2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Род имён существительных».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (УУД) |
Организационный момент | Приветствие учащихся. Подготовка к организованному началу урока. – Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство. – Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы). Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. Какими качествами должны обладать детективы? Быть очень внимательным Должен уметь все слышать и видеть. | Личностные: |
Проверка домашнего задания | Экспресс-опрос «Подготовка детективов»: Прием "верно - неверно" (если ответ правильный учащиеся поднимают вверх правую руку, если нет, то остаются неподвижными). Имя существительное - это часть речи? (Да!) Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!) Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!) Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!) Имена существительные обозначают предмет? (Да!) Мальчик, девочка- одушевленные существительные? (Да!) Книга, портфель - неодушевленные существительные? (Да!) Петербург, Россия - нарицательные существительные? (Нет!) Газета, море - собственные существительные? (Нет!) | Регулятивные: |
Мотивационный этап. | Прием «Нестандартный вход в урок» . Ребята, в наше детективное агентство поступило какое-то странное смс - сообщение. «Просим разобраться…Всё перемешалось… …Существительные… Женский…захватил шпиона …Средний ...вторгается в чужие владения… Мужской меняет внешность…Самозванцы…» Что бы это значило? Необходимо провести тщательное расследование. Ребята, вы согласны помочь мне? Тогда начинаем действовать, мои юные коллеги! | Коммуникативные: Познавательные: |
Этап актуализации субъектного опыта учащихся | Прием «Проблемная ситуация»; Расследование начинается. Составляем «Фоторобот». Задания выполняются в группах. Перед вами слова. Запишите их, распределяя в 3 столбика. стол, зима, облако, поле, башня, дело, дядя, солома, яблоко, север, улица, рисунок, посуда, платок, море, дедушка. Подумайте, по какому принципу вы будете распределять слова. Обоснуйте свою точку зрения. | Личностные: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему; умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения; Познавательные: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта; формирование умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы; Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений; Коммуникативные: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения; |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности | Прием «Корзина идей»; По какому признаку вы распределяли слова в столбики? (род, склонение) Можно ли выделить окончания в каждой из групп? Какие это окончания? Что можно определить по окончанию имен существительных? Прием «Мозговой штурм»; Итак, у нас возникло несколько версий: Падеж, число, склонение, род? А как быть, если окончания совпадают? Что нельзя определить только по окончанию имен существительных? (Род) Прием «Необъявленная тема» Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, сформулируйте тему и цели урока. Вспомните, что вы знаете по этой теме. Что нам нужно ещё узнать или чему научиться? | Регулятивные: Познавательные: Личностные: Личностные: Коммуникативные: Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем; формировать умения ставить цель деятельности; |
Динамическая пауза | Учитель говорит слова Если произносит слово м.р, приседают мальчики, женского - девочки, среднего - все хлопают в ладошки. Слон, окно, тетрадь, парта, имя, дядя, цирк, скворец, птица. | |
Этап осуществления первого пробного действия | Следственный эксперимент «Род имен существительных» Как же мы определяем род имен существительных? Предложите ваши версии. Составляем алгоритм. Ставлю существительное в начальную форму (И.П., Ед.ч, Кто?, Что?) Заменяю местоимением он, она, оно или эта, это, этот. Делаю вывод. Давайте проверим, правы ли вы. СРЕДА, БРЕВНО, МЯЧ, ГВОЗДЬ, МОРЕ, ТРОПИНКА, ГОЛУБЬ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, УРОЖАЙ. Определяют род имен существительных по алгоритму. Каждая группа выполняет по 3 слова. | Коммуникативные: Познавательные: Личностные: ориентация в социальных ролях и отношениях; умение выделить нравственный аспект поведения; готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: |
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | Прием «Проблемная ситуация»; «Новые улики» А теперь посмотрите на слайд. ТЮЛЬ, ВУАЛЬ, МОЗОЛЬ Попробуйте по алгоритму определить род этих имен существительных. Получается? Нет? | Осуществляемые действия: осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов (Р) Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в парах, группах (Р) |
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | Прием «Мозговой штурм»; Как же быть в такой ситуации? Какие у вас версии? (учитель фиксирует все варианты ответов на доске). Что поможет нам определить род этих слов? (толковый словарь). | Познавательные: Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. знание основных моральных норм работы в паре, группе. Коммуникативные: |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. | Посмотрим в словаре. 1 группа-тюль 2 группа-вуаль 3 группа-мозоль | Осуществляемые действия: развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (П) Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию (П) |
Первичное закрепление нового знания. | Сколько же способов определения рода имен существительных мы узнали? 2 способа (по алгоритму, по словарю). «Состязание детективов». Учитель вызывает к доске первого учащегося, а далее этот ученик вызывает следующего и оценивает его результат. Записывают словосочетание, определяют род имени существительного, объясняют орфограммы. Располагаться на ночлег, шепот в зарослях, высокие растения, тихий шорох, маленький росточек, сокращать урок, желтенький цыпленок, кривой шов. Прием «Найди соответствие»; Тренажер (презентация). Каждая команда выполняет по 3 слова, итого 9 учеников. | Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные: Коммуникативные: |
Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Учитель предлагает каждому учащемуся выполнить тест «+ или -». См таблицу.№ а. Сидящие рядом ученики меняются листочками и проверяют работы друг у друга. Таблица №а. № | Вопросы | + или - | 1 | Существительные имеют форму м.р, ж.р., ср.р. | + | 2 | Пальто –ср.р | + | 3 | Мороженое –м.р | _ | 4 | Ящик-м.р. | + | 5 | Картина –ср.р | _ | | | | Если останется время интерактивный тренажер. | Личностные: Регулятивные: самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; умения структурировать знания, построение логической цепи рассуждений; |
Включение в систему знаний и умений. | Прием «Толстые и тонкие вопросы»; На экране картинки Плакса Неряха Работяга Как вы думаете? Какого рода эти слова? Можно ли так назвать и мальчика, и девочку? Какого же определить род? Об этом мы поговорим на одном из следующих уроков. | Регулятивные: Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: |
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Рефлексия учебной деятельности ( ментальная карта и прием незаконченного предложения) Сегодня я узнал… Теперь я могу… Урок для меня показался… Было трудно… Рефлексия чувств и эмоций (прием мимика) Дети работают в оценочных листах: Выбирают рисунок, который соответствует их настроению. (отмечают знаком +)   | Регулятивные: |
Постановка домашнего задания и подведение итогов урока | Параграф 92, упражнение № 502 ИЛИ Выписать из толкового словаря по 5 слов каждого рода, составить 3-5 предложений. | Познавательные: отработка алгоритма по изученной теме, творческая переработка изученной информации, поиск в словарях, в сети Интернет; развитие и углубление потребностей и мотивов учебно – познавательной деятельности, применение методов информационного поиска Коммуникативные: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний; формирование умений точно и полно выражать свои мысли; |
| | |
| | |
| | |