Школьная доска, экран, проектор, компьютер, презентация, карточки-задания на урок, карточки с ключом для зашифрованного слова, карточки с алгоритмом сложения (вычитания) дробей .
- вывести с учащимися алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
- сформировать у учащихся умения и навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
- развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать грамотную математическую речь.
- воспитывать умение объективно оценивать свой труд.
-освоить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и понять логику его построения;
-выработать умения применять алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
-развивать умения самостоятельно определять цели учебной деятельности, планировать пути достижения целей, контролировать и оценивать учебную деятелбность по результатам.
- умеют выполнять сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД | Комментарий, примечание |
1.Организационный этап. (2мин) | Добрый день! Я очень рада вас видеть. -А вы знаете,что ничего не стоит,но очень дорого ценится? (выслушивает варианты ответов) -Это улыбка. Давайте подарим друг другу этот бесценный подарок. На ваших партах лежат картинки с изображением лица, на а которых не хватает улыбки. Нарисуйте свою улыбку и подарите ее соседу, не забудьте при этом улыбнуться и сказать ласково «привет». Путь, ведущий к цели в сложных условиях, называют нитью Ариадны. Сегодня мы отправимся в путешествие по закоулкам математического лабиринта, а нитью Ариадны будут ваши знания. -Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. -Давайте начнем наш урок с высказывания Л.Н.Толстого Слайд «Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» - Как вы понимаете это высказывание? - Почему я выбрала это высказывание для нашего урока? -Давайте проведем «Блиц опрос» и вспомним какие действия вы уже умеете выполнять с обыкновенными дробями? | Ученики приветствуют учителя стоя. Садятся. Записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы. | Фронтальная Индивидуальная | Установление контакта с учащимися | |
2.Актуализа-ция и фиксиро -вание затруд-нения в проб-ном действи. (6 мин) | Слайд Блиц опрос Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями? Что называется сокращением дроби? Какие два числа называются взаимно - простыми? Дайте определение простого числа? Какая дробь называется правильной, неправильной? Как сравнить две дроби с одинаковыми числителями? Сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. -Теперь давайте немного порешаем Найдите значение выражения. (Приложение 1) -Давайте проверим ваши решения. (Слайд) -Какие выражения у вас вызвали затруднения? - Почему у вас не получилось, хотя вы использовали правильно известный вам алгоритм? | Учащиеся отвечают на блиц опрос Решают,записывают в карточках Проверяют. Высказывают свои предположения. Сталкиваются с тем, что объяснить не могут. | Фронтальная | Постановка вопросов Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Идёт повторение и закрепление ранее изученного материала Актуализация знаний, необхо-димых для даль-нейшего восп-риятия нового материала. Развитие матема –тической речи. |
3. Постановка проблемы, целей урока. (3 мин.) | -Умеете вы складывать и вычитать дроби с разными знаменателями? - Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Какая же тема нашего урока? -Запишите тему нашего урока: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». (На экране появляется тема урока.) Сформулируйте цели своей учебной деятельности Сформулированные и подкорректированные учителем, цели учащихся последовательно появляются на экране. Знания: умения: -Как проверим достижение поставленных целей? | -Нет. - Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями. - Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Записывают в тетрадь тему урока -освоить знания о том, как происходит сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; -выработать умения сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; -освоить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и понять логику его построения; -выработать умения применять алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; Первая цель может считаться достигнутой, если смогу объяснить, что означает сложить (вычисть) дроби с разными знаменателями. -Вторая цель может считаться дос-тигнутой, если смогу объяснить, как сложить (вычисть) дроби с разными знаменателями -Третья цель может считаться достигнутой, если на уровне знакомства смогу воспроизвести текст алгоритма и описание способа действия по нему, а на уровне понимания смогу объяснить, почему нельзя менять местами шаги или пропускать тот или иной шаг алгоритма. -Четвёртая цель может считаться достигнутой, если смогу правильно сложить (вычисть)дроби с разными знаменателями, используя алгоритм | Фронтальная | -Смыслообра-зование -познаватель-ная инициа-тива -выдвижение гипотиз и их обоснование -построение логической цепи рассуждений | Учащиеся фор-мулируют цели предстоящей уч-ебной деятель-ности по ана-логии с целями изучения преды-дущих приёмов учебной работы |
4.Планирова-ние деятель-ности ( 1 минуты) | -Ребята, спланируйте свою деятельность по достижению целей урока | 1.Работа с текстом учебника по освоению знаний о том, как складывать или вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями. 2. Составление алгоритма сложения и вычитания обыкновенные дроби с разными знаменателями. 3.Выполнение заданий, используя алгоритм 4. Проверить достижение целей | Фронтальная | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Развитие логи-ческого мыш-ления (клас-сификация) Развивается лю-бознательность. |
5. Первичное изучение нового материала ( 3 мин.) | -Давайте вернемся к примерам, которые вызвали у вас затруднения -Какие обыкновенные дроби мы умеем складывать? Учитель предлагает из заготовленных карточек восстановить алгоритм, расставляя правильно последовательность шагов ранее изученного алгоритма сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. -Откройте страницу 49 учебника прочитайте правило и дополните известный алгоритм шагом или шагами, чтобы можно было по нему выпол-нить сложение и вычитание дробей с разными зн-аменателями и показать на предложенных приме-рах, как он действует. | -Дроби с одинаковыми знамена-телями. Учащиеся в заготовленных карточках расставляют правильно последовательность алгоритма на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Алгоритм вывешивают на доске Читают учебник стр. 49 и выделяют алгоритм сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями. В результате работы с учебником ребята составляют алгоритм сложе-ния (вычитания) дробей с разными знаменателями. Алгоритм сложения (вычитания) обыкновенных дробей с разными знаменателями. 1)Суммой( или разностью)дробей является дробь. 2) Привести данные дроби к наи-меньшему общему знаменателю. 3) Сложить (или вычисть)числители и записать ответ в числитель суммы (или разности). 4) Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности). 5)Если возможно сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть. | Групповя в парах | Логические универсаль-ные действия - выбор оснований и критериев для сравнения | |
6. Этап первичной проверки понимания изученного. ( 4 мин) | - Ребята, мы достигли цели нашего урока? - Почему? -Давайте попробуем пошагать по алгоритму. -Запомните, что общий знаменатель и наименьший общий знаменатель не всегда совпадают. Послушайте притчу об одном мэре. Когда ещё не было электричества, мэр одного города любил вечером гулять по городским улицам. Как-то он столкнулся с одним горожанином, у него на лбу выскочила шишка. На следующий день он издал указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём”. А вечером на него налетел тот же горожанин. Мэр потребовал у него фонарь. - Вот, - сказал прохожий. - А где свеча? – спросил мэр. - А в указе не написано, что в фонаре должна быть свеча, - ответил тот. Мэр издал второй указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём со свечой”. В третий день история повторилась. Мэр уже вышел из себя. - Как вы думаете, что ответил мэру прохожий? -Да, в приказе не написано, что свеча фонаря должна быть зажжена. Мэру пришлось издать указ третий раз, и только после этого прохожий оставил его в покое. Поэтому наша задача – хорошо знать алгоритм и уметь его применять. | -Нет -Необходимо научиться применять в решении составленный алгоритм ответ учащихся Один ученик у доски (с записью на доске)с проговариванием всех ша-гов алгоритма выполняет задание с презентации остальные в тетрадях -После каждого этапа проверяем ответы | Индивидуальная Фронтальная | Контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | |
7.Физминутка ( 1 мин) | А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. Раз – согнуться – разогнуться, Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. | Учащиеся выполняют упражнения. Отдыхают, развивают память и внимание | Фронтальная | | Переключение с одного вида деятельности на другой, отдых. |
8. Этап закрепления изученного ( 15 мин) | -На столах у вас лежат листочки с алгоритмом, возьмите его, прочитайте ещё раз этот алгоритм каждый про себя. -А теперь давайте алгоритм повторим вслух. Дома надо будет выучить этот алгоритм. -Вы снова полны сил, заряжены энергией, направим её на отработку умения как складывать (или вычитать) дроби с разными знаменателями? -В математике есть знаменитая поверхность, которая имеет только одну сторону (а изнанки нет). Представьте себе рубашку без изнанки- таковой не существует. А вот в математике есть односторонняя поверхность. Отгадать название этой поверхности поможет следующее задание. Пользуясь выведенным вами алгоритмом, выполните самостоятельную работу в парах № 319 (а-в; ж-и) стр.52.учебника -Решив примеры, вы прочитаете зашифрованное слово. Один из учеников решает пример письменно и поясняет соседу каждый шаг выполняемого действия. Затем они меняются ролями. Тот, кто выполнил указанное задание для своей пары, выполняют задание даное для другой пары учащихся. После выплнения работы в парах учитель предлагает сверить выполненное задание с эталоном. (Самопроверка). После самопроверки учащиеся объединяются в группу и находят зашифрованное слово. -Поставьте в лист самооценки В графу сам. работа | Читают про себя. Говорят вслух (один ученик – один пункт алгоритма). Самостоятельно выполняют указанные номера в парах. Сравнивают свое решение с эталоном(«+»-верно, «-» -неверно) Объединившись в одну группу складывают зашифрованное слово «МЁБИУС» | Фронтальная В парах | Коррекция Контроль Оценка Коррекция Оценка Логические универсальные действия | Активизация внимания. Настрой на работу. Развитие умения применять алгоритм в стандартной ситуации. Развитие внимания. Воспитание уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Обратная связь. Дифференцируемый подход. Вырабатывается умение решать задачи по изучаемой теме. |
9. Рефлексия ( 4 мин) | Организация учебного процесса: - Можете ли вы теперь объяснить, почему третий и четвертые примеры были решены неверно? – Какую цель мы ставили в начале урока? – Наша цель теперь достигнута? – Что нам помогло справиться с затруднением? – Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке? - Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке и, несомненно, добились побед, больших и маленьких. -Поднимите руки, кто понял, как складывать и вычитать дроби с разными знаменателями. Не расстраивайтесь те, у кого сегодня на уроке не всё получилось. На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы. Оцените свою работу на уроке, заполнив лист самооценки: Забрать листы самооценки ( оставьте на партах). | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя Оценивают собственную деятельность на уроке. -Наносят результаты на горизонтальные шкалы ( на заранее подготовленных листочках) Лист самооценки ученика 6 класса ____________________ Дата | Тема | самооценка | Оценка за с/р | | | | | | | | | | | | | 3_______4________5 Я знаю алгоритм скложения (вычитания) дроби с разными знаменателями 3_______4________5 Я умею применить алгоритм скложения (вычитания) дроби с разными знаменателями Отметьте в листе самооценки | Индивидуальная | Оценивание усваиваемого содержания Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Рефлексия. Обратная связь. Воспитание уважения друг к другу и к учителю. | Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний. Установка на последующие уроки. |
11 Домашнее задание мин) | П.11 (выучить алгоритм),№360 (а-е), №339. Творческое задание выбирают по желанию Творческое задание: Используя дроби 2 и 3 ,придумать 3 5 задачу , которая решалась бы в два действия. Записать её решение в тетради. Слайд. «Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе , в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.» Л.Н.Толстой. Пусть ваша дробь всегда будет неправельной! А идеально - равной единице. Спасибо за урок! | Пишут в дневник: П.11 (выучить алгоритм), №360 (а-е), №339. Творческое задание: Используя дроби 2 и 3 ,придумать 3 5 задачу , которая решалась бы в два действия. Записать её решение в тетради. | Фронтальная | Осмысление задания | Закрепление умений и навыков. |
Лист самооценки ученика(цы) 6 класса __________________________________________________________