СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология. Обслуживающий труд.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по Технологии для 8 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

Просмотр содержимого документа
«Технология. Обслуживающий труд.»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

______________

/Т.Ю. Юшкова/

«___»________ 2015 г.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Кировска»

МБОУ «СОШ № 5 г. Кировска»



Рабочая учебная программа







По предмету Технология. Обслуживающий труд.

Класс 8

Всего часов по дисциплине 68 в соответствии с учебным планом школы

Учитель Кубасова Светлана Игоревна









г. Кировск

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус рабочей программы.

Рабочая программа по Технологии для 8 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • региональный базисный учебный план Мурманской области и Приказ № 1614 от 30.08.2011 г. «О внесении изменений в Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования»

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • требования СанПиНа к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821 - 10


Структура рабочей программы.

Рабочая программа включает в себя 4 раздела:

  • Пояснительная записка.

  • Основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса

  • Календарно-тематическое планирование с включением требований к уровню подготовки учащихся.

  • Информационно-техническое обеспечение программы.


Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии.

Для направления «Технология. Обслуживающий труд» базовыми являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария», «Технология ведения дома», «Творческий проект», «Электротехнические работы», «Современное производство и профессиональное образование». Программа ориентирована на приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков, На всех занятиях рассматриваются вопросы технологии обработки различных материалов, знакомство с их технологическими и потребительскими свойствами, приемы оформления интерьера, приемы художественного рукоделия.

Основным предназначением образователь­ной области "Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, си­стемы технологических знаний и умений, вос­питание трудовых, гражданских и патриотичес­ких качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентирован­ного мировоззрения. Образовательная об­ласть «Технология" является необходимым компонентом общего образования школьни­ков, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

Обучение учащихся технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащих­ся. Приоритетными методами являются упраж­нения, лабораторно-практические, учебно-прак­тические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или про­ектных работ. Соответствующая тема по учебно­му плану программы дается в конце каждого го­да обучения. Вместе с тем методически возмож­но построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельнос­ти в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении создаваемого изделия.

Изучение технологии в основной школе на­правлено на достижение следующих целей:

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой дея­тельности по созданию личностно или обще­ственно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальны­ми умениями, необходимыми для поиска и ис­пользования технологической информации, про­ектирования и создания продуктов труда, веде­ния домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными при­емами труда;

развитие познавательных интересов, техни­ческого мышления, пространственного вообра­жения, интеллектуальных, творческих, коммуни­кативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, ак­куратности, целеустремленности, предприимчи­вости, ответственности за результаты своей дея­тельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехниче­ских и технологических знаний и умений в само­стоятельной практической деятельности.

Для достижения данных целей необходимо большое внимание уделить политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомление с информационными технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих применение одного из них;

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • умение перефразировать мысль. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, чертеж, технологическая карта и т.д.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по Технологии издательства «Вентана - Граф». Авторы: Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и др./под ред. В.Д. Симоненко. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Программа:

1. Рабочая учебная программа составлена на основе Программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» Хохловой М. В., Самородского П. С.,Синица Н. В., Симоненко В.Д., опубликованной в сборнике «Технология. Программы начального и основного общего образования» под ред. Симоненко В. Д. -М.: «Вентана-Граф», 2010)


Учебники:

Технология. 8 кл. Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и др./под ред. В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2010. Допущено Министерством образования РФ.

Пособия

1. Маркуцкая С.Э. «Тесты по технологии 5-7 классы»

2. Маркуцкая С.Э. «Технология в схемах, таблицах, рисунках 5-9 классы»

3. Симоненко В.Д. Самородский П.С. Технология. «Методические рекомендации»

4. Парова Е.Н. «Уроки по курсу Технологии 5-9 классы»

5. Марченко А.В. «Настольная книга учителя технологии»

Данный УМК содержит обязательный минимум образования по Технологии.


П. Основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса

(Приложение к образовательной программе МБОУ «СОШ № 5 г. Кировска» по Технологии)

Распределение учебного материала в 8 классе.

В соответствии с Примерной программой основного общего образования по Технологии на второй ступени обучения распределение учебного материала соответствует таблице:

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КЛАССАМ



Наименование раздела

Количество часов по классам



5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

ВСЕГО

1

Вводный урок

1

1

1

1

0

4

2

Кулинария

2.1. Культура питания

2.2. Технология приготовления блюд

2.3 .Домашние заготовки

2.4 .Творческое задание

18

1

11

2

4

18

1

11

2

4


18

1

11

2

4

0

0

54

3

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

3.1. Основы материаловедения

3.2. Бытовая швейная машина

3.3.Конструирование и моделирование

3.4. Раскройные работы

3.5. Технология швейных работ

3.6.Декоративно–прикладное творчество

38


4

4

4

2

12

12

32


4

2

4

2

8

12

30


2

2

4

2

8

12

16


0

0

0

0

0

16


0


0

0

0

0

0

0

116

4

Технологии ведения дома

4.1.Уход за одеждой и обувью

4.2. Интерьер жилых помещений

4.3.Санитарно – технические работы

4.4. Ремонтно – отделочные работы

4.5. Семейная экономика

6

4

2

0

0

0

6

2

2

2

0

0

6

2

2

0

2

0

16

0

0

0

0

16

0

34

5

Электротехнические работы

5.1. Электротехнические работы

5.2.Радиоэлектроника

5.3.Цифровая электроника ЭВМ

0

0

0

20

20

0

0


0

0

0

0

20

6

Проектирование и изготовление изделий

7

11

13

17

0

48

7

Современное производство и профессиональное образование

7.1 Основы профессионального само­определения. Классификация про­фессий

7.2 Человек и профессия

7.3 Слагаемые выбора профессии

7.4 Профессиональная проба и ее роль в профессиональном само­определении

7.5 Творческий проект «Выбор про­фессии»



0

0

0

0

34


9


8

6

1

10


34

8

Черчение и графика

0

2

2

0

0

4


Итого

70

70

70

70


34

314



В соответствии с Региональным учебным планом на изучение Технологии введено дополнительно 1 часа.

В связи с введением дополнительных часов на изучение Технологии в распределении учебного материала произошли следующие изменения

Наименование раздела

Количество часов

1

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

18

2

Электротехнические работы

20

3

Технология ведения дома

14

4

Проектирование и изготовление изделий

16

Итого


68


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС


Тема урока

Требования к уровню подготовки

Сроки проведения

Вид урока

1-2

Инструктаж по ОТ. Семья как экономическая ячейка общества.

Знать понятия домашняя экономика, технология, семья.

Уметь определять функции семьи в обществе и в экономическом пространстве

1 неделя сентября

Лекция с элементами беседы. Практикум

3-4

Потребности семьи.

Знать потребности семьи, материальные и духовные потребности

Уметь классифицировать человеческие потребности и выстраивать иерархическую лестницу;

-верно оценивать и сочетать личные потребности и возможности при помощи тестов и социоматрицы

2 неделя сентября

Беседа с элементами дискуссии

5-6

Информация о товарах. Торговые символы, этикетки и штрихкод.

Знать понятия маркировка, этикетка, вкладыш, штрихкод.

Уметь читать штрихкод.

3 неделя сентября

Беседа с элементами дискуссии. Практическая работа

7-8

Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета. Использование ИКТ.

Знать понятия бюджет семьи, доходы и расходы семьи, налоги.

Уметь определять структуру семейного бюджета;

-рассчитывать плату за коммунальные услуги

4 неделя сентября

Беседа. Решение экономических задач. Лабораторная работа

9-10

Расходы на питание.

Знать требования к рациональному питанию;

-значение пищевых веществ в жизни человека. Уметь ориентироваться в соответствии со своими возможностями в ассортименте товаров общественного питания;

- правильно составлять меню взрослого человека в день, оценивать стоимость питания обучающегося за неделю

1 неделя октября

Беседа. Лабораторная работа

11-12

Сбережения. Личный бюджет.

Знать понятия накопления, сбережения. Уметь разделять постоянные, переменные и непредвиденные расходы;

-самостоятельно вести личную книгу доходов и расходов

2 неделя октября

Беседа. Практическая работа

13-14

Экономика приусадебного (дачного) участка.

Знать понятия приусадебный участок, себестоимость продукции.

3 неделя октября

Беседа с элементами дискуссии. Практическая работа

15-16

Электрическая энергия и её использование. Электрический ток. НРК. Использование Интернета и ИКТ.

Знать понятие «комплектующая арматура».Уметь в устной форме излагать основные сведения о понятиях электрический ток, электричество;

-дать определение понятиям электричество, электрический ток;


4 неделя октября

Лекция с элементами дискуссии.

17-18

Электрические цепи и схемы.

Уметь в схематичной форме объяснить принцип действия электрического тока

1 неделя ноября

Лекция с элементами дискуссии. Работа со схемами, таблицами, наглядными пособиями

19-20

Параметры потребителей и источника электроэнергии. Электроизмерительные приборы.

Знать правила пользования электроизмерительными приборами

2 неделя ноября

Лекция с элементами дискуссии.

21-22

Электробезопасность на уроках технологии. Организация рабочего места для электротехнических работ.

Знать принципы работы и использования средств защиты и правила ТБ при электротехнических работах;

-оказание первой помощи при поражении током

3 неделя ноября

Лекция с элементами дискуссии.

23-24

Электрические провода и их соединение.

Знать понятия разъемные и неразъемные соединения проводов, сращивание, припой, флюс, канифоль, лужение.

4 неделя ноября

Лекция с элементами дискуссии. Работа со схемами, таблицами, наглядными пособиями

25-26

Монтаж электрической цепи.

Знать понятия скрутка, зарядка арматуры, оконцевание проводов Уметь читать простые электрические схемы.

1 неделя декабря

Лекция с элементами дискуссии. Работа со схемами, таблицами, наглядными пособиями

27-28

Электромагниты и их применение.

Знать понятия магнитное поле, электромагнит, электромагнитное реле

2 неделя декабря

Лекция с элементами дискуссии. Работа со схемами, таблицами, наглядными пособиями

29-30

Электрическое освещение. Использование Интернета и ИКТ.

Знать понятия тепловые источники света;

- электродвигатели и пути экономии электроэнергии

3 неделя декабря

Лекция с элементами дискуссии.

31-32

Бытовые электронагревательные приборы.

Знать правила пользования электронагревательных электроприборов;

-устройство современной лампы накаливания. Уметь рассказать о принципе работы биметаллического

терморегулятора

4 неделя декабря

Лекция с элементами дискуссии.

33-34

Двигатели постоянного тока. Электроэнергетика будущего. Использование

Интернета и ИКТ.

Знать о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и человека

3 неделя января

Беседа. Практическая работа

35-36

Художественное творчество. Подготовка к вышивке гладью.

Иметь представление об истории возникновения вышивания. Знать основные виды и приемы вышивки;

- требования к ткани, к ниткам для вышивания

4 неделя января

Лекция с элементами дискуссии. Практическая работа

37-38

Техника владимирского шитья. НРК

Знать об истории возникновения техники владимирского шитья.

- требования к ткани, к ниткам для вышивания Уметь выполнять гладь «вприкреп», накладные сетки, шов «кисточка»

1 неделя февраля

Беседа. Практическая работа

39-40

Белая гладь. НРК. Использование Интернета и ИКТ.

Знать требования к ткани, к ниткам для вышивания Уметь выполнять шов «шнурочек», настил, «горошинки», «лапочек» и «листиков»

2 неделя февраля

Беседа. Практическая работа

41-42

Атласная и штриховая гладь.

Знать требования к ткани, к ниткам для вышивания. Уметь выполнять атласную и штриховую гладь

3 неделя февраля

Беседа. Практическая работа

43-44

Швы «узелки» и «рококо».

Знать требования к ткани, к ниткам для вышивания . Уметь выполнять простейшие ручные швы

4неделя февраля

Беседа. Практическая работа

45-46

Двусторонняя гладь. НРК

Знать требования к ткани, к ниткам для вышивания. Знать технологию выполнения двусторонней глади

1 неделя марта

Беседа. Практическая работа

47-48

Художественная гладь.

Знать требования к ткани, к ниткам для вышивания. Уметь пользоваться материалами и инструментами

2 неделя марта

Беседа. Практическая работа

49-50

Вышивание натюрморта.

Знать требования к ткани и ниткам для вышивания;

- основные понятия «натюрморт», «пейзаж»

3 неделя марта

Беседа с элементами дискуссии

51-52

Вышивание пейзажа. Использование ИКТ.

Знать требования к ткани и ниткам для вышивания.

4 неделя марта

Беседа с элементами дискуссии

53-54

Понятие «проектирование», составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия.

Знать понятие «проектирование», составляющие проектирования. Уметь выбирать посильную и необходимую работу;

-аргументировано защищать свой выбор;


1 неделя апреля

Лекция с элементами дискуссии

55-56

Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия.

Уметь делать эскизы и подбирать материалы для выполнения изделия;

-пользоваться необходимой литературой

2 неделя апреля

Практическая работа

57-58

Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия.

Уметь конструировать и моделировать;

-выполнять намеченные работы

3 неделя апреля

Практическая работа Контроль выполнения

59-60

Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных изделий.

Уметь конструировать и моделировать;

-выполнять намеченные работы

4 неделя апреля

Практическая работа Контроль выполнения

61-66

Выполнение творческого проекта.

Уметь конструировать и моделировать;

-выполнять намеченные работы

1 неделя мая –3 неделя мая

Практическая работа Контроль выполнения

67-68

Защита проекта.

Уметь презентовать проект, используя описание изделия и его назначение

4 неделя мая

Защита проекта


Формы и средства контроля:

1. Фронтальный опрос

2. Индивидуальный опрос

3. Решение ситуативных задач

4. Индивидуальная беседа

5. Проверка практического задания

6. Проверка творческого задания


1У. Информационно-техническое обеспечение программы

1. CD-ROM "Вышивка крестом. Уроки рукоделия" ЗАО "Новый диск" 2007 год.

2. CD-ROM "Текстильное творчество" ЗАО "Новый диск" 2007 год.

3. CD-ROM "Женское рукоделие. Энциклопедия." ООО "Меридиан" 2003 год.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Основные Интернет-ресурсы

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru – портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru

http://www.1september.ru –издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Список литературы

1. Киселёва Е.А., Павлова О.В., и др./ Технология 5-11 классы (вариант для девочек) Развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко Волгоград: Учитель, 2010

2. Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. Сборник нормативно–методических материалов по технологии. –М.: Вентана – Граф, 2007

3. Хохлова М.В., Самородский П.С., Синицина Н.В. и др / Технология: программы начального и основного общего образования. – М.: Вентана –Граф,2010

4. Райзберг Б.А., Основы экономики и предпринимательства: учеб. пособие для общеобразовательных школ, лицеев / Б. А. Райзберг. – М., 1992.



15