Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Виртуальная образовательная среда МУ – www.moi-uni.ru
ФИО учителя: Суслова Татьяна Александровна.
Должность: учитель математики.
ОУ: МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска.
Предмет: математика.
Класс: 5.
Тема урока: Упрощение выражений.
Базовый учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Щварцбурд С.И. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Мнемозина, 2016.
Место в общей структуре курса: Глава I «Натуральные числа», §3 «Умножение и деление натуральных чисел», п.14 «Упрощение выражений», 1 урок по теме.
Тип урок: изучение нового материала.
по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и приёмов упрощения выражений; сформировать
умение логически выстраивать операции; продолжить развитие умений точно и грамотно выражать свои мысли с
применением математической терминологии и символики, умений проводить классификации, логические обоснования,
№/п | Этап урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Время, отведенное на выполнение задания | УУД |
1 | Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. | Выработка на личностно - значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Приветствие. Проверяется готовность учащихся к уроку. -Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Начало есть более чем половина всего». Как вы понимаете эти слова? -Как создадим хорошее настроение? -Теперь отметьте галочкой смайлик, соответствующий вашему настроению. - Народная мудрость гласит: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». А как вы понимаете смысл этого изречения? -Верно! Прилагательные «легкий», «доступный» можно заменить одним словом – рациональный или простой. Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке, кто догадался? -С чего начнем урок? | Ф | Приветствуют учителя. Обсуждают, предлагают ответы, приходят к выводу, что исход любого дела зависит от того, с каким настроением за это дело берёшься. Предлагают свои варианты, останавливаются на том, что достаточно сказать соседу по парте несколько добрых слов и пожелать удачи. Выполняют указание учителя. ( Строка №2 Приложения 1). Предлагают свои версии, вместе с учителем приходят к выводу: умный человек всегда ищет легкий, доступный способ решения своих проблем. - Искать рациональные, простые способы решения задач. -С проверки домашнего задания. | Сказать добрые слова одноклассникам на уроке, пожелать удачи; отметить галочкой смайлик. | 4 мин. | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам. |
2 | Проверка домашнего задания. | Установление правильности, полноты и осознанности выполнения домашнего задания учащимися. Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся и определение причины их возникновения. | - Давайте объединимся в группы. Организует работу в группах (учащиеся объединяются в группы по 4 человека: первая и вторая парта первого ряда и т.д.); напоминает о правилах при работе на уроке, в частности – в группах. - Сверьте свои ответы (Приложение 2), проанализируйте найденные ошибки, разъясните и дайте возможность исправить их тем учащимся, которые допустили ошибки. Рефлексия: отметьте в листе самоконтроля (строка №3) количество данных правильных ответов (заработанных баллов). (Приложение 1). | Г | Сверяют ответы. Группой анализируют найденные ошибки, исправляют, дают разъяснения учащимся, допустившим ошибки. Выставляют количество подсчитанных баллов за домашнее задание в листе самоконтроля в строке №3 (Приложение 1). | Выполнить взаимопроверку домашнего задания в группах. Текст домашнего задания: № 552. По железной дороге нужно перевезти 750 т зерна. Сколько для этого потребуется вагонов, вмещающий каждый по 60 т зерна? В скольких вагонах, вмещающих по 40 т, можно перевезти это же зерно? № 555. Запишите выражения: а) разность 8m+6 и 2n+5; б) сумма 9а-6 и 11b-3; в) произведение 3y и 5х+11; г) частное 7z-1 и z+3. № 556(б). 14·(3600·18- -239200:46). | 5 мин. | Познавательные: структурирование собственного знания. Коммуникативные: эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками. Регулятивные: контролирование и оценивание процесса и результатов деятельности. Личностные: осознание значимости поставленных учебных задач. |
3 | Этап актуализации и пробного учебного действия. | Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Вы правильно предположили, что урок будет посвящён рациональным способам решения задач. Вспомним некоторые из них и проверим, как вы умеете их применять. -На экране вы видите задания (Приложение 3), выполните их самостоятельно, записывая в тетрадь только номер задания и ответ. На всю работу даётся 3 минуты. Сверьте свои ответы (Приложение 4). - Работу будете оценивать так: ставьте на полях тетради «+», если дали правильный ответ, «-», если ошиблись при ответе. Рефлексия: отметьте в листе самоконтроля (строка №4) количество данных правильных ответов (заработанных баллов). -Ребята, ответьте на вопросы: 1)Как называются выражения из упражнений №1-№3? 2)Какие свойства применяли для выполнения действий рациональным способом? 3)Для чего эти свойства нужны? -Сформулируйте тему урока. -Открыли тетради, записали число, «Классная работа», тему урока. -А сейчас я предложу вам задание на пробное действие. Как вы думаете, каким оно должно быть? -Это задание №4 каждый попробует сделать сам (Приложение 5). - У кого нет ответа? - Что вы не смогли сделать? Почему? -Чему мы должны научиться? | И | Выполняют задания самостоятельно.
Ставят на полях тетради «+», если дали правильный ответ, «-», если ошиблись при ответе.
Отмечают в листе самоконтроля количество заработанных баллов. -Числовые и буквенные. -Свойства сложения, вычитания и умножения (формулируют их). -Для упрощения выражений. -Упрощение выражений. -Выполняют указания учителя. -В нем должно быть что-то новое. Выполняют задание. Отвечают на вопросы, формулируют цели урока. | №1. Сложите рациональным способом: 1) 22+х+18; 2) y+54+27; 3) a+176+24. №2. Вычтите рациональным способом: 1)(224+m)-24; 2)(b+127)-84; 3)(х-18)-22. №3. Умножьте рациональным способом: 1)2·483·5; 2)(86·25) ·4; 3)125·(40·8). Ответьте на вопросы: 1)Как называются выражения из упражнений №1-№3? 2)Какие свойства применяли для выполнения действий рациональным способом? 3)Для чего эти свойства нужны? №4. Упростите выражение: 2k+3k+4k. | 7 мин. | Регулятивные: контроль, коррекция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. |
4 | Проблемное объяснение нового материала. | Организация погружения в проблему, создание условий для ознакомления с учебным материалом по теме. | -Как будем решать проблему? -К каким источникам можно обратиться? -Представьте, ребята, что сегодня к нам на урок пожаловали литературные персонажи: Незнайка и три его подружки - Ромашка, Цветочек и Ириска. Поиграв, Незнайка захотел угостить девочек конфетами. Ромашка попросила принести ей две конфетки, Цветочек – три конфетки, Ириска - четыре. Незнайка, сбегав домой, сначала принес две конфеты Ромашке, затем, повторно сбегав домой, принес три конфетки Цветочку, и третий раз, сбегав, он принес четыре конфетки Ириске. Девочки с удивлением наблюдали за его действиями и, рассмеявшись, они ему сказали … Задание: «Как вы думаете, что могли сказать девочки»? -Как можно решить эту задачу? -Запишем все действия Незнайки в виде буквенных выражений: 2k+3k+4k и 9k. Т.к. количество конфет в том и другом случаях одинаково, то, какое выражение можно составить? -Сравните левую и правую части равенства. -Теперь, ребята, вы будете работать в парах с соседом по парте. (Организует работу с учебником (стр. 85)). Вы должны познакомиться с новым свойством, которое мы уже записали, решив задачу о Незнайке, и ответить друг другу на вопросы: как оно называется и формулируется; как записывается при помощи букв; для чего служит; как применяется на примерах вида 8а+4а, 14х-9х и 69·27+31·27, 263·24-163·24. | Ф П | -Можно посмотреть в учебнике или обратиться к учителю. -Девочки могли сказать Незнайке, что он потерял много времени и сил, бегая за конфетами несколько раз. Хотя мог принести все конфеты сразу. - В любом деле надо находить рациональный способ решения, тем самым экономя силы, средства и время. Предлагают 2 способа решения: 1) 2+3+4 (к.) - принесет Незнайка, бегая за конфетами 3 раза; 2) 9 (к.) – принеся все конфеты сразу (рациональным способом). Работают вместе с учителем. Составляют выражение: 2k+3k+4k = 9k. В левой части 3 слагаемых, а в правой – только одно! Левую часть записали в упрощенном виде. Знакомятся с распределительным свойством умножения относительно сложения и вычитания, формулируют его друг другу, записывают в общем виде; разбирают решение примеров учебника, помогая друг другу, если есть в этом необходимость. | Задание: «Как вы думаете, что могли сказать девочки»? Решите задачу о Незнайке различными способами. Составьте выражение из: 2k+3k+4k и 9k. Ответьте на на вопросы: как называется и формулируется новое свойство; как записывается при помощи букв; для чего служит; как применяется на примерах вида 8а+4а, 14х-9х и 69·27+31·27, 263·24-163·24. | 9 мин. | Личностные: смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Регулятивные: составление плана решения проблемы. Коммуникативные: учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения. |
5 | Физкультминутка. | Снятие физической усталости обучающихся. Организация эмоционального состояния и здоровьесбережения. | -Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии». Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками пола. Если я скажу «вода» - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух» - вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх. А если скажу «огонь» - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах (показывает последние движения). Выполняем. | Ф | Выполняют движения. | Повышение уровня энергии на уроке. | 2 мин. | Личностные: овладение приёмами сохранения физического здоровья. |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Фиксирование изученного учебного содержания во внешней речи; усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Итак, ребята, вы познакомились с распределительным законом умножения и его применением на примерах. - Какой следующий ваш шаг на уроке? Учитель предлагает выполнить одно задание на соответствие (Приложение 6) и три - из учебника: № 566(а; б); № 568(а; г; е); № 560(а, г) (фронтальная работа). Рефлексия: внесение в строку №5 листа самоконтроля количества верно выполненных заданий. (Приложение 1). | Ф И | - Закрепить новое знание и потренироваться его применять. Выполняют задания. Учащиеся комментируют по шагам применение алгоритма и делают запись в тетради. Для образца выполнения задания один ученик работает у доски. Заполняют строку №5 листа самоконтроля. | Задание. Для выражения из левого столбца найдите пару из правого столбца. Соедините их стрелками. 23а+37а 10а 48а+а 31а 27а-17а 60а 32а-а 49а №566. Найдите значение выражения: а) 38а+62а при а=238; 489; б) 375в-175в при в=48; 517. №568. Решите уравнение: а) 4х+4х=422; г) 10k-k=702; е) 6t+3t-t=6400. №560. Найдите значения выражения: а) 69·27+31·27; г) 263·24-163·24. | 8 мин. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: оценка. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ, построение логической цепи рассуждений. |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | - А теперь проверим, хорошо ли мы усвоили новое знание? - Как это сделать? Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия (Раздаточный материал Приложения 7) и самопроверку учащимися своих решений по образцу (Приложение 8). -Проверьте себя и зафиксируйте результаты знаками «+» или «-». Далее для учащихся, допустивших ошибки, учитель предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления. Рефлексия: заполнение строки №6 листа самоконтроля. (Приложение 1). | И | - Написать самостоятельную работу.
Выполняют тест.
Делают самопроверку. Заполняют результаты проверки в строку №6 листа самоконтроля. | Задания теста (Приложение 7). | 7 мин. | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | -Где нам могут пригодиться полученные на уроке знания? (Выслушивает ответы учащихся, организует обсуждение.) | Ф | Отвечают на вопросы. | Вопросы учителя. | 1 мин. | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению. |
9 | Рефлексия учебной деятельности. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -Подведем итоги. -Какие шаги учебной деятельности вам удалось выполнить? -Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек. Поднимите красную карточку те, кто не понял, как упрощать выражения и не справился с самостоятельной работой. - Что вам нужно сделать? - Поднимите жёлтую карточку те, кто понял, как упрощать выражения, но не справился с самостоятельной работой. - Какую цель вы поставите перед собой? -Поднимите зелёную карточку те, кто понял, как упрощать выражения, сможет сформулировать устно распределительный закон умножения и не сделал ошибок в самостоятельной работе. -Молодцы! Какую цель вы поставите перед собой? -Подсчитайте общее количество баллов в листе самоконтроля, переведите их в отметку, используя таблицу: 28 и более баллов - «5»; 23-27 баллов - «4»; 18-22 балла - «3»; менее 18 баллов - надо ещё проработать тему («2», без выставления в журнал) (Приложение 9). Рефлексия: заполнение строки №7 листа самоконтроля (Приложение 1). -Домашнее задание (комментирует домашнее задание): п. 14, стр. 85, читать и отвечать на вопросы (устно). Учащиеся, не справившиеся с самостоятельной работой, выполняют №610(в, г); №612; №614 (а, в). Учащиеся, справившиеся с самостоятельной работой, выполняют № 613; № 615 и задачу. (Приложение 10). - Урок окончен. Спасибо за работу. | И | - Выполняя пробное действие, мы испытали затруднение, выяснили, что мы не знаем, поставили цель, получили результат. Поднимают сигнальные карточки. -Потренироваться дома. - Научиться применять теорию на практике. -Потренироваться применять алгоритм при выполнении более сложных заданий. Записывают домашнее задание. Сдают листы самоконтроля учителю, выходя из класса. | Текст домашнего задания. Для учащихся, не справившихся с самостоятельной работой: №610. Найдите значение выражения, применив распределительное свойство умножения: в) 8·11 + 8·29; г) 36·184+36·816. №612. Упростите выражение: а) 4а+90а; б) 86в-77в; в) 209m+m; г) 302n-n. №614. Решите уравнение: а) 14х+27х=656; в) 49z-z=384. Для учащихся, справившихся с самостоятельной работой: №613. Найдите значение выражения: а)24а+47а+53а+76а если а=47; б)128р-72р-28р, если р=11. №615. При каком значении z сумма 5z и 15z равна 840? Задача. В первый день турист был в пути 6 часов со скоростью х км/ч, а во второй день – х часов со скоростью 4 км/ч. Придумайте две задачи на различные действия по теме «Упрощение выражений». Найдите значения этих выражений при х=5 и выясните, окажется ли турист в нужном населенном пункте через два дня, если расстояние до этого населенного пункта 65 км? | 2 мин. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению. Познавательные: умение структурировать знания. Личностные: смыслообразование. |
№1. Сложите рациональным способом:
3) a+176+24.
3)(х-18)-22.
№3. Умножьте рациональным способом:
№4. Упростите выражение:
2k+3k+4k.
Задание.
Для выражения из левого столбца найдите пару из правого столбца. Соедините их стрелками.
Выберите верный ответ.
чем уток. Сколько гусей и сколько уток?
Составьте по тексту задачи уравнение, обозначив число уток буквой х.
Выберите верный ответ.
Выберите верный ответ.
Выберите верный ответ.
Составьте по тексту задачи уравнение, обозначив число яблок буквой х.
Выберите верный ответ.
Выберите верный ответ.
менее 18 баллов - надо ещё проработать тему («2», без выставления в журнал).
Домашнее задание.
п. 14, стр. 85, читать и отвечать на вопросы (устно).
№610(в, г); №612; №614 (а, в).
№ 613; № 615 и задачу.
Задача.
В первый день турист был в пути 6 часов со скоростью х км/ч, а во второй день – х часов со скоростью 4 км/ч. Придумайте две задачи на различные действия по теме «Упрощение выражений». Найдите значения этих выражений при х=5 и выясните, окажется ли турист в нужном населенном пункте через два дня, если расстояние до этого населенного пункта 65 км?