СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Письмо"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта рассчитана на один учебный час в 5 классе по технологии  "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Этот урок позволит применить индивидуальную, парную, групповую формы деятельности, которые помогут успешно осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем усвоения материала.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Письмо"»

Технологическая карта урока

Тема

Письмо

Педагогические цели

Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме, отработки навыков правильного написания и оформления писем, выбора средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учащихся 5 класса; содействовать развитию грамматически правильной речи, использованию речевых оборотов, формул этикета, принятых в письмах; способствовать воспитанию интереса к эпистолярному жанру.

Тип

Ввод новых знаний с опорой на на изученный ранее материал и жизненный опыт.

Планируемые образовательные результаты

Предметные :

Базовый уровень-знают определение слова письмо, адрес, адресат, адресант; различают виды писем по цели обращения; пунктуационно правильно оформляют обращения; знают и правильно употребляют прописную букву в именах собственных;

Продуктивный уровень-умеют составлять текст, опираясь на знания структуры письма и и речевых формул; выполняют тестовые задания (часть А).

Личностные: понимают роль такого вида общения между людьми как письмо; осознают необходимость изучения родного языка через формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в общении с другими людьми, связывая успехи с усилиями своей души; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу.


Метапредметные

(универсальные учебные действия)

Познавательные-общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: развитие ассоциативного, логического и критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы) путем составления письма;

регулятивные-правильно воспринимают и выполняют учебную задачу; планируют сове действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;

коммуникативные-умеют конструктивно взаимодействовать в групповой работе; учатся слушать друг друга, вносить коррективы.

Основное содержание темы, понятия и термины

Письмо, виды и структура письма; адрес, адресат, адресант; эпистолярный жанр, речевой этикет; пунктуационно правильное оформление обращения.

Образовательные ресурсы

1.Учебник «Русский язык. 5 класс» Т.А.Ладыженской и др.

2.Презентация «Урок русского языка по теме «Письмо» в 5 классе».

3.Карточки для групповой работы.

4.Кроссворд «Почта».

5.Лингвистическая задача.

6.Тестовое задание.

Оборудование

Компьютер, проектор, экран



Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

1.Целевая установка

Форма-фронтальная; метод-практический

Запускается презентация (слайд 1).

Конкурс «Отгадай загадки».

Тема урока «Письмо»(слайд 2)

-Что мы сегодня узнаем на уроке?

-Сегодня мы узнаем, какие бывают письма, какие части включает письмо, какую роль играет обращение в письме, как доставить радость родным людям, правильно написав им письмо. (слайд 3)

Выразительно читают и отгадывают загадки.


Осуществляют анализ целеполагания по изучаемой теме, делают выводы. Исходя из темы, определяют учебные задачи урока, задания и упражнения, направленные на решение поставленных задач, качества, необходимые для выполнения практических упражнений и заданий.

Строят речевое высказывание при формулировании отгадок на загадки, осуществляют рефлекторно-оценочные умения.

Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока

Индивидуальная: формируют целевую установку на урок

2.Построение смысловых ассоциаций

Форма-индивидуальная; метод-практический

-Письмо…Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? Запишите ассоциативный ряд к этому слову в тетради. Назовите свои ассоциации. Ряд наиболее часто встречающихся слов выводится на экране (слайд 4): письмо-текст-рассказ-сообщение-информация-послание-сообщение-благдарность и т.д.

-Прокомментируйте свои ассоциации.

Выстраивают ассоциативный ряд


Фронтальная; комментируют ассоциации

3.Словарно-лексическая работа


-Что такое письмо? (слайд 5)

Письмо- 1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чему-нибудь, кому-нибудь. 2.Умение писать.

3.Система графических знаков для передачи запечатления речи. 4.Манера художественного изображения.

-Сколько значений у этого слова? Как называются слова, у которых несколько значений?

Определяют лексическое значение слова, сравнивают свое определение со словарем, повторяют понятия «однозначные и многозначные слова»

Формируют высказывание по образцу статьи словаря

Индивидуальная: составляют словарную статью

4. Изучение нового материала, систематизация знаний

1.Форма-фронтальная; метод-беседа с опорой на презентационный материал

Постановка вопросов, направленных на актуализацию опорных знаний по изучаемой теме.

Вопросы:

-Чем отличается письменное обращение от устного?

-Вы любите получать письма от родных? Вам нравится их читать?

Эпиграфом нашего урока являются слова поэтессы Т.Кузовлевой: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…» (слайд 6) Как поняли слова поэта?

-Зачем люди пишут письма друг другу? (слайд 7)

Существует и такое определение письма: «Письмо-это труд души, обращенный к другому человеку».

-Объясните поставку тире в предложении.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы. Комментируют высказывание, повторяют пунктограмму «Тире между подлежащим и сказуемым»

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы.



















Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют попутное повторение.



Форма-индивидуальная; метод-сообщение

-Чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? Сообщение ученика.

Слушают сообщение

Построение речевого высказывания в форме сообщения


Индивидуальная: работа с пунктограммой

2.Работа с текстом.

3.Обсуждение

Форма-индивидуальная; метод-практический;

Форма-работа в паре; метод-практический

-Какие бывают виды писем? Обменяйтесь своими мыслями с соседом по парте. Сравните ваши выводы с материалами на экране. (слайд 9)

Письмо деловое, личное: письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо)

Взаимопроверка, самопроверка, комментируют итоги проверки, делают выводы

Анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; находят пути решения учебных задач


4. Кроссворд

Форма-индивидуальная: метод-иллюстративно-объяснительный.

Форма-работа в паре;

Метод-практический

Определяет ход выполнения задания: разгадать кроссворд, записать отгаданные слова, обозначают орфограммы.

(слайд 10)

Составление предложений с отгаданными словами.

Формулирует задание: предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат

Разгадывают кроссворд, записывают отгаданные слова, обозначают орфограммы.



Составляют и записывают предложения.



Взаимопроверка

Формулируют вывод. Принимают и сохраняют учебные задачи: осуществляют поиск средств их достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности

Индивидуальная: определяют слов по его лексическому значению. Составляют предложения.

5.Игра «Учим новые слова»

Форма-фронтальная;

Метод-практический

Определяет ход выполнения задания: решите лингвистическую задачу (слайды 11,12)

-Почему нельзя решить сразу? Поможет корень слова «адрес».

Слова паронимы. Они близки по звучанию, но отличаются лексическим значением.(слайд 13) Осуществляет выборочную проверку выполненной работы, комментирует оценку, дает рекомендации.

Знакомит с понятием «эпистолярный жанр».

Выполняют задание.








Проверяют выполнение задания.




Знакомятся с новым понятием.

Принимают и сохраняют учебные задачи: осуществляют поиск средств их достижения. Отвечают на вопросы

Индивидуальная: решают задачу, адекватно воспринимают оценку деятельности учителем


Форма-индивидуальная; метод-практическое упражнение

Физминутка

Выполняют упражнение

Осознают задание и выполняют действия четко и согласованно.

Индивидуальная, выполняют упражнение

6.Практикум

Форма-индивидуальная; метод-практический

Формулирует задание: познакомьтесь с планом письма и запишите его в тетрадь (слайд 16). Выполните тестовое задание (слайд 17)

Вопросы:

-Что такое обращение?

-Как называется интонация, с которой читается предложение с обращением?

-Где может стоять обращение в предложении?

-как выделяется обращение?

-В какой части письма может стоять обращение?

(слайд 18)

-Проверьте свои ответы, поставьте себе отметку в зависимости от числа правильных ответов.

Повторяют изученное с опорой на вопросы.






Самопроверка

Принимают и сохраняют учебные задачи: осуществляют поиск средств их достижения. Дают в устной форме оценку деятельности

Индивидуальная:

решают тест

5.Контрольно-проверочные задание (с элементами творчества и игры).

1.Творческое задание

Форма-групповая; метод-практический

Определяет ход выполнения заданий для групп: сегодня будете писать письма различного характера. Для этого разделимся на 3 группы. Каждая группа получает задание. (слайд 19)

Выполняют задания в группах: пишут письма определенного вида, соблюдая структуру письма, используя обращения и формулы речевого этикета. Проводят защиту групповых проектов: подводят итоги работы в группах, читают коллективно написанные письма, обсуждают их достоинства и недостатки.

Принимают и сохраняют учебную задачу: осуществляют поиск средств их достижения; анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; дают в устной форме оценку деятельности

Выполняют творческое задание

2. Игровой момент

Форма-фронтальная; метод-практический

Сообщает о сюрпризном моменте:

Сегодня мы говорим о художественных особенностях эпистолярного жанра. Послушаем стихотворение «Почта» о почтальоне С.Я.Маршака. Встречайте Печкина.

-Что нужно делать, чтобы письмо дошло до адресата?

Смотрят сценку и выполняют задания персонажа мультфильма



3.Знакомство с правилами заполнения конверта


-Давайте научимся правильно подписывать конверт (слайд 20)

Правильно подписывают конверт


Индивидуальная: оформление конверта

6. Итог урока. Рефлексия деятельности

Форма-фронтальная; метод-беседа.

Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

Вопросы:

-Над какой темой работали?

-Что узнали? Как теперь понимаете слова эпиграфа?

-Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение? Что еще хотели узнать по теме?

На ваших столах лепестки. Если всё понятно-розовый лепесток; не всё понятно-голубой. Наш цветок готов.

-А сейчас передайте свои письма почтальону. Он вручит их адресатам.

Домашнее задание: напишите письмо маме, красиво и правильно оформите конверт.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке.















Выбирают и размещают на доске лепестки.








Записывают домашнее задание

Осуществляют рефлексорно-оценочные действия

Индивидуальная: проводят самоанализ учебной деятельности










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!