СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Глагол как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сопровождается презентацией.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Глагол как часть речи"»

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Глагол как часть речи.

Тип урока

Повторение

Цели урока

А) Предметные: повторить сведения о глаголе как части речи, совершенствовать умение выделять постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.

Б) Личностные: формирование интереса к родному языку, увеличение словарного запаса.

В) Метапредметные: развивать умение извлекать необходимую информацию из устных и письменных источников, формировать навыки самоконтроля и самокоррекции, развивать умение свободно и правильно излагать мысли в устной форме.


Основные термины

и понятия

Глагол, часть речи, лексическое значение, вид, спряжение, начальная форма глагола

Образовательные

ресурсы

Учебник по русскому языку под ред. Т.А. Ладыженской


Планируемые результаты

Предметные результаты:


- повторение сведений о глаголе как части речи, полученных в начальной школе;

- умение выделять постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.


Личностные результаты:


- увеличение объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- умение использовать язык для создания собственного текста.

Метапредметные результаты:

- умение понимать и извлекать необходимую информацию;

- формирование навыка самоконтроля, самокоррекции;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Формирование

конкретного образовательного результата

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды деятельности учащихся

и формы ее организации

Этап 1. Организация


Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность



урока – 3 минуты.


Слайд: тема урока



- Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы продолжим повторять всё, что знаем о глаголе. Запишите, пожалуйста, число и тему урока: «Глагол как часть речи».




Слушают и осмысляют.


Записывают число и тему урока.

Этап 2. Актуализация



●Повторение сведений о наречии как части речи;



● Умение владеть диалогом;



●Умение свободно и правильно излагать свои мысли и аргументировать свой ответ;

● Развитие навыка самоконтроля.
















































































































































































Этап 3. Рефлексия.


●Умение оценивать свою деятельность и корректировать свои знания;































Этап 4. Домашнее


● Умение организовывать свою деятельность.





опорных


















































































Слайд комбинированный: классификация по виду, по спряжению,

по

значению (в последней указаны названия семантических групп)






















































































































Итоги. – 5 минут






Слайд: по ходу ответа учащихся появляется определение глагола как части речи.
































задание - 7 минут























Слайд: названия тем, глаголы-помощники для раскрытия тем.

знаний – 30 минут.



- Напишем словарный диктант. Вспомним и повторим слова, которые нам встречались и могут ещё пригодиться в ходе урока. Ваша задача – записать слова, выделить орфограммы. (2,5- 3 минуты)


Зазеленеть, пахать, размышлять, побледнеть, скучать, копать, шептать, лететь, светать, мечтать, пахать, лепетать, печалиться, восклицать, шагать, смеркаться.


- Объединитесь в пары, проверьте правильность написания слов. Задайте вопросы, если они у вас возникли. И подумайте, на какие группы и по каким признакам можно разделить все записанные слова. (5 минут)


- Давайте посмотрим, на какие же группы и по каким признакам вы разделили слова. Не забывайте приводить примеры. (Спрашиваю несколько человек) (7 минут)



















Если не разделят глаголы по значению, то нужно напомнить им:


- Вспомните, как на прошлом уроке мы говорили о том, что обозначают глаголы.




- Уточните, на какие группы можно разделить эти глаголы.












- Какие из перечисленных вами признаков важны для нас сегодня?







- Верно. Вы выделили признаки, важные для нашего сегодняшнего урока. Скажите, вы работали с глаголами в какой форме?



- По начальной форме мы узнаём постоянные морфологические признаки глаголов, о которых мы говорили вчера. А какие признаки у глаголов непостоянные?



- Чтобы уточнить эти признаки, выполним следующее упражнение из вашего учебника. Откройте стр. 97, упр. 604. Прежде, чем приступить к работе, вспомните, какие формы времени бывают у глаголов.






- Скажите, вы умеете определять время глаголов?



- Сейчас проверим. Прочитайте все предложения про себя, найдите такое, в котором есть глагол будущего времени. (Спрашиваю одного человека) (1 минута)



1.Уж голубеют дали. 2. Небеса неожиданно засинели. 3. Солнце золотило горы. 4. Скоро зазеленеют степи, рощи и леса. 5. На лугу пестреют яркие цветы. 6. В сумерках розовеют стволы берёз. 7. На солнцепёке по буграм уже темнеют первые проталины.







- Хорошо. А сколько предложений с глаголами в прошедшем времени? Прочитайте их. (Спрашиваю одного человека)







- Получается, что все остальные глаголы стоят в настоящем времени. А что общего у всех этих глаголов?


- Какое время года описывается с их помощью в упражнении?


- А можем мы назвать эти предложения текстом? Почему?




- Действительно, у них нет грамматического единства. Нужно помнить, что глаголы в тексте стоят в одинаковой временной форме.


- Теперь, выпишите грамматические основы из 1,3 и 4 предложений. Ребята, что значит грамматическая основа предложения?



- Укажите непостоянные морфологические признаки у глаголов. (Спрашиваю троих человек у доски)

( 3 минуты)






- Какой вывод можно сделать, выполнив это задание?


Если не ответят, дать подсказку:


- А подлежащее в каком числе?(…)



- Молодцы. На прошлом уроке мы с вами вспоминали, как спрягать глагол. Что значит спрягать глагол?


- Запомните, что глаголы изменяются по лицам и числам только в настоящем и будущем временах. А в прошедшем времени глаголы не спрягаются (первоначально они были причастиями)



- А как же они изменяются?


Если не ответят, дать подсказку:


-Попробуйте изменить глагол в прошедшем времени.




-Давайте обобщим всё, что мы вспомнили о глаголе на прошлом и сегодняшнем уроке. (Спрашиваю несколько человек) (5 минут)



- Посмотрим, что сказано о глаголе в учебнике. Проверим, всё ли мы сказали. Откройте стр. 97 – 98.

(1 человек читает)


1 . Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2. Глаголы изменяются по временам: бывают в форме
настоящего, прошедшего или будущего времени. В на­стоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени - по родам
(в единственном числе) и числам .
3. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим
.












Если время остаётся, то это задание может быть дано на выполнение в классе. В этом случае на дом будет задано упр. 605 (письменно).


- Глагол очень выразительная часть речи, передающая разные оттенки движений, состояний. Мы выполнили упражнение, где нам встретились глаголы со значением цвета. Я хочу предложить вам написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на темы: «Какого цвета весна?» или «Как звучит весна?».




- Если вы выберете первую тему, можете использовать глаголы, встретившиеся нам в упражнении.

Какие это глаголы?





- А какие глаголы помогут тому, кто выберет вторую тему?





















Слушают, записывают слова, выделяют орфограммы.








Обсуждают результаты работы, задают вопросы (если есть), классифицируют слова.







Могут дать следующие классификации:


- Слова с приставками и без них, например, побледнеть и пахать.


- Слова состоящие из 2, 3 и более слогов, например, пахать – 2 слога, лепетать – 3 слога, печалиться – 4

слога.


- Глаголы совершенного и несовершенного вида, например, мечтать (несов. вид) и зазеленеть (сов. вид).


-Глаголы первого и второго спряжения, например, копать (I спр.) и печалиться (II спр.)











- А ещё можно разделить слова по тому, что они обозначают.




- Трудовые процессы (копать, пахать), глаголы, обозначающие движение (лететь, шагать), глаголы, обозначающие состояние человека (скучать), состояние природы (светать), процессы речи и мысли (лепетать, размышлять), глаголы могут обозначать и проявление цвета (зазеленеть, побледнеть).


- На сегодняшнем уроке нам будут важны вид, спряжение и значение глаголов.




-Мы работали с глаголами в начальной форме.



- Время и число – непостоянные морфологические признаки глагола.





- У глаголов бывают формы настоящего, будущего и прошедшего времени.


- Да, умеем.











- Это 4 предложение. В нём глагол зазеленеют стоит в форме будущего времени.



- Таких предложений два:

2. Небеса неожиданно засинели (пр.в.)

3. Солнце золотило (пр.в.) горы.



- Они обозначают проявление цвета.


- В тексте описывается весна, её приход.

- Мы не можем назвать их текстом, потому что они не связаны грамматически, глаголы стоят в разных временных формах.





- Грамматической основой предложения является подлежащее и сказуемое.


- Дали голубеют (мн.ч., н. в.).

- Солнце золотило (ед.ч., пр.в.).

- Степи, рощи, леса зазеленеют (мн.ч., б.в.).



- В настоящем и будущем времени сказуемое согласуется с подлежащим в форме числа, а в прошедшем еще и в форме рода.


- Спрягать глагол – значит изменить его по лицам и числам.







- Они изменяются по родам и числам.




Дети отвечают на вопрос.

- Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». В предложении является сказуемым и согласуется с подлежащим. У глагола есть постоянные морфологические признаки (спряжение и вид), а есть непостоянные морфологические признаки (время, число, лицо). Глаголы спрягаются только в настоящем и будущем времени, в прошедшем времени они изменяются по родам и числам.

Все глаголы относятся либо к I, либо ко II спряжению. У глаголов I спр. в личных формах пишем – е, а во мн.ч.,3 лице –ут/ют. У глаголов II в личных формах пишем – и, а во мн.ч., 3 лице –ат/ят.)

Спряжение по инфинитиву определяется, только если у глагола безударное личное окончание, а если оно ударное, то спряжение определяем по форме 3 лица мн.ч.















- Голубеть, засинеть, зазеленеть, пестреть, розоветь, темнеть.


- Щебетать, чирикать, каркать, жужжать, стрекотать, капать, звенеть…






































Запишите на отдельном листочке от руки всё, что дети пишут на уроке, чтобы видеть объём записанного.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!