Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Первый этап: работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения)- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Второй этап: работа во время чтения текста:
После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного.
При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.
Третий этап: работа с текстом после чтения:
коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.
Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).
Технология групповой работы.
Применение групповой работы на уроках чтения удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся самостоятельно готовят костюмы, выступление.
Формы работы с литературным произведением.
На уроках литературного чтения создаются проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.
Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.
Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».
Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.
Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения используются элементы драматизации.
Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.
В ходе работы было замечено, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляли высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.
Виды уроков литературного чтения:
1. Уроки-исследования текста.
2. Уроки-игры, путешествия.
3. Интегрированные уроки.
4. Внеклассные мероприятия и конкурсные программы. (Литературные викторины, конкурсы, праздники).
5. Уроки-проекты.
6. Обобщающие уроки.