Этап 2. Актуализация ●Повторение сведений о наречии как части речи; ● Умение владеть диалогом; ●Умение свободно и правильно излагать свои мысли и аргументировать свой ответ; ● Развитие навыка самоконтроля. Этап 3. Рефлексия. ●Умение оценивать свою деятельность и корректировать свои знания; Этап 4. Домашнее ● Умение организовывать свою деятельность. | опорных Слайд комбинированный: классификация по виду, по спряжению, по значению (в последней указаны названия семантических групп) Итоги. – 5 минут Слайд: по ходу ответа учащихся появляется определение глагола как части речи. задание - 7 минут Слайд: названия тем, глаголы-помощники для раскрытия тем. | знаний – 30 минут. - Напишем словарный диктант. Вспомним и повторим слова, которые нам встречались и могут ещё пригодиться в ходе урока. Ваша задача – записать слова, выделить орфограммы. (2,5- 3 минуты) Зазеленеть, пахать, размышлять, побледнеть, скучать, копать, шептать, лететь, светать, мечтать, пахать, лепетать, печалиться, восклицать, шагать, смеркаться. - Объединитесь в пары, проверьте правильность написания слов. Задайте вопросы, если они у вас возникли. И подумайте, на какие группы и по каким признакам можно разделить все записанные слова. (5 минут) - Давайте посмотрим, на какие же группы и по каким признакам вы разделили слова. Не забывайте приводить примеры. (Спрашиваю несколько человек) (7 минут) Если не разделят глаголы по значению, то нужно напомнить им: - Вспомните, как на прошлом уроке мы говорили о том, что обозначают глаголы. - Уточните, на какие группы можно разделить эти глаголы. - Какие из перечисленных вами признаков важны для нас сегодня? - Верно. Вы выделили признаки, важные для нашего сегодняшнего урока. Скажите, вы работали с глаголами в какой форме? - По начальной форме мы узнаём постоянные морфологические признаки глаголов, о которых мы говорили вчера. А какие признаки у глаголов непостоянные? - Чтобы уточнить эти признаки, выполним следующее упражнение из вашего учебника. Откройте стр. 97, упр. 604. Прежде, чем приступить к работе, вспомните, какие формы времени бывают у глаголов. - Скажите, вы умеете определять время глаголов? - Сейчас проверим. Прочитайте все предложения про себя, найдите такое, в котором есть глагол будущего времени. (Спрашиваю одного человека) (1 минута) 1.Уж голубеют дали. 2. Небеса неожиданно засинели. 3. Солнце золотило горы. 4. Скоро зазеленеют степи, рощи и леса. 5. На лугу пестреют яркие цветы. 6. В сумерках розовеют стволы берёз. 7. На солнцепёке по буграм уже темнеют первые проталины. - Хорошо. А сколько предложений с глаголами в прошедшем времени? Прочитайте их. (Спрашиваю одного человека) - Получается, что все остальные глаголы стоят в настоящем времени. А что общего у всех этих глаголов? - Какое время года описывается с их помощью в упражнении? - А можем мы назвать эти предложения текстом? Почему? - Действительно, у них нет грамматического единства. Нужно помнить, что глаголы в тексте стоят в одинаковой временной форме. - Теперь, выпишите грамматические основы из 1,3 и 4 предложений. Ребята, что значит грамматическая основа предложения? - Укажите непостоянные морфологические признаки у глаголов. (Спрашиваю троих человек у доски) ( 3 минуты) - Какой вывод можно сделать, выполнив это задание? Если не ответят, дать подсказку: - А подлежащее в каком числе?(…) - Молодцы. На прошлом уроке мы с вами вспоминали, как спрягать глагол. Что значит спрягать глагол? - Запомните, что глаголы изменяются по лицам и числам только в настоящем и будущем временах. А в прошедшем времени глаголы не спрягаются (первоначально они были причастиями) - А как же они изменяются? Если не ответят, дать подсказку: -Попробуйте изменить глагол в прошедшем времени. -Давайте обобщим всё, что мы вспомнили о глаголе на прошлом и сегодняшнем уроке. (Спрашиваю несколько человек) (5 минут) - Посмотрим, что сказано о глаголе в учебнике. Проверим, всё ли мы сказали. Откройте стр. 97 – 98. (1 человек читает) 1 . Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 2. Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени - по родам (в единственном числе) и числам . 3. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим. Если время остаётся, то это задание может быть дано на выполнение в классе. В этом случае на дом будет задано упр. 605 (письменно). - Глагол очень выразительная часть речи, передающая разные оттенки движений, состояний. Мы выполнили упражнение, где нам встретились глаголы со значением цвета. Я хочу предложить вам написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на темы: «Какого цвета весна?» или «Как звучит весна?». - Если вы выберете первую тему, можете использовать глаголы, встретившиеся нам в упражнении. Какие это глаголы? - А какие глаголы помогут тому, кто выберет вторую тему? | Слушают, записывают слова, выделяют орфограммы. Обсуждают результаты работы, задают вопросы (если есть), классифицируют слова. Могут дать следующие классификации: - Слова с приставками и без них, например, побледнеть и пахать. - Слова состоящие из 2, 3 и более слогов, например, пахать – 2 слога, лепетать – 3 слога, печалиться – 4 слога. - Глаголы совершенного и несовершенного вида, например, мечтать (несов. вид) и зазеленеть (сов. вид). -Глаголы первого и второго спряжения, например, копать (I спр.) и печалиться (II спр.) - А ещё можно разделить слова по тому, что они обозначают. - Трудовые процессы (копать, пахать), глаголы, обозначающие движение (лететь, шагать), глаголы, обозначающие состояние человека (скучать), состояние природы (светать), процессы речи и мысли (лепетать, размышлять), глаголы могут обозначать и проявление цвета (зазеленеть, побледнеть). - На сегодняшнем уроке нам будут важны вид, спряжение и значение глаголов. -Мы работали с глаголами в начальной форме. - Время и число – непостоянные морфологические признаки глагола. - У глаголов бывают формы настоящего, будущего и прошедшего времени. - Да, умеем. - Это 4 предложение. В нём глагол зазеленеют стоит в форме будущего времени. - Таких предложений два: 2. Небеса неожиданно засинели (пр.в.) 3. Солнце золотило (пр.в.) горы. - Они обозначают проявление цвета. - В тексте описывается весна, её приход. - Мы не можем назвать их текстом, потому что они не связаны грамматически, глаголы стоят в разных временных формах. - Грамматической основой предложения является подлежащее и сказуемое. - Дали голубеют (мн.ч., н. в.). - Солнце золотило (ед.ч., пр.в.). - Степи, рощи, леса зазеленеют (мн.ч., б.в.). - В настоящем и будущем времени сказуемое согласуется с подлежащим в форме числа, а в прошедшем еще и в форме рода. - Спрягать глагол – значит изменить его по лицам и числам. - Они изменяются по родам и числам. Дети отвечают на вопрос. - Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». В предложении является сказуемым и согласуется с подлежащим. У глагола есть постоянные морфологические признаки (спряжение и вид), а есть непостоянные морфологические признаки (время, число, лицо). Глаголы спрягаются только в настоящем и будущем времени, в прошедшем времени они изменяются по родам и числам. Все глаголы относятся либо к I, либо ко II спряжению. У глаголов I спр. в личных формах пишем – е, а во мн.ч.,3 лице –ут/ют. У глаголов II в личных формах пишем – и, а во мн.ч., 3 лице –ат/ят.) Спряжение по инфинитиву определяется, только если у глагола безударное личное окончание, а если оно ударное, то спряжение определяем по форме 3 лица мн.ч. - Голубеть, засинеть, зазеленеть, пестреть, розоветь, темнеть. - Щебетать, чирикать, каркать, жужжать, стрекотать, капать, звенеть… |