СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология продуктивного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как средство формирования правильной читательской деятельности школьников

Просмотр содержимого документа
«Технология продуктивного чтения»

Технология продуктивного чтения КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ правильной читательской деятельности школьников

Технология продуктивного чтения

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

правильной читательской деятельности школьников

Согласимся! «Чтение…заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они живут более насыщенной жизнью…»

Согласимся!

«Чтение…заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они живут более насыщенной жизнью…»

ЧТЕНИЕ – ЭТО… НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА; СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ; ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОБОГАЩЕНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА, ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА; ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ, ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ «ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕКА»…

ЧТЕНИЕ – ЭТО…

  • НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА;
  • СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ;
  • ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОБОГАЩЕНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА, ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА;
  • ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ, ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ «ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕКА»…
Грамотный читатель - это    - человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.  - человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать…» (из программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Школа 2100»)

Грамотный читатель - это

- человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.

- человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать…»

(из программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Школа 2100»)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ! «Россия стремительно теряет статус самой читающей…» (В.В.Путин) ! «…наблюдается кризис российской культуры и литературы…» (депутаты) ! «…растет число россиян, не читающих книги совсем, 18% населения не имеют дома ни одной книги» (социальный опрс) ! «Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование – важнейшее умение» (профессор Н.Н.Светловская)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

  • ! «Россия стремительно теряет статус самой читающей…» (В.В.Путин)
  • ! «…наблюдается кризис российской культуры и литературы…» (депутаты)
  • ! «…растет число россиян, не читающих книги совсем, 18% населения не имеют дома ни одной книги» (социальный опрс)
  • ! «Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование – важнейшее умение» (профессор Н.Н.Светловская)
Выход есть! ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, РАЗРАБОТАННАЯ Н.СВЕТЛОВСКОЙ, ПРИОБРЕТАЕТ ВЕДУЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СПОСОБСТВУЕТ ДОСТИЖЕНИЮ ТЕХ РЕЗУЛЬТАТОВ, О КОТОРЫХ ГОВОРИТСЯ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ. ИТАК, ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ)…

Выход есть!

  • ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, РАЗРАБОТАННАЯ Н.СВЕТЛОВСКОЙ, ПРИОБРЕТАЕТ ВЕДУЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СПОСОБСТВУЕТ ДОСТИЖЕНИЮ ТЕХ РЕЗУЛЬТАТОВ, О КОТОРЫХ ГОВОРИТСЯ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ.

ИТАК, ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ)…

Восприятие и понимание  - основной «продукт» чтения любого текста

Восприятие и понимание - основной «продукт» чтения любого текста

Восприятие произведений искусства Деятельность, в которой синтезируются процессы мышления, памяти, воображения, эмоциональной сферы ребенка

Восприятие произведений искусства

  • Деятельность, в которой синтезируются процессы мышления, памяти, воображения, эмоциональной сферы ребенка
Понимание текста Качество читателя несущее на себе возрастную специфику, развивающееся только в условиях специально организованной читательской деятельности.

Понимание текста

  • Качество читателя несущее на себе возрастную специфику, развивающееся только в условиях специально организованной читательской деятельности.
Технология продуктивного чтения   – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и ее автору

Технология продуктивного чтенияэто образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и ее автору

Продуктивное чтение  –  это умение вычитывать все виды текстовой информации Фактуальная ( о чем в тексте сообщается в явном виде) Концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы) Подтекстовая (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

Продуктивное чтениеэто умение вычитывать все виды текстовой информации

Фактуальная ( о чем в тексте сообщается в явном виде)

Концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы)

Подтекстовая (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

Технология продуктивного чтения ( формирование правильного типа читательской деятельности)  Учит:  Самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения, после чтения. Главными приемами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение.

Технология продуктивного чтения ( формирование правильного типа читательской деятельности)

Учит:

Самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения, после чтения.

Главными приемами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение.

Сравнительная характеристика традиционного и продуктивного чтения Традиционное чтение Продуктивное чтение до чтения Учитель готовит к восприятию текста, например: « Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о …» Ученики прогнозируют содержание текста: « Предположите , о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. во время чтения Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают « Читаем и ведём диалог с автором : задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. после чтения Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя Беседуем и уточняем позицию автора.

Сравнительная характеристика традиционного и продуктивного чтения

Традиционное чтение

Продуктивное чтение

до чтения

Учитель готовит к восприятию текста, например: « Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о …»

Ученики прогнозируют содержание текста: « Предположите , о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.

во время чтения

Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают

« Читаем и ведём диалог с автором : задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.

после чтения

Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя

Беседуем и уточняем позицию автора.

этапы понимания текста ДО ЧТЕНИЯ  ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ  ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ ФАЗЫ : ОСМЫСЛЕНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕКСТА, ЕГО АКТУАЛИЗАЦИЯ. ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ : 1) ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2) КОМФОРТНОСТИ, 3)НЕПРЕРЫВНОСТИ.

этапы понимания текста

  • ДО ЧТЕНИЯ

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ

ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ

ФАЗЫ : ОСМЫСЛЕНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕКСТА, ЕГО АКТУАЛИЗАЦИЯ.

ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ :

1) ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

2) КОМФОРТНОСТИ,

3)НЕПРЕРЫВНОСТИ.

Работа с текстом до чтения Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача взрослого – вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать книгу.

Работа с текстом до чтения

  • Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
  • Главная задача взрослого – вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать книгу.
1-й этап.  Работа с текстом до чтения Цель : прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:  названию  имени автора  иллюстрациям (перед текстом)  выделенным словам (просмотровое чтение) - привлекая предшествующий читательский опыт ↓ мотивирование чтения

1-й этап. Работа с текстом до чтения

Цель : прогнозирование будущего чтения.

Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:

  • названию
  • имени автора
  • иллюстрациям (перед текстом)
  • выделенным словам (просмотровое чтение)
  • - привлекая предшествующий читательский опыт

мотивирование чтения

Работа с текстом во время чтения Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации(истолкование, оценка) Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста

Работа с текстом во время чтения

  • Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации(истолкование, оценка)
  • Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста
2-й этап.  Работа с текстом во время чтения Изучающее чтение  (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.) ПРИЕМ: диалог с автором Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл) Прогнозировать О тветы на эти вопросы П роверять свои прогнозы, по ходу чтения ↓ интерпретация текста

2-й этап. Работа с текстом во время чтения

Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)

ПРИЕМ: диалог с автором

  • Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл)
  • Прогнозировать О тветы на эти вопросы
  • П роверять свои прогнозы, по ходу чтения

интерпретация текста

3-й этап.  Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. - Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов ↓ корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом

3-й этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.

- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов

корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом

Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану  Средство формирования регулятивных УУД – технология продуктивного чтения

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средство формирования регулятивных УУД – технология продуктивного чтения

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты  Средство формирования – тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Средство формирования – тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средство формирования- технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средство формирования- технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; подробно пересказывать текст;  составлять устный рассказ по картинке;  заучивать наизусть небольшие стихотворения;  соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; различать рассказ и стихотворение.

Предметные результаты

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • различать рассказ и стихотворение.
Сферы читательской деятельности Эмоциональная Воображения Осмысление содержания Реакция на художественную форму

Сферы читательской деятельности

  • Эмоциональная
  • Воображения
  • Осмысление содержания
  • Реакция на художественную форму
Сфера осмысления содержания Рассказ о герое, событии. Выборочный и краткий пересказ Составление плана Постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на вопросы

Сфера осмысления содержания

  • Рассказ о герое, событии.
  • Выборочный и краткий пересказ
  • Составление плана
  • Постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на вопросы
Реакция на художественную форму Подробный художественный пересказ Стилистический эксперимент Наблюдение над языком, художественными особенностями текста Сопоставление литературного произведения с его художественной основой

Реакция на художественную форму

  • Подробный художественный пересказ
  • Стилистический эксперимент
  • Наблюдение над языком, художественными особенностями текста
  • Сопоставление литературного произведения с его художественной основой
Эмоциональная сфера Выразительное чтение Сопоставление литературного произведения с другими видами искусства Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом

Эмоциональная сфера

  • Выразительное чтение
  • Сопоставление литературного произведения с другими видами искусства
  • Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом
Сфера воображения Составление диафильма, киносценария Творческий пересказ Иллюстрирование Чтение по ролям, инсценирование, драматизация

Сфера воображения

  • Составление диафильма, киносценария
  • Творческий пересказ
  • Иллюстрирование
  • Чтение по ролям, инсценирование, драматизация
Стороны читательского развития Эмоциональная отзывчивость Активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого Постижение содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом , синтезирующем Осмысление художественной формы на уровне детали и композиции

Стороны читательского развития

  • Эмоциональная отзывчивость
  • Активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого
  • Постижение содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом , синтезирующем
  • Осмысление художественной формы на уровне детали и композиции