СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Технология обучения оптимальному чтению младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология обучения оптимальному чтению (В.Н.Зайцев)

Просмотр содержимого документа
«"Технология обучения оптимальному чтению младших школьников"»

Тема: «Технология обучения оптимальному чтению

 в начальной школе»

Бойко Алла Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ «Гимназия №5», г. Севастополь

«Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития»

В.А. Сухомлинский

Научить детей выразительному, беглому, осознанному чтению – вот та  задача, которую обязательно должна решать именно начальная школа. Новый образовательный стандарт ориентирован прежде всего  на результат. Теперь главной целью образования является развитие личности ученика, формирование у него умения ориентироваться в больших объемах информации, правильно ставить образовательные цели, адекватно оценивать полученный результат, а в конечном итоге  всё это приведёт к умению  учиться,   а оно невозможно без осознанного  чтения.

 В современном мире резко изменились условия обучения. Известно, что количество новой информации удваивается каждые 2 года, поэтому многие знания быстро теряют свою актуальность.

Проблема формирования качественного чтения – одна из самых острых проблем школьного образования,  и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, который учится читать. Современные социальные условия предъявляют совсем другие, не такие как в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Ученик, читающий 60 слов в минуту, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, может «утонуть» в огромном потоке информации. Надеяться на то, что с годами качественное, сознательное чтение придёт само, конечно, не стоит. Дети младших классов находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться выработки оптимальной скорости чтения, именно эти дети могут получить  все резервы  для  повышения техники чтения.

Актуальность опыта обусловлена противоречиями, выявленными через практическое наблюдение. Первое: между возрастающей необходимостью в современном мире много читать и отсутствием интереса  детей к чтению; второе: между существующей в современном мире необходимостью формирования навыка осознанного чтения и несовершенством тех педагогических условий, при которых  может формироваться этот навык.

  Учителей-практиков, родителей сознательно волнует вопрос: как научить школьников читать быстро? Опыт показывает,  что обычно хорошо читают те школьники, которые читают много. Именно в процессе чтения развиваются оперативная память и устойчивость внимания. От степени развития этих психических процессов в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как такое чтение как средство извлечения информации не  всегда удобно  и рационально. При чтении “про себя” скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и учителя-практики сходятся во мнении, что большинству детей вполне может быть доступна скорость чтения 120 -150 слов в минуту. Как же научить ребенка осознанно и быстро читать, сформировать навык работы с разными типами текстов? Как учителю привести своих воспитанников  к пониманию смысла текста, к запоминанию и пониманию  условия математической задачи, грамматического правила и задания по русскому языку уже  при однократном чтении, как научить находить главное в  тексте  учебника по окружающему миру? Наконец, как сделать уроки чтения и сам процесс чтения интересными для учащихся? Естественно, каждый учитель задумывался над этими вопросами и  старался  решить  обозначенную проблему совершенствования навыков чтения, стремился к тому, чтобы уроки литературного чтения для каждого ребёнка были интересными, способствовали привитию любви  к чтению, давали  полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.

 Не секрет, что современные ученики читают неохотно и мало. Уроки литературного чтения считают  неинтересными. Существует несколько причин:

-    отсутствие интереса к чтению вообще;

-    большое количество  источников информации  кроме  чтения;

-    уменьшение количества времени на чтение.

И всё же  главной причиной  следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьника.

Изучив статистику, мы видим, что  в начальной школе умеют хорошо читать  не более 15% школьников, постоянно увеличивается количество детей, имеющих нарушения нервно-психического здоровья, которые в принципе неспособны  овладеть навыками чтения.

“Лучшая методика та, которой вы владеете, -  писал Л.Н. Толстой, но овладеть методикой совершенствования техники чтения должен каждый учитель, несмотря на возраст и  свой педагогический стаж».

Методика совершенствования техники чтения подразумевает использование современных педагогических технологий.  Сегодня мы остановимся на одной из них.



Технология обучения оптимальному чтению


Данная методика В.Н. Зайцева давно апробирована, стандартна, а в современных условиях актуальна  как никогда. Некоторые рекомендации - старые, давно известные. Другие отличаются новизной. Главное, что они полезны, легко применимы и   обязательно принесут положительный результат.

 Оптимальное чтение – это чтение  со скоростью разговорной речи, то есть в темпе 120 – 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие годы артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается оптимальное  понимание смысла прочитанного.

Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 85-90 слов в минуту на конец четвёртого класса. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи и поэтому возникает сомнение: не слишком ли занижен норматив?

Учителя, сторонники достижения к началу пятого класса оптимальной скорости чтения, осознают, что скорость чтения является одним из важных факторов,  влияющих на успеваемость. Учёные отобрали 40 факторов, влияющих на успеваемость; затем ввели их в тесты, анкеты, протестировали, проанкетировали около двух тысяч учеников – и оказалось, что существует причина номер один, значение которой на успеваемость гораздо сильнее, чем все остальные. Эта причина – скорость чтения. Описанный выше аргумент – не единственный в пользу совершенствования оптимального чтения.

Рассмотрим данный вопрос с  разных точек зрения.

Представим себе ученика 8 класса, который читает 60 слов в минуту. Для того, чтобы один раз прочесть тексты домашних работ, ему понадобится в среднем около трёх часов. Но при такой  низкой технике чтения он за однократное чтение не осмыслит прочитанное. Ему необходимо хотя бы три раза прочитать данные тексты, а это уже около 9 часов умственного труда. Если прибавить еще затраты времени на письменные работы и 5-6 часов, которые он пробыл в школе, то станет понятно, что 24 часа в сутки ему не хватит на то, чтобы выполнить всю домашнюю работу. Ученик, в итоге, обречен на неуспеваемость. И никакой самый лучший преподаватель не сможет ему помочь до тех пор, пока его не научат элементарному –  быстро и осознанно читать.

Вряд ли кто будет сомневаться, что воспитательное воздействие зависит от отзывчивости школьников. Было проведено исследование, каким образом меняется отзывчивость детей по годам обучения в школе. Выявлено, что в 5 классе отзывчивость у детей нарастает, в 6 классе становится ещё больше, а вот в 7 классе резко падает вниз, хотя в 8 классе такого падения уже не наблюдается. В  9 классе отзывчивость снова немного повышается. Возник вопрос: почему именно в 7 классе детская отзывчивость падает?  Методисты стали искать ответ на этот вопрос. Протестировали в разных учебных заведениях школьников, собрали данные об их успеваемости, посмотрели, что и как влияет  на отзывчивость, и, оказалось, что на отзывчивость оказывает большое влияние обязательность. Кроме того, обязательность и отзывчивость тесно взаимосвязаны. Затем  узнали факторы, влияющие на обязательность. Оказалось,  что обязательность  связана с успеваемостью. А на успеваемость  оказывает влияние скорость чтения. Если в начальной школе дети слабо читают, то в среднем звене, как правило, падает успеваемость.

Мы рассмотрели значимость оптимального чтения с разных точек зрения.  Думаю, что данные примеры убедили Вас в том, что оптимальное чтение действительно необходимо.

 Следовательно, можно сделать вывод, что ученик будет  успешным в старшем  звене, если скорость чтения  на начало среднего курса школы будет не ниже 120 слов в минуту. Но возможно ли это? Из курса психологии мы знаем, что разные дети имеют различный темперамент.

Дети-холерики  быстро говорят и быстро читают, а вот дети-флегматики, наоборот, медленно говорят и медленно читают. Как здесь быть? Известно, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе скороговорки – это примерно 170 слов в минуту.

Темп чтения детей-сангвиников совпадает с диапазоном оптимального чтения 120-130 слов в минуту. Можно сделать вывод, что холерики и сангвиники легко могут справиться с тем, чтобы выйти на уровень 120 слов в минуту. С флегматиками и меланхоликами дело обстоит иначе. Для таких детей вряд ли достижима такая скорость. Но не стоит опускать руки. Дело в том, что большинство наших детей являются холериками и сангвиниками. По данным Научно-исследовательского института психологии, более 90 % учеников относятся к этим двум категориям. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, то есть не более 3-4 человек в классе.

Следовательно, большинству школьников  вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой оптимальной скорости, какие резервы обучения здесь можно использовать?

Часто эту проблему решают очень просто: много читают. И сразу перед глазами картина: сидит  ученик над книгой, испытывая к ней неприязнь, тихо ненавидя её.

Но есть и другие пути повышения скорости  осознанного  чтения.

Один из путей - снижение наполняемости классов. Чем меньше в классе детей, тем больше вероятность того,  что учитель добьётся  средней скорости чтения 120 слов в минуту. При наполняемости же более 20 человек этот показатель  будет ниже. Однако уменьшение количества детей в классе – не единственный способ улучшить технику чтения.

Так же не стоит забывать, что выше техника чтения у детей из семей, где есть заинтересованность в результатах обучения. Вообще, культура чтения формируется в семье. Если ребенок часто видит читающего папу, маму с книжкой, он будет копировать их поведение, которое со временем станет привычкой.Когда же в классе дети из семей неблагополучных, неполных, результаты намного хуже.  В таких семьях часто кроме учебников вообще нет никаких детских книг. Дома эти школьники не читают. А если в классе есть дети с задержкой психического развития, то и результаты  будут соответствующие.

Но в таких классах просто необходимо проводить систематическую работу, о которой пойдёт речь ниже.

Изучив методическую литературу, я выбрала наиболее эффективные для моего класса приемы работы над формированием оптимального чтения.

1.Важна частота  чтения , а не длительность упражнений.

Память человека так устроена, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, то мы не должны проводить длинные по времени упражнения, а должны проводить работу короткими порциями, но с большой частотой. Не нужно усаживать ребенка-первоклассника, читать книжку до конца, на долгое время. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя работа проводилась тремя порциями по 10-15 минут. Продуктивность такой работы намного выше, чем выполнение задания в течение часа-полутора за один раз.

Что же мы часто наблюдаем? Родители усаживают ребёнка – первоклассника, у которого чтение вызывает затруднение, заставляют его прочитать текст за один присест. При низком темпе чтения, которым обладает данный ученик, ему необходимо большое количество времени, чтобы прочитать данное произведение. Это час – полтора очень трудной нудной работы. Родители в данной ситуации допускают большую ошибку, отбивая у ребёнка всё желание читать.

Родителям своих учеников уже на первых родительских собраниях я советую дробить чтение на несколько этапов. Читать по 10-15 минут несколько раз в день. Такая тренировка намного эффективнее, чем чтение за один присест.

2.Приём жужжащего чтения.

Что же такое «жужжащее» чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

Если учитель работает обычными методами и в неделю проводит 4 уроков чтения, то за неделю опросит каждого ученика не более 2 -3  раз. При этом ребёнок будет иметь время для тренировки  в чтении всего 2-4 минуты в неделю.

А что же дают пятиминутки?

Пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельная тренировка получается в объёме 100 минут. Сравните с 2-3 минутами при обычных методах.

Время тренировок увеличивается  почти в 50 раз!

4. Чтение перед сном – задание родителям.

Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.  Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий", т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

5.Режим щадящего чтения


Это режим, когда ученик читает 1-3 строчки текста, а после этого некоторое время отдыхает Данный приём обучения я рекомендую родителям, дети которых читают неохотно, с трудом. Очевидно, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают какие-либо трудности.

Здесь на урок опять может прийти на помощь мультимедийный проектор и тексты, выведенные на слайд. Слабочитающие дети могут прочитать вслух небольшой отрывок со слайда, а остальные продолжать чтение по книге. Вот вам и ситуация успеха!

6.Развитие оперативной памяти.

 На уроке часто можно наблюдать такую ситуацию. Ребенок медленно читает предложение, состоящее из 6–8 слов. Дочитав до четвёртого слова, забывает первое слово. Поэтому у него не получается уловить смысл предложения, он не может увязать все слова воедино.  В данном случае необходимо развивать оперативную память.

Улучшить оперативную память можно с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. Предложения можно заменить равноценными с одинаковым  количеством букв, так как их тематика, на мой взгляд, несколько устарела. В каждом из восемнадцати наборов содержится шесть предложений. Особенность этих предложений следующая: если первое предложение содержит всего два слова “Тает снег”– восемь букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из сорока шести букв. Длина предложений увеличивается постепенно, на одну или две буквы. Время работы со всеми наборами занимает примерно два месяца. За это время оперативная память увеличивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из сорока шести букв, т. е. из восьми-девяти слов. Теперь он легко понимает смысл прочитанного, чтение его захватывает, следовательно, и успеваемость стала намного лучше.

Работу со зрительными диктантами рекомендуют начинать во 2 полугодии 2 класса. Писать лучше на листках,  для того, чтобы дети не списывали. Листочки каждый раз сдаются, после проверки не возвращаются, положительные результаты доводятся до сведения школьников  устно.



Как проводить зрительные диктанты?

      Раньше наборы предложений записывались на доске и закрывались листом бумаги. Потом лист сдвигался вниз так, чтобы было видно только первое предложение, и ученики в течение нескольких секунд (время указано в таблице) читали про себя, стараясь запомнить первое предложение. По истечении определённого времени предложение стиралось, и ученики записывали его в тетрадях по памяти. Но в век  информационных технологий, когда у педагогов появилась возможность использовать на уроках компьютер, удобнее показывать такие наборы с помощью мультимедийного проектора.  На экране после щелчка мышью демонстрируется на несколько секунд первое предложение. Дети пишут данное предложение по памяти, потом щелчком мыши появляется следующее предложение и т. д. Все шесть предложений занимают примерно от четырёх до шести минут. Диктант повторяется изо дня в день до тех пор, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно быстро. Если кто-нибудь не запомнит предложение, можно попросить соседа ему прочитать.

 Каждый набор в среднем занимает три дня. Всего восемнадцать наборов. Значит, работа со зрительными диктантами займёт у Вас примерно два месяца. За это время у Вас есть возможность развить оперативную память школьников, но при одном, очень важном условии. Это условие надо соблюдать обязательно! Зрительные диктанты должны выполняться ежедневно. Если писать их от случая к случаю, нерегулярно, то такая тренировка ничего не даст.

Как правило, уже через месяц тренировок видны первые результаты в обучении оптимальному чтению: дети быстрее усваивают смысл предложения, с желанием  читают.

7.   Развитие поля зрения

Доказано, что во время чтения глаза находятся в одном из двух состояний: движения или остановки. Чтение текста происходит только в момент остановки глаз. Текст не воспринимается во время движения глаз. Беглость чтения ученика во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз и числом остановок. Следовательно, можно сделать вывод: быстрее читать – значит «шире глядеть», т. е. захватывать в поле зрения как можно больше слов. 

Значит,  для повышения скорости чтения необходимо:

·   уменьшить количество остановок глаз;

·  увеличить количество слов, воспринимаемых за одну фиксацию.

Средствами развития поля зрения могут являться различный игровой дидактический материал, например, числовые и буквенные карточки, которые я использую на уроках как упражнения для глаз. Данная работа требует немного времени, но даёт неплохие результаты. Для расширения поля зрения школьников я использую таблицы  Шульте.

Теперь о том, как работать с таблицами Шульте. Желательно это делать два раза в день, минут по десять. Слишком перенапрягаться не стоит, это не даст правильную динамику. Усаживаемся поудобнее, расслабляемся. Желательно включить либо приятную музыку, либо хороший, правильный настрой. Сейчас много разных авторов предлагают различные тексты, тут уж подбирайте на свой вкус. Можно на этом сайте включить Музыку для души Бернарда Коха, его произведения создадут великолепную атмосферу для работы.Музыку для души Бернарда Коха Направляем свой взгляд в центр таблицы, и, как бы фиксируем это положение, даём себе команду делать минимальные движения. Включаем секундомер и начинаем поиск цифр от 1 до 25. Глаза, при этом должны совершать минимальные движения. Вся работа происходит именно в размытом спектре зрения. Вот как выглядят движения глаз у нетренированного человека. Соответственно, и время прохождения очень большое Таблицы Шульте. 

9. Многократность чтения

Дети читают текст  вполголоса в течение 1 минуты, после этого отмечают до какого слова успели прочитать. Далее ученики повторно читают этот же отрывок, снова отмечают до какого слова дочитали и сравнивают с первичным  результатом. Понятно, что второй раз они прочитают на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется прочитать ещё раз. Но более трёх раз читать один и тот же отрывок не рекомендуется.

 

8. Приём стимулирования учащихся

 Замер техники чтения провожу один раз в месяц. Самозамер техники чтения дети проводят один раз в неделю. Для этой работы в конце урока оставляю 3-4 минуты.  Результаты дети  записывают в дневники.

Ребята постоянно видят свой рост, рост других учащихся и убеждаются, что труд приносит успехи.

Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах. « Нельзя быть счастливым, не умея читать...» В.А. Сухомлинский




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!