Технология продуктивного чтения
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
правильной читательской деятельности школьников
Согласимся!
«Чтение…заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они живут более насыщенной жизнью…»
ЧТЕНИЕ – ЭТО…
- НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА;
- СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ;
- ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОБОГАЩЕНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА, ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА;
- ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ, ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ «ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕКА»…
Грамотный читатель - это
- человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.
- человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать…»
(из программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Школа 2100»)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
- ! «Россия стремительно теряет статус самой читающей…» (В.В.Путин)
- ! «…наблюдается кризис российской культуры и литературы…» (депутаты)
- ! «…растет число россиян, не читающих книги совсем, 18% населения не имеют дома ни одной книги» (социальный опрс)
- ! «Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование – важнейшее умение» (профессор Н.Н.Светловская)
Выход есть!
- ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, РАЗРАБОТАННАЯ Н.СВЕТЛОВСКОЙ, ПРИОБРЕТАЕТ ВЕДУЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СПОСОБСТВУЕТ ДОСТИЖЕНИЮ ТЕХ РЕЗУЛЬТАТОВ, О КОТОРЫХ ГОВОРИТСЯ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ.
ИТАК, ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ)…
Восприятие и понимание - основной «продукт» чтения любого текста
Восприятие произведений искусства
- Деятельность, в которой синтезируются процессы мышления, памяти, воображения, эмоциональной сферы ребенка
Понимание текста
- Качество читателя несущее на себе возрастную специфику, развивающееся только в условиях специально организованной читательской деятельности.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и ее автору
Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации
Фактуальная ( о чем в тексте сообщается в явном виде)
Концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы)
Подтекстовая (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
Технология продуктивного чтения ( формирование правильного типа читательской деятельности)
Учит:
Самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения, после чтения.
Главными приемами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение.
Сравнительная характеристика традиционного и продуктивного чтения
Традиционное чтение
Продуктивное чтение
до чтения
Учитель готовит к восприятию текста, например: « Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о …»
Ученики прогнозируют содержание текста: « Предположите , о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.
во время чтения
Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают
« Читаем и ведём диалог с автором : задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.
после чтения
Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя
Беседуем и уточняем позицию автора.
этапы понимания текста
ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ
ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ
ФАЗЫ : ОСМЫСЛЕНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕКСТА, ЕГО АКТУАЛИЗАЦИЯ.
ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ :
1) ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
2) КОМФОРТНОСТИ,
3)НЕПРЕРЫВНОСТИ.
Работа с текстом до чтения
- Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
- Главная задача взрослого – вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать книгу.
1-й этап. Работа с текстом до чтения
Цель : прогнозирование будущего чтения.
Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
- имени автора
- иллюстрациям (перед текстом)
- выделенным словам (просмотровое чтение)
- - привлекая предшествующий читательский опыт
↓
мотивирование чтения
Работа с текстом во время чтения
- Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации(истолкование, оценка)
- Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста
2-й этап. Работа с текстом во время чтения
Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)
ПРИЕМ: диалог с автором
- Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл)
- Прогнозировать О тветы на эти вопросы
- П роверять свои прогнозы, по ходу чтения
↓
интерпретация текста
3-й этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов
↓
корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средство формирования регулятивных УУД – технология продуктивного чтения
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
Средство формирования – тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средство формирования- технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- различать рассказ и стихотворение.
Сферы читательской деятельности
- Эмоциональная
- Воображения
- Осмысление содержания
- Реакция на художественную форму
Сфера осмысления содержания
- Рассказ о герое, событии.
- Выборочный и краткий пересказ
- Составление плана
- Постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на вопросы
Реакция на художественную форму
- Подробный художественный пересказ
- Стилистический эксперимент
- Наблюдение над языком, художественными особенностями текста
- Сопоставление литературного произведения с его художественной основой
Эмоциональная сфера
- Выразительное чтение
- Сопоставление литературного произведения с другими видами искусства
- Оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом
Сфера воображения
- Составление диафильма, киносценария
- Творческий пересказ
- Иллюстрирование
- Чтение по ролям, инсценирование, драматизация
Стороны читательского развития
- Эмоциональная отзывчивость
- Активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого
- Постижение содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом , синтезирующем
- Осмысление художественной формы на уровне детали и композиции