СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. 

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ


Знания – дети удивления и


любопытства.


Луи де Бройль


Актуальность


Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств пытались решить такие педагоги как Сократ (основоположник майевтики), Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. В конце ХIХ – начале ХХ веков формируется исследовательский метод обучения, основанный на приемах развития познавательной самостоятельности учащихся, нашедший отражение в работах А.Я. Герда, А.П. Тинкевича, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова. В отечественной педагогике второй половины ХХ века различные подходы к организации проблемного обучения освещены в работах А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.И. Ильина, А.В. Брушлинского и др.


Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.


Целевые ориентации


-Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.


-Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.


- Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.


Этапы постановки и решения проблемы


1.Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.


2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.


3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).


4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).


5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.


Система действий учителя и учащихся на разных этапах проблемной ситуации

Этапы


Действия учителя

Действия учащихся


1.Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию


Ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся.

Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.

2.Анализ проблемной ситуации.


Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы.


Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.


3.Поиск решения проблемы.

Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся.


Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.


4.Решение проблемы.

Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).


5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.


Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки.


Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.












Из сборника "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"


О.Н. Хижняковой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!