Тема | Письмо |
Педагогические цели | Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме, отработки навыков правильного написания и оформления писем, выбора средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учащихся 5 класса; содействовать развитию грамматически правильной речи, использованию речевых оборотов, формул этикета, принятых в письмах; способствовать воспитанию интереса к эпистолярному жанру. |
Тип | Ввод новых знаний с опорой на на изученный ранее материал и жизненный опыт. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные : Базовый уровень-знают определение слова письмо, адрес, адресат, адресант; различают виды писем по цели обращения; пунктуационно правильно оформляют обращения; знают и правильно употребляют прописную букву в именах собственных; Продуктивный уровень-умеют составлять текст, опираясь на знания структуры письма и и речевых формул; выполняют тестовые задания (часть А). Личностные: понимают роль такого вида общения между людьми как письмо; осознают необходимость изучения родного языка через формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в общении с другими людьми, связывая успехи с усилиями своей души; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу. |
Метапредметные (универсальные учебные действия) | Познавательные-общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: развитие ассоциативного, логического и критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы) путем составления письма; регулятивные-правильно воспринимают и выполняют учебную задачу; планируют сове действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке; коммуникативные-умеют конструктивно взаимодействовать в групповой работе; учатся слушать друг друга, вносить коррективы. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Письмо, виды и структура письма; адрес, адресат, адресант; эпистолярный жанр, речевой этикет; пунктуационно правильное оформление обращения. |
Образовательные ресурсы | 1.Учебник «Русский язык. 5 класс» Т.А.Ладыженской и др. 2.Презентация «Урок русского языка по теме «Письмо» в 5 классе». 3.Карточки для групповой работы. 4.Кроссворд «Почта». 5.Лингвистическая задача. 6.Тестовое задание. |
Оборудование | Компьютер, проектор, экран |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Целевая установка | Форма-фронтальная; метод-практический | Запускается презентация (слайд 1). Конкурс «Отгадай загадки». Тема урока «Письмо»(слайд 2) -Что мы сегодня узнаем на уроке? -Сегодня мы узнаем, какие бывают письма, какие части включает письмо, какую роль играет обращение в письме, как доставить радость родным людям, правильно написав им письмо. (слайд 3) | Выразительно читают и отгадывают загадки. Осуществляют анализ целеполагания по изучаемой теме, делают выводы. Исходя из темы, определяют учебные задачи урока, задания и упражнения, направленные на решение поставленных задач, качества, необходимые для выполнения практических упражнений и заданий. | Строят речевое высказывание при формулировании отгадок на загадки, осуществляют рефлекторно-оценочные умения. Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока | Индивидуальная: формируют целевую установку на урок |
2.Построение смысловых ассоциаций | Форма-индивидуальная; метод-практический | -Письмо…Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? Запишите ассоциативный ряд к этому слову в тетради. Назовите свои ассоциации. Ряд наиболее часто встречающихся слов выводится на экране (слайд 4): письмо-текст-рассказ-сообщение-информация-послание-сообщение-благдарность и т.д. -Прокомментируйте свои ассоциации. | Выстраивают ассоциативный ряд | | Фронтальная; комментируют ассоциации |
3.Словарно-лексическая работа | | -Что такое письмо? (слайд 5) Письмо- 1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чему-нибудь, кому-нибудь. 2.Умение писать. 3.Система графических знаков для передачи запечатления речи. 4.Манера художественного изображения. -Сколько значений у этого слова? Как называются слова, у которых несколько значений? | Определяют лексическое значение слова, сравнивают свое определение со словарем, повторяют понятия «однозначные и многозначные слова» | Формируют высказывание по образцу статьи словаря | Индивидуальная: составляют словарную статью |
4. Изучение нового материала, систематизация знаний | 1.Форма-фронтальная; метод-беседа с опорой на презентационный материал | Постановка вопросов, направленных на актуализацию опорных знаний по изучаемой теме. Вопросы: -Чем отличается письменное обращение от устного? -Вы любите получать письма от родных? Вам нравится их читать? Эпиграфом нашего урока являются слова поэтессы Т.Кузовлевой: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…» (слайд 6) Как поняли слова поэта? -Зачем люди пишут письма друг другу? (слайд 7) Существует и такое определение письма: «Письмо-это труд души, обращенный к другому человеку». -Объясните поставку тире в предложении. | Внимательно слушают, отвечают на вопросы. Комментируют высказывание, повторяют пунктограмму «Тире между подлежащим и сказуемым» | Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют попутное повторение. | |
| Форма-индивидуальная; метод-сообщение | -Чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? Сообщение ученика. | Слушают сообщение | Построение речевого высказывания в форме сообщения | Индивидуальная: работа с пунктограммой |
2.Работа с текстом. 3.Обсуждение | Форма-индивидуальная; метод-практический; Форма-работа в паре; метод-практический | -Какие бывают виды писем? Обменяйтесь своими мыслями с соседом по парте. Сравните ваши выводы с материалами на экране. (слайд 9) Письмо деловое, личное: письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо) | Взаимопроверка, самопроверка, комментируют итоги проверки, делают выводы | Анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; находят пути решения учебных задач | |
4. Кроссворд | Форма-индивидуальная: метод-иллюстративно-объяснительный. Форма-работа в паре; Метод-практический | Определяет ход выполнения задания: разгадать кроссворд, записать отгаданные слова, обозначают орфограммы. (слайд 10) Составление предложений с отгаданными словами. Формулирует задание: предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат | Разгадывают кроссворд, записывают отгаданные слова, обозначают орфограммы. Составляют и записывают предложения. Взаимопроверка | Формулируют вывод. Принимают и сохраняют учебные задачи: осуществляют поиск средств их достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности | Индивидуальная: определяют слов по его лексическому значению. Составляют предложения. |
5.Игра «Учим новые слова» | Форма-фронтальная; Метод-практический | Определяет ход выполнения задания: решите лингвистическую задачу (слайды 11,12) -Почему нельзя решить сразу? Поможет корень слова «адрес». Слова паронимы. Они близки по звучанию, но отличаются лексическим значением.(слайд 13) Осуществляет выборочную проверку выполненной работы, комментирует оценку, дает рекомендации. Знакомит с понятием «эпистолярный жанр». | Выполняют задание. Проверяют выполнение задания. Знакомятся с новым понятием. | Принимают и сохраняют учебные задачи: осуществляют поиск средств их достижения. Отвечают на вопросы | Индивидуальная: решают задачу, адекватно воспринимают оценку деятельности учителем |
| Форма-индивидуальная; метод-практическое упражнение | Физминутка | Выполняют упражнение | Осознают задание и выполняют действия четко и согласованно. | Индивидуальная, выполняют упражнение |
6.Практикум | Форма-индивидуальная; метод-практический | Формулирует задание: познакомьтесь с планом письма и запишите его в тетрадь (слайд 16). Выполните тестовое задание (слайд 17) Вопросы: -Что такое обращение? -Как называется интонация, с которой читается предложение с обращением? -Где может стоять обращение в предложении? -как выделяется обращение? -В какой части письма может стоять обращение? (слайд 18) -Проверьте свои ответы, поставьте себе отметку в зависимости от числа правильных ответов. | Повторяют изученное с опорой на вопросы. Самопроверка | Принимают и сохраняют учебные задачи: осуществляют поиск средств их достижения. Дают в устной форме оценку деятельности | Индивидуальная: решают тест |
5.Контрольно-проверочные задание (с элементами творчества и игры). 1.Творческое задание | Форма-групповая; метод-практический | Определяет ход выполнения заданий для групп: сегодня будете писать письма различного характера. Для этого разделимся на 3 группы. Каждая группа получает задание. (слайд 19) | Выполняют задания в группах: пишут письма определенного вида, соблюдая структуру письма, используя обращения и формулы речевого этикета. Проводят защиту групповых проектов: подводят итоги работы в группах, читают коллективно написанные письма, обсуждают их достоинства и недостатки. | Принимают и сохраняют учебную задачу: осуществляют поиск средств их достижения; анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; дают в устной форме оценку деятельности | Выполняют творческое задание |
2. Игровой момент | Форма-фронтальная; метод-практический | Сообщает о сюрпризном моменте: Сегодня мы говорим о художественных особенностях эпистолярного жанра. Послушаем стихотворение «Почта» о почтальоне С.Я.Маршака. Встречайте Печкина. -Что нужно делать, чтобы письмо дошло до адресата? | Смотрят сценку и выполняют задания персонажа мультфильма | | |
3.Знакомство с правилами заполнения конверта | | -Давайте научимся правильно подписывать конверт (слайд 20) | Правильно подписывают конверт | | Индивидуальная: оформление конверта |
6. Итог урока. Рефлексия деятельности | Форма-фронтальная; метод-беседа. | Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме. Вопросы: -Над какой темой работали? -Что узнали? Как теперь понимаете слова эпиграфа? -Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение? Что еще хотели узнать по теме? На ваших столах лепестки. Если всё понятно-розовый лепесток; не всё понятно-голубой. Наш цветок готов. -А сейчас передайте свои письма почтальону. Он вручит их адресатам. Домашнее задание: напишите письмо маме, красиво и правильно оформите конверт. | Внимательно слушают, отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке. Выбирают и размещают на доске лепестки. Записывают домашнее задание | Осуществляют рефлексорно-оценочные действия | Индивидуальная: проводят самоанализ учебной деятельности |
| | | | | |