ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ
СХЕМ И ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ
Содержание современного образования, Государственный стандарт в том числе по истории, требуют все большей интенсификации обучения. Для этого, в свою очередь, необходима активизация учебной деятельности. А это влияет на развитие мышления, волевой сферы и других способностей личности.
Использование технологии интенсификации обучения по В.Шаталову позволяет во многом решить задачи, которые стоят перед историческим школьным образованием.
Основные принципы и подходы системы, которые могут использовать учителя истории:
- Многократное повторение, поэтапный контроль, достаточно высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, применение опор.
- Личностно ориентированный подход.
- Бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспектив для исправления, роста, успеха.
- Соединение обучения и воспитания.
Особенности обучения
- Материал вводится крупными дозами, порциями.
- Поблочная компоновка материала.
- Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.
Одной из составляющих технологии является использование опорного конспекта. Это наглядная схема, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала, система опорных сигналов в идее краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В нём вводятся и разъясняются все базисные понятия и методы. Даются иллюстрирующие примеры, контрольные вопросы для самопроверки, решаются типовые задачи. Материал располагается в той же последовательности, что и на лекциях, но без доказательств. Второстепенные вопросы опущены. Опорный конспект целесообразен для первичного, быстрого ознакомления с курсом, а далее нужно продолжить изучение отдельных тем теории по учебнику, где все изложено с достаточной полнотой и доказательно. Опорный конспект полезен и для закрепления изученного материала, для восстановления в памяти самого важного учебного материала. Особенно важен опорный конспект в старших классах, где объем достаточно велик.
Возможны следующие этапы в работе с опорными конспектами (ОК):
- устное объяснение материала учителя с использованием традиционных и нетрадиционных методик,
- объяснение учителя по ОК,
- повторение ОК с учениками,
- чтение учебника (в школе и дома),
- домашнее задание: запоминание и воспроизведение материала ОК
- воспроизведение учебного материала учениками на следующем уроке (как в форме устных ответов, так и письменно, по памяти).
Итак, вначале происходит изучение учебного материала в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью и др.), повторное объяснение по опорному конспекту; кратное обозрение по ОК; индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам конспекта.
Затем школьники «отрабатывают» этот же материал дома (опорный конспект + учебник + помощь родителей).
Учащемуся дается памятка «Как работать над опорным конспектом»:
1. Вспомни объяснение учителя, используя конспект;
2. Прочти заданный материал по книге;
3.Сопоставь прочитанное с конспектом;
4. Расскажи материал учебника с помощью конспекта;
5. Вспомни наизусть конспект как опору рассказа;
6. Воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.
Первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, учитель проверяет работы по мере поступления; одновременно идет «тихий» опрос; после письменной работы - громкий опрос.
Устное проговаривание опорного конспекта - необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении происходит во время различных видов опроса.
Затем - Второе повторение - обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля; публикация списков зачетных вопросов заранее; подготовка; использование всех видов контроля (у доски, «тихого», письменного и др.); взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.).
В чем позитивные моменты использования данной методики?
1. Формируются навыки смысловой переработки текста, у школьников развивается культура умственного труда.
2. В процессе обучения создается благоприятный психологический климат, формируется внутренняя мотивация к учебному труду.
3. Многовариантное повторение учебного материала позволяет лучше запоминать и систематизировать изученный материал, а также дает возможность проверить знания ученика любому родителю, делая процесс обучения «прозрачным», устраняя трения между семьей и школой.
4. Знание школьником своего уровня развития, критериев выставления оценок повышает его общую работоспособность, приводит к постепенной ликвидации подсказок, списывания, устраняет вялость речи. Этому способствует циклическая отработка умений и навыков, открытый учет знаний, гласность оценивания, реальная возможность исправления нежелательной оценки. Кроме того, постоянно поддерживается чувство уверенности в успехе. Важным элементом достижения результативности является ежедневная, постоянная, гласная, поэтапная система контроля. Постоянное повторение и закрепление учебного материала воспринимается школьниками как забота о качестве их знаний. Такая система оценки труда учителя и ученика, основанная на объективности и бесконфликтности, составляет самое главное психологическое звено описываемой методической системы.
5. ОК дает школьнику представленный в символической форме план устного рассказа по изученному материалу. Это очень важно. Ученику не надо держать в голове план выступления, его ответ предвосхищается слушающими.
Таким образом, вся работа направлена на стимулирование деятельности ученика и оказания ему помощи, на облегчение усвоения изучаемого материала с эффектом значительного повышения работоспособности и психологической активности. Налицо эффективные воспитательные результаты:
* каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;
* возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;
* формируются ответственность, честность, товарищество.
6. Учитель видит результаты своего труда, ощущает свою востребованность, что стимулирует развитие и его творчества.
Далее приводится перечень сокращений, используемых учителем истории при составлении ОК и опорные конспекты по некоторым курсам старших классов.