1. Девиз урока СЛАЙД №4 - Чтобы перейти к теме урока, нам необходимо записать его девиз. «Не бей баклуши, работай в поте лица» - Какое значение имеет сочетание «бить баклуши», «работать в поте лица»? 2.Повторение по теме урока. СЛАЙД №5 Итак, вспомним: 1. Что такое фразеология? 2.Какие сочетания слов называются фразеологизмами? 3.Какие признаки имеют фразеологизмы? 3. Обобщение по теме урока. - Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить экскурсию в Страну Фразеологию. И первая наша остановка называется «Лингвистическая лаборатория» Лингвистическая лаборатория - А сейчас я приглашаю вас в лингвистическую лабораторию. Мы разделимся на исследовательские группы, каждая из которых проведёт своё исследование и поделится с нами полученными результатами. Задание 1: Определите, в каком столбике свободные словосочетания, а в каком фразеологизмы. Сравните их. Объясните значения фразеологизмов. СЛАЙД №6 Повесить нос | Повесить сумку | Взять себя в руки | Взять котенка на руки | Сесть в калошу | Сесть на стул | Вешать лапшу на уши | Вешать пальто в шкаф | Вывод: В первом столбике выражения имеют переносное значение - это фразеологизмы. Их можно заменить одним словом: огорчиться; успокоиться, опозориться, обманывать. Фразеологизмы употребляются в разговорной речи. Задание 2: Составьте словосочетания с данными в скобках словами и выясните, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами. Объясните значения фразеологизмов. СЛАЙД №7 (Голуби, петухи, куры) не клюют. (Собака, кот, козел) наплакал. (Тертый, ржаной, черствый) калач. Вывод: Среди этих словосочетаний есть устойчивые (означают много, мало, опытный человек, которого трудно обмануть) - это фразеологизмы. Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы употребляются в речи в неизменном виде. Задание 3: Подберите к предложенным фразеологизмам из слов для справок фразеологизмы с противоположным значением. Объясните их значение. СЛАЙД №8 Лясы точить - Держать ухо в остро- … Сидеть, сложа руки - … Кричать на всю Ивановскую- … На чужой шее сидеть-… От рук отбиться-… Вывод. Фразеологизмы имеют антонимы. - Проверим задания. - Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своими заданиями. Возвращаемся на свои места. - А сейчас мы будем работать в тетрадях и у доски. Один ученик идет к доске. Кто желает? Мы исследуем синтаксическую функцию фразеологизмов в предложении, попробуем выяснить, какими членами предложения они являются. Задание 4: Записать предложение, разобрать по членам, найти фразеологизм, выяснить, каким членом предложения он является, объяснить его значение. СЛАЙД №9 - Коля сломя голову бежал по коридору. - Я подумал и взял себя в руки. Вывод. Фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения. Музей фразеологизмов СЛАЙД №10 - Ребята, откуда пришли фразеологизмы в нашу речь ? - Я приглашаю вас в музей фразеологизмов. Давайте познакомимся с историей возникновения некоторых фразеологизмов. А помогут нам в этом сотрудники музея. Составим фразеологизмы из рассыпанных слов и послушаем сообщения о происхождении некоторых из этих фразеологизмов. - Спасибо, ребята. - Видите, какую интересную историю имеют фразеологизмы. Кинотеатр. Сказка о фразеологизмах. СЛАЙД №11 - Ребята, поднимите руки, кто из вас любит смотреть сказки? - Я приглашаю вас в кинотеатр. Вместе мы посмотрим сказку о фразеологизмах. Задание: Постарайтесь запомнить, какие фразеологизмы встречаются в ней. - Какие фразеологизмы вы услышали в сказке? Объясним их значение. (крутиться, как белка в колесе, держать в ежовых рукавицах, стоять на часах, вставлять палки в колёса, идти по горячим следам, уставился как баран на новые ворота, вена на ладонях, взять быка за рога, набиться как селедка в бочке, лить крокодиловы слёзы, остаться у разбитого корыта) - Молодцы. Вы хорошие зрители. Библиотека СЛАЙД №12 - Ребята, в нашем разговорном языке много фразеологизмов. Значение некоторых мы можем и не знать. - Что мы делаем в этом случае? (обращаемся к словарю) - В каких словарях мы можем узнать значение фразеологизмов? (фразеологических, толковых) - Как в толковых словарях обозначаются фразеологизмы? - Для того чтобы узнать значение фразеологизмов, мы заглянем в библиотеку и поработаем со словарями. Работать будем в парах. Задание: У вас на партах лежат словари, в них - конверты с листочками. На листочках написаны фразеологизмы, значение которых вы должны найти в словаре и записать в тетрадь. Предлагаются фразеологизмы: Рука об руку, из рук вон плохо, сбыть с рук, мастер на все руки, сидеть сложа руки, золотые руки - Проверим задание. - Что нам дает работа со словарями? Вывод: Развивает нашу речь -Мы посетили много интересных мест, а нам пора отдохнуть. Выполним физкультминутку. Смотрите на слайд, выполняйте упражнения вместе с нашим помощником. СЛАЙД №13 Творческая мастерская - А сейчас мы посетим творческую мастерскую. В ней вы будете переделывать предложения, включив в них устойчивые сочетания. - А теперь послушаем ваши предложения. Поднимите руку, кто готов. - Кто хочет зачитать получившиеся предложения. СЛАЙД №14 - Молодцы, ребята. Вы умелые мастера. -А теперь давайте сгруппируем фразеологический обороты в синонимические ряды. СЛАЙД №15 - У каждого из вас на парте лежит тест. Подчеркните верный вариант ответа. Тест по теме «Фразеологизмы» СЛАЙДЫ №16-23 Какой из фразеологизмов имеет значение «Изнеженный, не приспособленный к жизни человек»? Кисейная барышня Белая ворона Звёзд с неба не хватает Тёртый калач 2. Какой из фразеологизмов является лишним по значению? 1. Хоть шаром покати 2. Через пень колоду 3. Ни кола ни двора 4.Ни былинки ни травинки 3. «Какой из фразеологизмов не имеет значения «очень хочется есть; живётся впроголодь»? Живот подвело Зуб на зуб не попадает Кишка кишке кукиш кажет Кишка кишке весть подаёт 4.Какой фразеологический оборот употреблён с ошибкой? Семи пядей во лбу Не чист на руку Стреляный воробей Утереть глаз 5.Какой из фразеологизмов не является исконно русским по происхождению? Как рыба в воде Тришкин кафтан Попасть в цейтнот Топорная работа 6.В состав каких фразеологизмов не входит слово «вода»? 1. Как в ….канул 2.Выносить … из избы 3.Седьмая ….на киселе 4.Как две капли…. 7. Какой из фразеологизмов является лишним по значению? 1. След простыл 2.Поминай как звали 3.Глядеть в оба 4. Ищи-свищи 8. Каким по стилистической окраске является фразеологизм «Чесать языком»? Книжный Просторечный Нейтральный Разговорный - Поднимите руки, кто готов. А теперь посмотрите на экран и проверьте тест. - Поднимите руки те, у кого две ошибки, одна, нет ошибок. - Молодцы, ребята, все справились с заданием. |