СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по технологии 5 класс "Ручные работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ручные работы.

Развивать потребность в познании; способствовать приобретению первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности; формировать умения выполнять ручные стежки, работать с инструментами и приспособлениями с соблюдением правил ТБ; прививать интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по технологии 5 класс "Ручные работы"»

Технологическая карта урока 19-20, 5 класс

Тема урока

Ручные работы.

Цели педагогической деятельности

Развивать потребность в познании; способствовать приобретению первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности; формировать умения выполнять ручные стежки, работать с инструментами и приспособлениями с соблюдением правил ТБ; прививать интерес к предмету.

Тип урока

Открытие нового знания

Задачи (планируемые образовательные результаты)

Предметные: познакомятся с терминами «стежок, строчка, шов», инструментами и приспособлениями для ручных работ; научатся выполнять временные и постоянные стежки.

Метапредметные УУД: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные – слушают учителя и одноклассников, сотрудничают в поиске информации; отвечают на вопросы, делают выводы; познавательные – строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, извлекают информацию из прослушанного объяснения.

Личностные – проявляют мотивацию к учебной деятельности; владеют элементами организации умственного и физического труда; осуществляют самооценку способностей в трудовой деятельности в различных сферах.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический. Индивидуальная, вводный инструктаж.

Образовательные ресурсы

Презентация, учебник «Технология» 5 клачсс, ткань, нитки, игла, ножницы. Интрукционные карты выполнения ручных работ. Термины ручных работ. ТБ при ручных работах.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

-приветствуют учителя,

-визуально контролируют свою готовность к уроку

-рассаживаются на рабочие места.

Л - самоорганизация.

Р - способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

2. Актуализация знаний. Формулирование темы и задач урока.

Презентация. Введение в тему урока.

Демонстрация моделей одежды, как шили одежду в старину, кто этим занимался? Каким материалы и инсмтрументы при этом использовали?

О чем пойдет речь на уроке?

Чему нам предстоит научиться?

Смотрят презентацию, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, ставят перед собой цели и задачи.

Л - умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению

К - взаимодействовать с учителем группой.

П -Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

3. Открытие нового знания.

Шитье — это скрепление деталей из ткани при помощи иглы и нитки. Это было одно из первых умений, развитых человеком.

Древний человек надевал на себя шкуры животных и все, что попадало под руку: кору, листья, солому, перья, — превращал в одежду. Для него одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определенную шкуру, человек хотел отогнать от себя злых духов. Во время ледникового периода одежда его согревала, именно в это время люди научились соединять шкуры. В них протыкали отверстия, через которые протаскивали полоски кожи или сухожилия животных. Куски меха связывали друг с другом так, чтобы одежда держалась на теле.

Позднее человек научился скручивать шерсть и волокна растений в длинные нити. Египтяне ткали легкую материю из льна и хлопка, которые росли в долине реки Нил. Шерсть пряли для изготовления теплой одежды. Там, где было холодно, одежда закрывала все тело человека и защищала его. До изобретения иглы это была просто ткань, которую обертывали вокруг тела. С развитием цивилизации человеку понадобилось соединять ткани между собой, и он придумал иглу и нить. Более трех тысяч лет назад индусы уже знали, как резать, подгонять по размерам и шить то, что мы сейчас называем одеждой, а в Древнем Египте люди умели не только сшивать ткани, но и прекрасно вышивали.

В средние века одежда была простой. Ее шили из двух деталей. Позднее, когда этого потребовала мода, в одежде стали делать много всяких швов. Шили сложные и очень красивые костюмы и платья вручную. Именно тогда люди стали изобретать и придумывать различные ручные швы.

Классификация ручных швов. Понятие - стежок, строчка, шов.

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Шов – это ниточное соединение деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. 

При выполнении ручных работ применяют следующую терминологию (приложение)

- фиксирование новых знаний через моделирование

-формирование безопасной работы;

-выполнение практической работы с использованием инструкционных карт.

Открытие новых знаний и первичное закрепление.

Л - овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Р -умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

П- умение ориентироваться в понятиях моделирования.

К- взаимодействовать с учителем группой.

4. Первичное закрепление.

Давайте и мы научимся выполнять различные швы, ведь именно они помогут нам шить и вышивать.

Шагает мастерица
По шелку да по ситцу.
Очень мал ее шажок, 
А зовется он ... стежок!




Физкультминутка

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

 Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Выполняют упражнения


5. Включение нового знания в систему знаний и повторения.

Практическая работа. Выполнение образца – ручные стежки и строчки.

Правила выполнения ручных работ.

  1. Толщина меловых линий, проведенных на ткани, не должна превышать 0,1 см. Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.

  2. Стежки временного назначения выполняют светлыми хлопчатобумажными нитками, хорошо видными на ткани.

  3. Сметывают детали изделия по копировальным стежкам. Копировальные стежки удаляют перед стачиванием.

  4. Нитки закрепляют в начале и в конце строчки. В начале - узелком на нитке, в конце - двумя-тремя стежками.

  5. Строчки постоянного назначения выполняют нитками в цвет ткани.

  6. Длина ручных стежков должна соответствовать технологическим требованиям.

  7. Сметочные стежки удаляют после стачивания деталей.

  8. Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.

  9. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговицы. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани.

Правила безопасной работы

Во-первых, все иголки свои собери
И маленький домик для них смастери.
Открою тебе интересный секрет:
Ты другу расскажешь, а может, и нет.
У нас у иголок имеются ушки,
Ушки, конечно же, любят подушки.
Иголкам подушку скорей подари,
На ней все иголки свои собери.
Поверь, они счастливы будут безумно,
А мы- то с тобой поступили как умно!
Не будешь иголки искать где попало, 
Ну вот, и от мамы тебе не попало…
Игла в работе весела,
Она тонка и так мила!
Не будешь класть ее на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке…
А тебе потом воткнется в пятку.
Иголки надо сосчитать, 
Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать,
Хотя бывает неохота.
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передай.
Лишь окончена работа -
Ножницам нужна забота.
Не забудь их закрыть
И на место положить.
Напомнить хочу про рабочее место -
Диван или кресло?
Усядемся лучше с тобою за столом,
И ткань здесь разложим, и мыло найдем,
Коробку достанем, где все инструменты. 
Сошьем все детали, набьем элементы,
Те из, которых игрушка родиться,
Рабочее место тебе пригодится!
Все правила эти обязан ты знать
И неуклонно их выполнять!

Материалы и инструменты для практической работы: деталь из хлопчатобумажной ткани размером 10х5см, линейка, ручная игла, нитки, ножницы, учебник.

Учащиеся выполняют сметывание, заметывание, наметывание, перенос линий копировальными стежками, пришивание пуговиц.

Учитель обходит рабочие места учащихся, контролировать правильность организации рабочего места, правильность выполнения приемов выполнения работы, соблюдения технических условий, правил техники безопасности.

Выполняют практическую работу по технологическим и инструкционным картам.


- П., выполнение действий по алгоритму.

-Р.контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

-К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

-Л. применение на практике полученных знаний

7. Итог урока.


Оценивание.














Рефлексия.

Анализ урока, оценка выполненной работы.

Карта эффективности урока.

  1. Ваше отношение к уроку (подчеркнуть)

Хороший, интересный

Обычный, нормальный

Скучный, неинтересный

  1. Оцените в баллах, на сколько Вы достигли цели урока?

  2. Чему новому вы научились?

  3. Какие ранние полученные знания были использованы?






Рефлексивный экран.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…


Домашнее задание

-рассуждают,

- отвечают на вопросы,

-дают самооценку результатам своей работы.












Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности

Регулятивные: анализ ситуации и моделирование, планирование своей деятельности, рефлексия, оценка и самооценка.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли.

Организация деятельности для обработки навыков

П - научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;

Р- целепологание, анализ ситуации и моделирование, планирование своей деятельности, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с технологией.

Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности

Р-анализ ситуации и моделирование, планирование своей деятельности, рефлексия, оценка и самооценка.

К -участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!