Самоопре-деление к деятельнос-ти. Организа-ционный момент | Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!) - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) Ну, проверьте-ка, друзья, Все ль на месте, Все ль в порядке – Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить лишь оценку «5». Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок. | Подготовка класса к работе. Отвечают на вопросы учителя. | Самоопроеделение к деятельности – (Л); - целеполагание - (Р); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - (К); |
Вызов Актуализа-ция знаний | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) Прием «Верные и неверные утверждения». Я вам читаю утверждения. Вы в тетрадях ставите номер утверждения, а рядом, если верно, то +, если не верно, то -. Мы изучаем тему «Лексика». + Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. + Синонимы – это слова с противоположным лексическим значением. – Общеупотребительные слова – это слова русского языка, которые известны всему народу. + Профессиональными словами пользуются жители той или иной местности. – Слова, связанные с профессиями, называются диалектными. – Устаревшие слова выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений. +? После того как обучающиеся выполнили, учитель пишет ответы ( с 1 по 6) на доске. Проверьте только шесть утверждений. У кого все правильно, поставьте себе 5. У кого есть ошибки, значит нужно еще повторить правила. А верно или нет утверждение 7, мы узнаем в конце урока. -Я хочу вам прочитать стихотворение. Послушайте его и подумайте, о каких словах или о какой лексике там идет речь? Они во мне звучат едва-едва, Старинные, забытые слова. «Долонь», «десница», «выя», «рамена», Как некогда в иные времена… В. Перкин «Старинные слова» Как можно определить нашу сегодняшнюю тему урока? -- Опираясь на тему урока, сформулируйте цель, к которой будем стремиться. -А как, по – вашему, могут слова уходить из языка и почему? -Вот для этого мы с вами изучим новый материал учебника. -Откроем стр.38 учебника. -Выполнять знакомство с новым материалом мы будем с помощью приема «Пометы на полях» | Обучающиеся самостоятельно отвечают письменно на вопросы, затем сверяют с доской Учащиеся слушают и отвечают на вопрос. (Речь идет о старых словах, о тех, которые забываются и уходят из языка) -«Устаревшие слова» Познакомиться с устаревшими словами. Обучающиеся работают с учебником. | -Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) - П; -Извлечение необходимой информации из текста – П; Использование знаково-символических средств - П; -осознанное и произвольное речевые высказывание – П; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации - К. |
Осмысле-ние | Маркировка: • V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; • - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; • + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; • ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. Выполнение маркировочной таблицы «Инсерт» индивидуально. Пример. «V» | «-» | «+» | «?» | Лексика меняется быстро. | Двоякого рода слова. | В словарях помещается с пометкой устар. | Слова двоякого рода | Устаревшие слова, которые устарели и ушли из языка | | Устаревших слов два вида. | Историзмы. Архаизмы. |
Где могут пригодиться знания? Систематизацию нового материала выполните в виде кластера. Кластер составляем в парах. Необходимо все кластеры рассмотреть и выбрать лучший. Пример   Лексика     Устаревшие слова (вышедшие из активного повседневного употребления)  архаизмы историзмы (ушли предметы, явления – ушли слова, предметы, явления,  остались – названия ) заменились современными синонимами)
треуголка чело - лоб веретено ветрило - парус кибитка рыбарь - рыбак Физкультминутка
|
Обучающиеся выполняют маркировочную таблицу самостоятельно, а один ученик у доски. Выполнение маркировочной таблицы на доске. Обсуждение с выяснением всех непонятных моментов. Дети самостоятельно делают выводы Выводы: Устаревшие слова те, которые устарели и ушли из языка. Их два вида: архаизмы и историзмы. Историзмы: ушли предметы, явления – ушли слова. (Примеры – кафтан, веретено, треуголка) Архаизмы: слова заменились современными синонимами. (Примеры – чело, уста, перст) Встречаются в художественных произведениях. В словарях с пометой устар. Учащиеся составляют кластер. | -Мыслительные операции – П; -поиск и выделение необходимой информации - П. выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера -Р; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К. |
Рефлексия | Выполнение упражнений Работа в парах. Рассмотрим рисунки на стр. 38 учебника. Какие перед нами предметы? К какому виду устаревших слов мы можем их отнести? Объясните. Запишите слова в тетрадь.
Методика «Словесный мячик» Как называют устаревшие слова в современном русском языке? Выя – шея Уста – рот Перст – палец Чело – лоб Ланита – щека Око – глаз Длань – ладонь К какому виду устаревших слов они относятся? Работа со словарем. -- В каком словаре будем искать устаревшие слова? Работа в группах. В толковом словаре учебника найдите устаревшие слова. 1-я группа – на буквы а, б. 2-я группа – на буквы г, е, к. 3-я группа – на буквы л, м. 4-я группа – на буквы п, с. Выпишите эти слова, с одним из них составьте предложение.
Подведем итоги. - Что узнали об устаревших словах? - Что вы делали для того, чтобы узнать новое об устаревших словах? -- Так верно или нет седьмое утверждение из приема верных и неверных утверждений? - Где же полученные знания каждому из вас могут пригодиться? Нужно ли изучать данную тему? Домашнее задание: П. 19 – выучить правила Упр.84 или 86. Выписать из романа А.С.Пушкина «Дубровский» 5 предложений с устаревшими словами. Закончи предложения
| Работая в парах, обучающиеся рассматривают рисунки, называют предметы. Все слова являются историзмами. Записывают в тетрадь Обучающиеся сначала проговаривают устно, зачем записывают в тетрадь. В толковом. Обучающиеся работают в группах с толковым словарем, выписывают слова и составляют предложения. (Этапы: 1) вспомнили то, что известно, сами формулировали тему, поставили цель; 2) при помощи маркировки текста самостоятельно изучали тему; 3) закрепляли знания через применение их на практике.) | Рефлексия способов и условий действий – П; -контроль и оценка способов своей деятельности -Р; -- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; - планирование успешного сотрудничества - К - следование моральным нормам и этическим требованиям - Л |