. | | |
| | | |