Тема: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
1. | Предмет | Музыка |
2. | класс | 5 |
3. | Базовый учебник | Музыка,5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская. |
4. | Тема урока | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. |
5. | Тип урока | Изучение нового материала |
6. | Цели урока | Образовательная: - выяснить какую роль играют поэты и писатели в опере; Развивающая: -уметь управлять своими знаниями в жизненной ситуации; Воспитательная: -воспитание интереса и любви к опере, к театру. |
7. | Планируемые результаты | Предметные: учащиеся научатся определять по характеру произведение; Метапредметные: выяснить какую роль играет литература в музыке; Личностные:формировать интерес к музыке и развивать эстетический вкус. |
8. | Технологии | Личностно-ориентированная,информационно-коммуникационная,развивающее. |
9. | Формы работы | Коллективная, в парах, творческая. |
10. | Межпредметные связи | Музыка,литература,искусство. |
11. | Внутрипредметные связи | Музыка,песни. |
12. | Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует,диагностирует.Проводит беседу,ставит проблемный вопрос. |
13. | Виды деятельности учащихся. | Работа в парах,индивидуально и коллективно. |
14. | Виды используемых ИКТ | Компьютер,мультимедийная установка,презентация. |
15. | Интернет-ресурсы | http://school.edu.ru/ |
16. | Материалы и оборудование | Музыка.5 класс.Учебник для общеобразовательных учрежений. Авторы-составители:Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская; мультимедийная презентация,синтезатор. |
17. | Подготовительный этап к уроку | |
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты(УДД) |
1 | Организационный момент | Учащиеся входят в класс под хор «Славься!»из оперы М.Глинки «Иван Сусанин». Приветствует учащихся,организует проговаривание правил поведения на уроке: Все сумели мы собраться,за работу дружно взяться, Будем думать ,рассуждать.Можем мы урок начать! | Приветствуют учителя,настраивают на работу, проговаривают стихотворение- правила поведения на уроке,объясняю,для чего нужны эти правила. | Коммуникативные: уметь оформить свои мысли в устной форме,договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
2 | Актуализация знаний | 1.Ребята, под какую музыку вы вошли на урок? 2.Вспоминаем автора и название произведения. 3. Где можно не только услышать, но и увидеть оперу? | Вспоминают свои знания. | Познавательные: структуризование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
3 | Целеполагание | Так о чем же мы будем говорить на уроке? Какие цели вы поставите? Об опере. О театре. Цель:познакомиться с оперой. Задачи:расширить кругозор учеников через оперное искусство; укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства. | Формулируют тему и цель урока ( с помощью учителя) записывают в тетрадь. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование темы,гипотез. |
4 | Мотивация к учебной деятельности | Что значит опера для современного человека? Через оперу человек познает и литературу и музыку, и танцевальное искусство. То есть опера делает человека образованнее. | Обсуждают проблему Вначале на какой-то роман ,сказку или другое литературное произведение пишется Либретто-это сжатое содержание . А в переводе с итальянского Либретто-это маленькая книжка. | Регулятивные: организуют свою работу. Познавательные: вспоминают и анализируют, отвечают на вопросы,наблюдают,сопостовляют. |
5 | Первичное закрепление нового материала | 1. Я приглашаю вас в театр. Путешествие в музыкальный театр. 2. Театр зародился очень, давно, его истоки ведут нас в далёкое прошлое, Древнюю Грецию. В Древней Греции был любим и почитаем бог Дионис- бог виноделия, веселья, покровитель театра. Домом Диониса являлся театр, где ставили театрализованные представления на литературные произведения «драма»- так назывались первые спектакли. Отсюда и произошло название театра - драматический. В Древней Греции в театрах актерами были мужчины, главным атрибутом костюма являлась маска, которая выражала характер героя. | Обсуждают, сравнивают, делают обобщение и вывод. | Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме,слушание и понимание речи других. Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.Умение вычленять лишнее,сопоставлять. |
6 | Физминутка | Предлагаю выполнить физминутку. | Выполняют физминутку.Настраиваются на позитивную работу. | |
7 | Закрепление и обобщение материала. | Шло время, и искусство развивалось вместе с людьми.Мы с вами попали в цветущий г.Флоренцию, колыбель Италии. Однажды к свадьбе Короля Генриха IX и Марии Медичи, музыканты приготовили сюрприз: вместо спектакля на котором герои говорили свои слова , гости услышали пение от актеров. Эта была по сути первая опера «Орфей и Эвридика» И с этого времени мы считаем родину оперы Италию (16 век) После прослушивания говорим об увертюре. | Слушают увертюру из оперы «Орфей и Эвредика» Глюка. | Познавательные: умение строить высказывание, структурирование знаний, поиск информации. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: планирование,прогнозирование,контроль,коррекция. Коммуникативные: умение договариваться,высказывать свои мысли,слушать других |
8 | Контроль усвоения материала. Работа в группах. | Опера с итальянского переводится «труд», «творение», «сочинение». Я предлагаю вам перечислить те виды искусства без которых не может быть оперы. | Перечисление всех видов искусства. | Регулятивное: контроль, самоконтроль. Коммуникативные:понимание учебных задач. |
9 | Подведение итогов урока | Предлагаю вопрос. Театр-это (билеты, афиша, либретто, увертюра, опера, симфонический оркестр) Но…- Чтоб состоялась в театре премьера: Долго готовят её костюмеры И осветители, и декораторы, И драматурги, и звукооператоры, Главный художник, кассир, бутафор, Плотник, рабочие, токарь, гримёр, А отвечает за всё…режиссер. Предлагаю группам | Анализируют свою работу и работу группы на уроке. | Регулятивное: саморегуляция. Коммуникативные:умение выражать свои мысли. |
10 | Домашнее задание. | К следующему уроку я предлагаю вам нарисовать и продемонстрировать древнегреческие оперные маски. | Записывают домашнее задание в дневнике. | Регулятивное: планирование. Личностные: самоопределение. |
11 | Рефлексия | Предлагает закончить предложение: -На этом уроке я узнал, что … -Мне было сложно, когда… - Я удивился, когда… Нарисуйте на своих пригласительных билетах смайлик настроения, которое соответствует вашему настроению сейчас. Всем спасибо за урок!!! | Отвечают на вопросы. Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. |