СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому яз в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок в 7 классе по русскому яз по теме " Союзы"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому яз в 7 классе»



Технологическая карта урока в 7 классе по теме « Обобщение по теме «Союзы»

Тема

Союз

Педагогические цели

Создать условия для осознания и осмысления учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами технологии развивающего обучения

Тип

Обобщение и систематизация знаний(7 класс)

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Базовый уровень – знают определение союза, группы союзов, функции союзов; находят союзы в предложении; выполняют морфологический разбор союза;

Продуктивный уровень – умеют правильно и уместно пользоваться в речи различными союзными конструкциями; выполняют тестовое задание.

Личностные:анализируют результаты своей деятельности; проявляют познавательный интерес к учебному материалу

Метапредметные

(универсальные учебные действия)








Познавательныеобщеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемый теме, внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: совершенствуют мыслительные операции;

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке.

Коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать друг с другом, учителем

Основное содержание темы, понятия и термины

Союз как служебная часть речи; группы союзов; функции союзов в предложении и тексте


Образовательные ресурсы

1. Учебник «Русский язык. 7 класс» Лидман – Орлова и др.

2. Карточки для индивидуальной работы.

3. раздаточный материал.

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска



Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые действия


1

2

3

4

5

6







I. Целевая установка

Форма –фронтальная метод –беседа

Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

Вопросы:

- Какие служебные части речи вы знаете?

-Что нового вы узнали о союзе в 7 классе?

- Прочитайте тему сегодняшнего урока. Определите, какие учебные задачи стоят перед вами сегодня на уроке?

- Какие умения и навыки вам необходимы сегодня на уроке?








Внимательно слушают, отвечают на вопросы, делают выводы.













-Исходя из темы, определяют учебные задачи урока, умения и навыки, необходимые для выполнения практических упражнений и заданий

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно- оценочные умения.





Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока

Индивидуальная: формируют внутреннюю целевую установку на урок



II. Обобщение и систематизация знаний.

1. Опрос.

Форма – в парах; метод – практический.













.

Формулирует задания:

- найти простые и составные союзы и определить их функции;

-ввести в текст союзы, определить и роль. Координирует работу учащихся, способствует эффективному накоплению каждым учащимся своего личностного опыта.

.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.
















Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения.








Коллективная: выразительно читают тексты, определяют функции союзов в них.





Индивидуальная: выполняют задания

2.Составление синквейна. Работа с текстом.

Форма – групповая; метод - практический

Формулирует задание: составление синквейна, работа с текстом

Выполняют разноуровневые задания, отвечают на вопросы

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учащихся.

Групповая

3.Работа с учебником

Форма – индивидуальная; метод – иллюстративно-объяснительный

Определяет ход выполнения задания: ответить на вопросы, выписать союзы из предложений. Осуществляет выборочную проверку выполненной работы, анализирует работы учащихся, комментирует оценку.

Выполняют задание

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учащихся.

Индивидуальная: письменно, отвечают на вопросы устно

Форма – индивидуальная; метод – практическое упражнение

Физкультминутка

Гаран дорагшан,

Гаран дегшян,

Гаран ардагшан,

Гаран омярян,

Альхарн ташад- ташад,

Келярн тавшад - тавшад

Выполняют танцевальные движения под музыку

Осознают задания и выполняют действия четко и согласованно

Индивидуальная: выполняют упражнения физкультминутки

III Лексическая работа

Форма - индивидуальная; метод – практический






Формулирует задания: устно ответить на поставленный вопрос

Выполняют задание.








Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в устной форме оценку деятельности

Индивидуальная: конструируют фразеологизмы



IV Контроль

Тестирование

Форма – индивидуальная; метод – практический.

Определяет ход выполнения тестовых заданий

Выполняют тест.

Находят и называют союзы.

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения

Индивидуальная: выполняют тестовые задания

V Творческая

работа














Форма - индивидуальная; метод – практический

Метод практический.


Формулирует задания: устно ответить на поставленный вопрос и написать творческую работу на предложенную тему.








Выполняют задание.

Зачитывают творческие раб Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке оты.


Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в устной форме оценку деятельности








Индивидуаль-ная: конструируют мик-ротекст.














VI. Итог урока. Рефлексия деятельности





Форма – фронтальная; метод - беседа






Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений о изучаемой теме. Вопросы:

-Над какой темой работали?

- Что повторили?

- Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение? Что еще хотели бы узнать по теме?-как оцениваете свою деятельность на





Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке





Осуществляют рефлексорно-оценочные действия



Индивидуаль-ная: проводят самоанализ учебной деятельности





C ц е н а р и й у р о к а

II. Обобщение и систематизация знаний.

Тема: Союзы.

Орг. момент.

--Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. А в этом вам помогут ваши знания, смекалка и находчивость.

-Ребята, а вы любите путешествовать? (Да)

Я уверена, что делаете вы это с удовольствием.

Мы отправляемся на острова Морфологического океана. А поможет нам добраться кораблик Знаний. Не забудьте, что в пути нам понадобятся листки достижений и дневники наблюдений. (лежат на партах).

Ну, вот мы и приплыли к острову «Служебные части речи» (Слайд 1)

Опрос .Какие служебные части речи вы знаете?

(по ходу отгадывания загадок заполняется кластер). Дети загадывают загадки

В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.

Это? (предлог) (слайд)1

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

Это? (союз) ( слайд)1

Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это? (частицы) (слайд 1)

Какие вы молодцы ребята! Островки ПРЕДЛОГ, СОЮЗ, ЧАСТИЦА загорелись от ваших знаний.

- Давайте в наших дневниках наблюдений зафиксируем дату и тему нашего путешествия. (17 февраля. Обобщение по теме «Союзы». ) Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Единственный путь, который ведет к знаниям, -это деятельность» Б.ШОУ

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

-Определите, какие учебные задачи стоят перед вами на уроке?

(ответ учащихся: Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность. Закрепить полученные знания о Союзе как части речи.)

ЗАДАНИЕ 1 (в парах)

- Скажите, пожалуйста, на какие группы по строению делятся союзы. ответ:1.Простые и составные

Выполняем задание в парах.

- Заполните графы табличек:

Простые

Составные

И, куда

Как будто, оттого что

Задание:  выписать простые и составные союзы

1)Весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят. Мы подъехали городу, куда уже пришла весна. Промчался свежий ветерок, как будто повеяло весной. Всё в природе уснуло, оттого что солнце село, спрятавшись за далёкий океан. 

(1пара работает у доски)

(Слайд с правильным ответом)

- Оцените свои достижения. (Оцените себя)

И незаметно на кораблике мы оказались на острове Союз.

-А на какие группы по значению делятся союзы?

(.2. сочинительные –соединительные,противительные,разделительные; подчинительные.)

Кластер заполняем

ЗАДАНИЕ 2 (групповая)

Ваша задача (первая и вторая группа) составить синквейн на следующие темы: сочинительные союзы, подчинительные союзы.

(3,4 группа выполняет работу с текстом.)

Синквейн на тему « Сочинительный союз»

Соединительный,разделительный

Связывает, соединяет, отделяет

Сохраняет равноправие между частями

Средство связи

Синквейн на тему Подчинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Короткие, емкие.
Подчиняют, соединяют, связывают.
Связывают простые предложения между собой.
Средство связи.



  1. Определите, для чего в данном тексте используются выделенные союзы.

1.В калмыцкой степи жили два богатыря.2. Своего хозяйства у них не было, поэтому пасли они отары чужих овец. 3.Однажды отец и сын отправились на Урал. 4.При возвращении домой они захватили уральские камни: отец взял небольшую глыбу, а сын побольше.5. В дороге младший богатырь заболел. 6.Он снял с себя ношу и прилег отдохнуть, но тут же умер.7. Отец пошел дальше, похоронив сына. 8.Проходя берегом соленого озера, он вздумал взять в рот щепотку соли. 9. Как только он нагнулся за солью, глыба сдвинулась и навалилась на него. 10.Богатырь упал, а земля вокруг него окрасилась в багровый цвет. 11.На этом месте осталась стоять одинокая глыба, которую жители прозвали горою Богдо.

-задание: найти Союзы, которые соединяют простые предложения в составе сложных предложений;

Союзы ,которые соединяют однородные члены предложения.

О т в е т:

Во 2,4,10, 11-м предложениях союзы соединяют простые предложения в составе сложных предложений. В 3-м, 6-м,9-м предложениях союзы соединяют однородные члены предложения.

Обсуждение групповой работы (работа у интерактивной доски)

Отметим свои успехи в листках достижений.

-А теперь переходим к работе с учебником( открываем упражнение на стр.143, упр. 380

ЗАДАНИЕ 3

- Прочитайте самостоятельно! (читает вслух 1 ученик)

- Назовите основную мысль текста. (отвечает 2 ученик) Согласны ли вы с его основной мыслью?(отвечает 3 ученик)

- Выпишите из текста все союзы. (3 мин.) (Выполняет 4 ученик у доски )

- Какой союз в этой группе лишний? (так как) (Отвечает 5 ученик)

- Почему? (составн.) (Отвечает 6 ученик)

Занесите в листок достижений

- Обратите внимание, какой остров засиял ярким огнем? (Остров фразеологизмов)

Мы с вами путешествуем и не можем обойти этот островок.

Лексическая работа

-А какие фразеологизмы вам известны про путешествия, про далёкий путь:

За тридевять земель, на краю света, не ближний свет, в тридевятом царстве.

-Физминутка. Мы на середине пути. Пришло время привала.

Ребята, я вижу, что все ярче горит наш островок.

Вы много знаете и много умеете.

Давайте продолжим удивлять островок нашими знаниями. Выполним индивидуальную тестовую работу.

КОНТРОЛЬ. ЗАДАНИЕ 4. (Выполняется тестовая работа. 5 мин.)

Оцените себя в листках достижений.

Наш круиз по Морфологическому океану подходит к концу, мы оправляемся к острову «Черные земли».

Обратите внимание, что он совсем не сверкает, а кажется грустным.

Творческая работа. ЗАДАНИЕ 5.Творческая работа.(Появляется на слайде текст.) Диктор читает текст. Дети слушают. (Слайды с картинками опустынивания.)

Особенно остро проблема с опустыниванием стоит в Республике Калмыкия. Основными признаками опустынивания стали увеличение площади подвижных песков и снижение продуктивности пастбищ, и истощение местных источников водоснабжения. В период максимального опустынивания (в 1985г.) территория экологического бедствия в наиболее подверженной территории Черные земли занимала площадь 3760 км2, окружающая ее территория – 8130 км2. В настоящее время площади эти уменьшились, что свидетельствует о стабилизации за последнее десятилетие процессов экологической деградации. Однако сегодня большая часть территории Черных земель остается разрушенной, потому что более 1 млн га высокопродуктивных пастбищ превратились в пространство открытых песков. С территории было выведено почти все поголовье сельскохозяйственных животных, а регион Черных земель сегодня известен миру как единственная европейская пустыня. ЮНЕСКО приняла решение о включении Черных земель в мировую сеть биосферных заповедников, чтобы сохранить степную экосистему.



- Ребята, а что бы это значило? О чём сигнал? (Опустынивание Черных земель)

- А кто в этом виноват? (люди)

- Что каждый из нас может сделать, чтобы наша степь не омрачалась зыбкими песками. (Ответы детей)

Да, ребята, каждый из нас может бороться с этим не только словом, но и делом!

Давайте начнём с малого! Создадим творческие работы с призывом !

- Вы должны написать творческую работу о сохранении родного края, используя при этом наши союзы.. (играет мелодия Аркадия Манджиева «Мини газр»

Дети зачитывают мини – сочинения.

Параллельно другим учащимся задается вопрос: «Какие союзы вы услышали в творческих работах одноклассников?»

Мы не зря с вами призываем людей к защите Черных земель. Ведь 2017 год признан Годом экологии. И мы, ребята, своим призывом вносим особый вклад в сохранение родных земель.

Время нашего путешествия подошло к концу. Скоро снова поплывем по Морфологическому океану, чтобы отправиться на остров «Частица». Просмотрите наш маршрут. И что он вам напоминает?

(Это кластер к теме «Служебные части речи»)

РЕФЛЕКСИЯ

Молодцы,ребята! Вы показали свои знания, умения по нашей теме на всех этапах урока

Свою деятельность на уроке оцените, пользуясь диагностической картой. (У каждого учащегося).


Я все понял и могу объяснить товарищу


Я усвоил тему, но объяснить не могу


Для меня эта тема трудная



Учитель. Домашнее задание выбираете в зависимости от того, как вы оценили свою работу на уроке.


Сочинить лингвистическую сказку « Кто важнее? Предлоги, союзы или частицы?»


. повторить п.30-35, выполнить упр. 381


повторить п.30-35





Пришло время подвести итоги. Выставите в своих листах достижений оценки. (Выставили, руки подняли) Прикрепите свои улыбки(смайлики) на дерево.. .. Спасибо, ребята! Молодцы! Я рада, что наш урок завершается на такой веселой ноте И пусть этот мир станет чуточку светлее и добрее от ваших улыбок.

И так, друзья, пришла пора проститься…И я хочу вам пожелать:Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать.

Спасибо за урок.



Листок достижений


Критерии оценивания

Балл

1

0 ошибок – 5б.

1-2 ошибки – 4б.

3-4 ошибки - 3б.

5 и более – 2б.



2

Нет замечаний – 5б.

1 замеч. – 4б.

2 замеч. – 3б.



3

Работа с учебником

0 ошибок – 5б.

1 ошибка – 4б.

2 и более – 3б.



4

по количеству правильных ответов.

1 правильный ответ – 1балл




Итог: Оценка за урок

27 – 24 балла – 5

23 – 19 баллов – 4

18 – 14 баллов – 3.


Оценка за урок






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!