Мотивация к учебной деятельности | С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. Будем грамотно писать, Дружно все мы отвечать. - Здравствуйте, ребята! Тихо сели. Начинаем урок русского языка. В русском языке очень много разных тайн. Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок – исследование. А вы будете в роли исследователей. - Кто такие исследователи? - Как думаете, что мы будем исследовать? - К нашему уроку я подобрала такой девиз: « С малой удачи начинается большой успех». - Как понимаете смысл этой пословицы? - Свяжите её с нашим сегодняшним уроком? - Нужна ли человеку удача, успех? Зачем? - Нужна ли она вам? От чего зависит успех человека? - Я желаю вам сегодня на уроке удачи, хорошего настроения и успешной работы. - Пожелайте и вы её друг другу. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Учащиеся высказывают свои предположения. Будем исследовать что – то новое, неизвестное нам. Учащиеся высказывают свои предположения. Прикасаются ладошками друг к другу и говорят: « Удачи и успеха». |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | - прочитайте слова на слайде и распределите их на группы. Лень, помощь, трудолюбие, внимание, ссора, терпение, эгоизм, дружба. - На какие группы разделили слова? - Все ли из данных качеств понадобятся вам сегодня на уроке? - Какой части речи являются данные слова? - Итак, что мы будем исследовать? - Зачем будем исследовать имя существительное? - Верно. Сегодня мы с вами будем исследовать имя существительное для того, чтобы узнать о нём что – то новое, которое пригодится нам в дальнейшей работе. А результатом наших исследований будут наши выводы, правила, которые мы исследуем, откроем. Их будем заполнять в карточку - запоминалочку. (раздаётся учащимся и вывешивается на доску) - Проверим, что вы знаете об имени существительном. Поиграем в игру «Да и нет». Перед вами карточки синего цвета. На них записаны вопросы. Если вы согласны, то ставите рядом знак «+», если не согласны – знак «-». 1. Имя существительное – это часть речи? 2. Имена сущ. отвечают на вопросы: какой? какая? какое? 3. Имена сущ. отвечают на вопросы: кто? что? 4. Имена сущ. обозначают действие предмета? 5. Имена сущ. бывают только одушевлёнными? 6. Имена сущ. обозначают предмет? 7. Имена сущ. изменяются по числам? 8. Имена сущ. бывают и собственными и нарицательными? 9. Имена сущ. изменяются по родам? 10. У имён сущ. два рода? | Читают и выполняют задание Отрицательные и положительные качества Нет. Отбросим лень, ссору, эгоизм. Это имена сущ. Будем исследовать имя существительное Чтобы узнать что – то новое Выполняют задание по карточкам. |
Выявление места и причины затруднения | - Итак, мои юные исследователи! Какое задание вы сейчас выполняли? - На все ли вопросы вы смогли ответить? - Где вы затруднились? Почему? | Проверяли знания об имени существительном. Не смогли ответить на последние два вопроса, связанные с родом имён существительных. Не знаем, что такое род имён существительных. |
Реализация построенного проекта | - Для решения первой задачи предлагаю вам прочитать грамматическую сказку о том, как у существительных род появился. Возьмите карточки зелёного цвета и прочитайте сказку. - В некоторых языках народов Африки количество родов достигает до 40. В испанском, итальянском и французском языках только два рода. Есть языки, где вообще нет родов – это английский, коми - пермяцкий и китайский. А сколько родов в русском языке? - Сделайте вывод: какого рода бывают имена существительные? - Результат нашего исследования запишем в карточку – запоминалочку. - Мы выполнили первую задачу? Кому было трудно? - Какую вторую задачу ставили? - В народе есть такая примета: если что – то упало, то значит, скоро должен кто – то прийти. - Слышали ли вы эту примету? - По упавшему предмету даже определяли, кто может прийти: мужчина или женщина. Если упала вилка или ложка, значит, придёт женщина, а если упал нож – мужчина. - А как вы думаете, почему так определяют? С чем это связано? В чём секрет? Может кто – то догадался уже? - Предлагаю вам прочитать на карточках белого цвета секрет принцессы из сказки. В сказке вы найдёте ответ на наш вопрос, касающийся приметы. - Что нового вы узнали, прочитав текст. В чём секрет принцессы? - Какие слова – помощники нам помогают определить род имён существительных? - Сделайте вывод: как определять род имён существительных? - Откройте учебники и прочитайте правило. (Работа по учебнику) -Что нового узнали ещё из правила? - Что запишем в карточку – запоминалочку? - Какую задачу мы выполняли? Кому было трудно? - Над какой задачей нам надо ещё поработать? - Приступаем к выполнению этой задачи. | Читают грамматическую сказку. В русском языке три рода. Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода. Записывают правило в карточку. Да. Учащиеся, кому было трудно при выполнении этого задания, должны просигналить учителю: поднимают руку. Научиться определять род имён существительных. Учащиеся высказывают свои предположения. Читают текст на карточке. С помощью слов – помощников принцесса быстро научилась определять род имён существительных. Он - мой, она – моя, оно – моё. С помощью слов – помощников можно определять род имён сущ. Работают по учебнику. По родам имена существительные не изменяются, т.е. род - это постоянный признак имён существительных. Каждое существительное может быть только мужского рода, женского рода, среднего рода. Род имён существительных – постоянный признак. Мы учились определять род имён сущ. Учащиеся, кому было трудно при выполнении этого задания, должны просигналить учителю: поднимают руку. Применять новое знание при выполнении заданий. |
Первичное закрепление с проговариванием в внешней речи | - Предлагаю выполнить следующее задание: определите род у имён существительных, используя правило. Дорога, село, земля, волк, цветок, весло. - Следующее задание в паре: дополнить каждый столбик именами существительными. Придумать и записать по одному существительному на каждый род. женский род мужской род средний род песня пол молоко деревня дом ведро ….. …… ……. - Оцените работу в парах. | Выполняют задание по цепочке, громко проговаривая правило определения рода имён сущ. Работают в паре. Оценивают работу в парах. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Распределите слова на 3 группы по их роду. Лето, щенок, звезда, ключ, мама, зима, окно, утро, пароход. - Проверьте себя по слайду. - Просигнальте, кому было трудно. | Распределяют и записывают слова в три столбика по их родам. Оценивают себя по эталону. |
Включение в систему знаний и повторение | - Выполните задание на карточке: вписать пропущенные слова в пословицы и определить у этих слов род. Волков бояться в ….. не ходить. Труд человека кормит, а …..портит. Скучен …… до вечера, коли делать нечего. Вся …….. на месте, так и душа на месте. Язык болтает, а ……… не знает. - Проверьте себя по слайду. - Оцените себя. - Игра « Круговая почта»: многие из вас, наверно, получали письма и сами их писали. Сейчас, мы проведём игру. Первый ученик определяет род первого слова и передаёт карточку следующему ученику. Следующий должен проверить правильно ли определил род имени существительного его сосед и определяет род следующего слова. И так до конца, пока не дойдём до последнего ученика. | Выполняют задание на карточках. Проверяют себя по эталону. Оценивают знаками: «!»– всё выполнено правильно, без ошибок; «+» - есть 1 – 2 ошибки; «?» - выполнено неправильно, 3 и более ошибок. Играют в игру, проверяя свои знания. |
Рефлексия учебной деятельности | - В роли кого вы сегодня выступали? Что исследовали на уроке? - Какие задачи ставили перед собой? Выполнили ли их? - С какими затруднениями столкнулись на уроке? Смогли преодолеть их? - Чему научились на уроке? - Что записали в карточку – запоминалочку? Сделайте общий вывод. - Понравился ли вам урок? Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки знаний. Поставьте человечка ( то есть себя) на ту ступеньку лесенки, на которой вы сейчас находитесь по нашей сегодняшней теме. На листе ватмана нарисована лесенка. Первая ступенька лесенки – я не понял, надо постараться; Вторая ступенька – я понял, но не уверен в своих силах; Третья ступенька – я понял, хорошо усвоил тему, но могу лучше; Четвёртая ступенька – я понял, могу помочь другим. - Посмотрите на нашу лесенку знаний и скажите, кто из вас смог подняться на самую высокую ступеньку? - Вернёмся к нашему девизу урока « С малой удачи начинается большой успех»: кому сегодня на уроке улыбнулась удача? А у кого был большой успех? - Я думаю, что сегодня, испытав маленькую удачу нас ждёт большой успех в будущем. Ведь тайны русского языка ещё не все раскрыты. - Урок окончен. Всем спасибо за работу. Молодцы! - Домашнее задание на выбор: 1. выписать из словаря по 5 имён существительных каждого рода. 2. нарисовать по 3 предмета каждого рода. 3. записать по 4 имени существительных каждого рода к каждой группе: - одежда - школа - фрукты и овощи | Мы сегодня на уроке выступали в роли исследователей. Исследовали род имён существительных. Со всеми поставленными задачами справились. Результат достигнут, хорошо выполнили самостоятельную работу. Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке по лесенке знаний. Несколько учащихся комментируют свой выбор. Выбирают домашнее задание по уровню сложности. |