СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка 6 класса "Устаревшие слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка в 6 классе на тему: "Устаревшие слова". Урок проводился по ТРКМ.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка 6 класса "Устаревшие слова"»

Урок русского языка в 6 классе «Устаревшие слова»

Технологическая карта урока


Автор

Крючкова Г. А. учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя школа»

Предмет

Русский язык

Класс

6 класс

Тип урока

Урок открытия знаний

Технология построения урока

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Тема

Устаревшие слова

Цели образовательные:

 - систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Лексика»,

- формирование знаний о правописании устаревших слов;

- развитие орфографических навыков;

цели развивающие:

- развитие навыков монологической речи,

- развитие навыков парной работы,

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

цели воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы;

2. Создать условия, направленные на формирование УУД на основе технологии критического мышления.

3. Создать условия для логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

4. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Формирование УУД на уроке:

Личностные УУД

- формирование желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование умения работать в малых группах.

Регулятивные УУД

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Примерные УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

Самоопре-деление к деятельнос-ти. Организа-ционный момент

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!)

- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Ну, проверьте-ка, друзья,

Все ль на месте,

Все ль в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить лишь оценку «5».

Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок.

Подготовка класса к работе.

Отвечают на вопросы учителя.


Самоопроеделение к деятельности – (Л);

- целеполагание - (Р);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - (К);

Вызов

Актуализа-ция знаний

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление)

  1. Прием «Верные и неверные утверждения». Я вам читаю утверждения. Вы в тетрадях ставите номер утверждения, а рядом, если верно, то +, если не верно, то -.

  1. Мы изучаем тему «Лексика». +

  2. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. +

  3. Синонимы – это слова с противоположным лексическим значением. –

  4. Общеупотребительные слова – это слова русского языка, которые известны всему народу. +

  5. Профессиональными словами пользуются жители той или иной местности. –

  6. Слова, связанные с профессиями, называются диалектными. –

  7. Устаревшие слова выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений. +?

После того как обучающиеся выполнили, учитель пишет ответы ( с 1 по 6) на доске.

Проверьте только шесть утверждений. У кого все правильно, поставьте себе 5. У кого есть ошибки, значит нужно еще повторить правила.

А верно или нет утверждение 7, мы узнаем в конце урока.

-Я хочу вам прочитать стихотворение. Послушайте его и подумайте, о каких словах или о какой лексике там идет речь?

Они во мне звучат едва-едва,

Старинные, забытые слова.

«Долонь», «десница», «выя», «рамена»,

Как некогда в иные времена…

В. Перкин «Старинные слова»



Как можно определить нашу сегодняшнюю тему урока?


-- Опираясь на тему урока, сформулируйте цель, к которой будем стремиться.

-А как, по – вашему, могут слова уходить из языка и почему?

-Вот для этого мы с вами изучим новый материал учебника.

-Откроем стр.38 учебника.

-Выполнять знакомство с новым материалом мы будем с помощью приема «Пометы на полях»




Обучающиеся самостоятельно отвечают письменно на вопросы, затем сверяют с доской
























Учащиеся слушают и отвечают на вопрос.




(Речь идет о старых словах, о тех, которые забываются и уходят из языка)


-«Устаревшие слова»


Познакомиться с устаревшими словами.




Обучающиеся работают с учебником.

-Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) - П;

-Извлечение необходимой информации из текста – П;

Использование знаково-символических средств - П;

-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации - К.

Осмысле-ние

Маркировка:

• V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

• - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

• + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

• ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Выполнение маркировочной таблицы «Инсерт» индивидуально.

Пример.

«V»

«-»

«+»

«?»

Лексика

меняется

быстро.

Двоякого

рода слова.

В словарях

помещается

с пометкой устар.


Слова

двоякого рода

Устаревшие слова,

которые устарели

и ушли из языка


Устаревших

слов два вида.

Историзмы.

Архаизмы.


























Где могут пригодиться знания?

Систематизацию нового материала выполните в виде кластера.

Кластер составляем в парах.

Необходимо все кластеры рассмотреть и выбрать лучший.

Пример




Лексика




Устаревшие слова

(вышедшие из активного повседневного употребления)



архаизмы историзмы

(ушли предметы, явления –

ушли слова,

предметы, явления,

остались – названия ) заменились современными

синонимами)



треуголка чело - лоб

веретено ветрило - парус

кибитка рыбарь - рыбак


Физкультминутка













Обучающиеся выполняют маркировочную таблицу самостоятельно, а один ученик у доски.












Выполнение маркировочной таблицы на доске.

Обсуждение с выяснением всех непонятных моментов.

Дети самостоятельно делают выводы

Выводы:

Устаревшие слова те, которые устарели и ушли из языка.

Их два вида: архаизмы и историзмы.

Историзмы: ушли предметы, явления – ушли слова. (Примеры – кафтан, веретено, треуголка)

Архаизмы: слова заменились современными синонимами. (Примеры – чело, уста, перст)

Встречаются в художественных произведениях.

В словарях с пометой устар.




Учащиеся составляют кластер.


-Мыслительные операции – П;

-поиск и выделение необходимой информации - П.

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера -Р;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К.



Рефлексия

Выполнение упражнений

Работа в парах.

Рассмотрим рисунки на стр. 38 учебника.

Какие перед нами предметы? К какому виду устаревших слов мы можем их отнести? Объясните. Запишите слова в тетрадь.



Методика  «Словесный мячик»

Как называют устаревшие слова в современном русском языке?

Выя – шея

Уста – рот

Перст – палец

Чело – лоб

Ланита – щека

Око – глаз

Длань – ладонь

К какому виду устаревших слов они относятся?


Работа со словарем.

-- В каком словаре будем искать устаревшие слова?

Работа в группах. В толковом словаре учебника найдите устаревшие слова.

1-я группа – на буквы а, б.

2-я группа – на буквы г, е, к.

3-я группа – на буквы л, м.

4-я группа – на буквы п, с.

Выпишите эти слова, с одним из них составьте предложение.



Подведем итоги.

 - Что узнали об устаревших словах?


- Что вы делали для того, чтобы узнать новое об устаревших словах?










-- Так верно или нет седьмое утверждение из приема верных и неверных утверждений?


- Где же полученные знания каждому из вас могут пригодиться? Нужно ли изучать данную тему?


Домашнее задание:

П. 19 – выучить правила

Упр.84 или 86.

Выписать из романа А.С.Пушкина «Дубровский» 5 предложений с устаревшими словами.


Закончи предложения


  • Сегодня на уроке я научился …

  • Было интересно…

  • Я выполнял(а)…

  • Я понял(а), что…

  • Теперь я могу…

  • Меня удивило…

  • Свою работу на уроке я оценю на …






Работая в парах, обучающиеся рассматривают рисунки, называют предметы. Все слова являются историзмами.

Записывают в тетрадь




Обучающиеся сначала проговаривают устно, зачем записывают в тетрадь.










В толковом.

Обучающиеся работают в группах с толковым словарем, выписывают слова и составляют предложения.










(Этапы:

1) вспомнили то, что известно, сами формулировали тему, поставили цель;

2) при помощи маркировки текста самостоятельно изучали тему;

3) закрепляли знания через применение их на практике.) 


Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сотрудничества - К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л