СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Жизнь в морях и океанах"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Жизнь в морях и океанах"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Жизнь в морях и океанах"»

Технологическая карта урока

Класс: 5

Предмет: Биология

Тема:  Жизнь организмов в морях и океанах

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель:  изучить виды организмов, обитающих в морях и океанах; рассмотреть особенности строения организмов разных глубин;

Задачи:

Предметные: овладение представлениями о жителях морей и океанов, об их разнообразии, особенностях условий обитания и приспособлении животных к ним.

Метапредметные: решение проблемных задач, готовность к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в классе, способность развития умений составлять таблицу, связный рассказ о животных по плану.

Личностные: понимание многообразия животного мира.

Критерии достижения цели урока:

  • владение умениями мыслительной деятельности;

  • готовность к совместной творческой деятельности и восприятие  помощи в познавательной деятельности;

  • гуманность взаимных отношений в коллективе;

Условия обеспечения учебной деятельности:

УМК:

- Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

- Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

- Методические пособия:

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Используемая технология:  технология проблемного обучения, технология группового обучения.

Метод обучения  работы: частично-поисковый (эвристический)















Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Орг. момент

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Будем вместе мы читать,

Слушать, думать, размышлять,

Цель урока постигать.

Приветствуют друг друга.

Коммуникативные: умение выражать свои чувства.

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.






Что вы видите на слайде? Правильно, это вид Земли из космоса. Какой цвет преобладает? (синий, голубой) А почему? (обозначает водоемы на планете — океаны и моря)

Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета Океан.

Спят четыре океана

Синеглазых великана.

Солона у них водица,

Не удастся ей напиться.

Тихий океан к востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на Запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к Югу

Занимает синий угол.

А для Северных сторон

Ледовитый шлёт поклон. (М.Погарский)


Посмотрите на следующий слайд и скажите, для чего нужны эти объекты. Как они используются?



Кто готов назвать тему нашего урока?




Сформулируйте цель нашего урока.




Какие знания, полученные на прошлых уроках, нам помогут? (приспособленность, среды жизни, экологические факторы и др.)

А чему мы должны научиться на этом уроке?




Отвечают на вопросы учителя.







Слушают учителя.





Рассмотрев слайд, определяют, что изображенные объекты необходимы для погружения в воду, чтобы изучать подводный мир.


Формулируют тему урока (Жизнь организмов в морях и океанах)

Постановка цели урока.(Изучить/познакомиться/рассмотреть организмы морей и океанов)





Личностные:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.


Коммуникативные:  умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя



Регулятивные :

- определять цели и задачи урока

3) Первичное усвоение новых знаний.

Создает игровую ситуацию. Организует работу в группах — экспедициях.

Чтобы достичь нашей цели, мы должны совершить очередное путешествие в загадочные водные просторы.

Море, а точнее Мировой океан покрывает 2/3 земного шара, содержит 97% всей воды на Земле. Для миллионов удивительных существ море - родной дом. Дом не простой - многоэтажный. Давайте пройдем с вами по этажам этого дома и познакомимся с его обитателями.


В этом нам помогут ученые флоры, фауны и океанографы.

В каждой экспедиции выберите данных ученых.

Что будут изучать ученые флоры (на слайде эмблема) (растительный мир океана)

-//-//-//- ученые фауны (на слайде эмблема) (животный мир океана)

А океанографы будут изучать условия, в которых обитают организмы.

Вам будут помогать:


-«мудрецы» - это ваши учебники.


Нам необходимо совершить экспедиции на все этажи Мирового океана:

-мелководье

-толща воды (открытые воды)

-глубоководье.

Делятся на 3 группы:

-ученые фауны

-ученые флористы

-океанографы.


Выбирают консультанта, который будет оценивать работу в группе.
















Работают в группах, используя методические материалы  и учебник.

Познавательные:

— определять существенные признаки объекта.

- работать с информационными текстами

- объясненять значения новых слов.

- сравнивать и выделять признаки обитателей морей и океанов,

- использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.



Коммуникативные :

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группе;

- работать в группах по обсуждению проблемы

-слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.



Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;


Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Физминутка: «Карась, акула, камбала»

4) Первичная проверка понимания.

Парад проектов 10 минут.

Защита проектов с указанием  причинно-следственных связей.

Познавательные:

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

Личностные:  потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

5) Первичное закрепление.


Итак, что мы сегодня изучали?

Что узнали нового?

Достигли мы цели урока?

Чему научились?

Какие вопросы возникли у вас, что не ясно?



Отвечают на вопросы.











Коммуникативные:  умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Логические:

построение логической цепочки  рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений.

Регулятивные:

оценка качества усвоения пройденного материала.

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Домашнее задание.

Изучить параграф 23. Проработать вопросы стр.103

Творческое задание на выбор:

1. Развернутый ответ на вопрос «Есть ли жизнь в Марианской впадине (11022 км)?» (письменно)

2. Нарисовать листовку «Не загрязняйте воду».

Слушают учителя, записывают в дневник домашнее задание, выбирают творческое задание.


7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Посмотрим, какой сегодня получился у нас аквариум?

Но самая важная проблема океанов и морей - это экологическая проблема и решать ее уже не обитателям "нашего многоэтажного дома", а нам - людям.

Нельзя допустить, чтобы исчезли прекрасные разноцветные рыбы, огромные киты, причудливые осьминоги, веселые дельфины - удивительные существа, о которых мы говорили на нашем уроке.

На интерактивной доске заполняют пустой аквариум рыбами соответствующего цвета:

красного -  усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе.

Синего - Если вам нужно еще повторить или прочитать.

Зеленого — плохо усвоили материал урока.

Личностные:

Самооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

КоммуникативныеУмение выражать свои мысли

ПознавательныеРефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности