Рабочая программа
для обучающихся 10-11 классов (компонент)
«Технология. Региональный компонент»
Пояснительная записка
1.1. Место предмета в базисном учебном плане
Примерная программа по технологии для профильного уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе среднего (полного) общего образования 280 часов для изучения технологии на профильном уровне.
Примерная программа разработана для обучения школьников 10 и 11 классов. На изучение программы общетехнологической подготовки в каждом классе отводится по 35 часов учебного времени, на программу специальной подготовки – по 92 часа. В примерной программе выделен резерв свободного учебного времени в объёме 28 учебных часов или 10% учебного времени для учёта местных условий реализации программы.
Предметное наполнение программы «Региональный компонент. Технология» задаётся обязательным минимумом содержания основного общего образования по технологии.
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа по технологии для профильного уровня может реализовываться в учебных заведениях с технологическими профилями подготовки. В этом случае изучение технологии даёт учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на профильном уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.
Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрировано со специальной технологической подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности. Содержание общетехнологической подготовки включает основные компоненты содержания программы для базового уровня и носит инвариантный характер изучаемым сферам и профилям трудовой деятельности. Практическая деятельность учащихся при освоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем осваиваемой трудовой деятельности.
Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда ( в обобщённом виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно проверяться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, развивающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию.
Цели предмета
На профильном уровне изучение технологии направлено на достижение широкого спектра целей:
- освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; знаний об основных отраслях современного производства и ведущих отраслях производства в регионе; о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций; об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач; о профессиях и специальностях в основных отраслях производства и сферы услуг; о востребованности специалистов различных профессий на региональном рынке труда; о планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий;
- овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам соответствующих профессий; находить и анализировать информацию о востребованности специалистов на региональном рынке труда; определять пути получения профессионального образования, трудоустройства;
- развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности;
- воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;
- формирование готовности и способности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования; трудоустройству; успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, необходимых для быстрой профессиональной адаптации в современном обществе.
1.3. Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать / понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в Требованиях в обобщённом виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщённом виде могут быть сформулированы как приобретение знаний и навыков в выбранной сфере профессиональной деятельности, овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющей современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, сомостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения технологии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия региона; сущность предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности; структуру бизнес-плана; творческие методы решения технологических задач; назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятиях; средства и формы рекламы; основные функции менеджера на предприятии; формы нормирования труда; основные формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда и уровень образования управленческого персонала и специалистов распространённых профессий; устойчивость структуры по отдельным видам работ и профессий на региональном рынке; источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства; пути получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь:
находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации; распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания; решать технологические задачи с применением творческой деятельности; планировать проектную деятельность; находить необходимую информацию о региональном рынке труда и образовательных услугах; уточнять и корректировать профессиональные намерения;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основании применения методов творческой деятельности; использования различных источников информации при выборе товаров и услуг, трудоустройстве; соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования, построения профессиональной карьеры с учётом состояния здоровья, образовательного уровня, личностных особенностей; составления резюме при трудоустройстве.
2. Учебно – тематический план
2.1. Тематическое планирование.
Региональный компонент. Технология.
Общетехнологическая подготовка.
№ тем | Наименование разделов и тем занятий | Количество часов |
всего | Из них занятия |
Теоретич. | Практ. |
| Организация производства | 28 | 21 | 7 |
1 | Структура современного производства | 6 | 5 | 1 |
2 | Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы | 8 | 6 | 2 |
3 | Нормирование и оплата труда | 4 | 3 | 1 |
4 | Научная организация труда | 4 | 3 | 1 |
5 | Производство и окружающая среда | 6 | 4 | 2 |
| Профессиональное самоопределение и карьера | 7 | 3 | 4 |
6 | Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования | 4 | 2 | 2 |
7 | Планирование профессиональной карьеры | 2 | 1 | 1 |
| Инновации в профессиональной деятельности | 34 | 24,5 | 10,5 |
8 | Проектирование в профессиональной деятельности | 4 | 3 | 1 |
9 | Информационное обеспечение процесса проектирования | 4 | 3 | 1 |
10 | Нормативные документы и их роль проектировании. Проектная документация | 4 | 3 | 1 |
11 | Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. Функционально-стоимостный анализ | 8 | 4,5 | 3,5 |
12 | Основные закономерности развития искусственных систем | 4 | 3 | 1 |
13 | Защита интеллектуальной собственности | 4 | 4 | |
14 | Анализ и презентация результатов проектной деятельности | 2 | 1 | 1 |
15 | Продвижение продукции на рынке товаров и услуг | 5 | 3 | 2 |
| Итого | 70 | 48,5 | 21,5 |
Предлагается вариант тематического планирования курса «Технология» Региональный компонент в 10-11 классе по общетехнологической подготовке.
Планирование рассчитано на 68 учебных часов ( по 1 часу в неделю в каждом классе). В приведенной выше таблице указано, какое количество часов рекомендуется выделить для изучения отдельных тем.
В каждой теме предусмотрено выделение определённого количества часов на изучение теории и выполнения практических работ. Перечень практических работ содержит список рекомендуемых объектов труда (в обобщённой форме).
2.2. Содержание курса «Региональный компонент. Технология»
1. Структура современного производства
Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединения. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формой собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Основные подразделения и профессиональный круг специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий. Форма руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе.
Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристика массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС),
Формы современной кооперации труда. Профессиональная специальность и профессиональная мобильность.
Учащийся должен знать/понимать:
Сферы профессиональной деятельности (материального и нематериального производства). Иметь представление об организации производства, видах предприятий и объединений. Юридический статус современных предприятий
В соответствии с формой собственности. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе.
Понятие о горизонтальном и вертикальном разделении труда. Основные виды работ и профессий.
Профессиональную специализацию и профессиональную мобильность.
Учащийся должен уметь:
Производить анализ форм разделения труда в организации.
Производить анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников.
Составлять схемы структуры предприятия и органов управления.
2. Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы
Сущность технологии индустриального производства. Виды индустриального производства. Структура индустриального производства. Профессии индустриального производства.
Технология агропромышленного производства. Сферы агропромышленного комплекса. Фондообразующие отрасли. Технологии земледелия и животноводства. Структура современного земледелия и животноводства. Профессии агропромышленного комплекса.
Универсальные перспективные технологии. Разновидности универсальных технологий. Требования, предъявляемые к специалистам в сфере универсальных, перспективных технологий. Профессии этой сферы.
Профессиональная деятельность в социальной сфере. Сущность и назначение социальной сферы. Требования, предъявляемые к человеку, выбравшему профессию в социальной сфере. Содержание труда отдельных профессий.
Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности. Признаки предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности. Этика и мораль предпринимательства.
Технология управленческой деятельности. Природа и сущность управления. Субъекты и объекты управления. Функции управленческой деятельности. Методы и стили руководства. Управленческие решения. Обучение управлению.
Учащийся должен знать/понимать:
Сущность технологии индустриального производства. Виды и структуру индустр. производства.
Профессии индустриального производства.
Сферы агропромышленного комплекса. Технологии и структуру современного земледелия и животноводства. Профессии агропромышленного комплекса.
Разновидности универсальных перспективных технологий. Требования, предъявляемые к специалистам в сфере универсальных, перспективных технологий, профессии этой сферы.
Сущность и назначение социальной сферы. Требования, предъявляемые к человеку, выбравшему профессию в социальной сфере. Содержание труда отдельных профессий.
Признаки предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности. Этику мораль предпринимательства.
Природу и сущность управления. Субъекты и объекты управления. Функции управленческой деятельности. Методы и стили руководства. Обучение управлению.
Учащийся должен уметь:
Составлять перечень содержания деятельности соответствующих изученным темам специалистов разных сфер деятельности, определять необходимые для них профессиональные качества. Проводить диагностику профессиональных качеств личности.
3.Нормирование и оплата труда
Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоёмкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная форма.
Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повремённая оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная форма оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.
Учащийся должен знать/понимать:
Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоёмкостью процессов производства.
Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повремённая оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Контрактные формы найма и оплаты труда.
Учащийся должен уметь:
Определять и устанавливать формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения.
Сопоставлять достоинства и недостатки различных форм оплаты труда.
4.Научная организация труда
Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Основные направления менеджмента.
Понятие о научной организации коллективного и индивидуального труда. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства её обеспечения, эстетика труда. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики.
Учащийся должен знать/понимать:
Понятие менеджмента и его значение в деятельности организации. Основные направления менеджмента.
Составляющие культуры труда: научную организацию труда, трудовую и технологическую дисциплину, средства обеспечения безопасности труда, эстетику труда.
Профессиональную этику, общие нормы профессиональной этики.
Учащийся должен уметь:
Проектировать современное рабочее место учащегося.
5.Производство и окружающая среда
Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.
Средства и методы оценки экологического состояния окружающей среды.
Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.
Учащийся должен знать/понимать:
Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды.
Средства и методы оценки экологического состояния окружающей среды.
Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.
Учащийся должен уметь:
Выявлять источники экологического загрязнения окружающей среды.
Разрабатывать изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.
6. Проектирование в профессиональной деятельности
Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Поиск источников информации для инновационной деятельности. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.
Учащийся должен знать/понимать:
Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.
Учащийся должен уметь:
Определять возможные направления инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или предприятия или для удовлетворения собственных потребностей (оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.).
7. Информационное обеспечение процесса проектирования
Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации, источники научной и технической информации. Эксперимент как способ получения новой
информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.
Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приёмки.
ипользование маркетинговых исследований для изучения спроса и потребительских качеств разрабатываемого продукта. Бизнес-план как форма экономического обоснования проекта.
Учащийся должен знать/понимать:
Цели проектирования. Источники информации для разработки: специальную и учебную литературу, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации.
Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки.
Использование маркетинговых исследований для изучения спроса и потребительских качеств разрабатываемого продукта.
Учащийся должен уметь:
Собирать информацию, систематизировать её. Разрабатывать программу эксперимента. Составлять анкету для маркетингового исследования спроса и потребительских качеств разрабатываемого продукта.
Составлять бизнес-план организации предприятия сервиса (парикмахерская, сервисный центр по обслуживанию автомобилей и т.п.).
8. Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.
Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Требования безопасности. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).
Учащийся должен знать/понимать:
Виды проектной документации, используемой при проектировании. Иметь понятие унификации и стандартизации как средства снижения затрат на проектирование и производство. Требования безопасности.
Учащийся должен уметь:
Определение требований и ограничений, накладываемых на изготовление швейных изделий нормативными документами.
9.Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. Функционально-стоимостный анализ.
Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Типовые эвристические приёмы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. Функционально – стоимостный анализ (ФСА) как комплексный метод технического творчества. Цели и задачи ФСА. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.
Учащийся должен знать/понимать:
Понятие о психологии творческой деятельности. Значение этапа постановки задач. Процесс ассоциативного мышления. Цели и правила проведения мозгового штурма. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. Функционально-стоимостный анализ. Цели и задачи ФСА.
Учащийся должен уметь:
Применять интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. Использовать элементы функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов модернизации выпускаемой предприятием продукции или оказываемой организацией услуги.
10. Основные закономерности развития искусственных систем
Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития материальных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах).
Учащийся должен знать/понимать:
Понятие об искусственной системе. Основные закономерности развития материальных систем.
Учащийся должен уметь:
Выявлять противоречия в требованиях к частям искусственных систем. Выявлять проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определять направления их совершенствования.
11. Защита интеллектуальной собственности
Понятие интеллектуальной собственности. Защита авторских прав. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Регистрация товарных знаков и знака обслуживания.
Учащийся должен знать/понимать:
Понятие интеллектуальной собственности. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель.
12. Анализ и презентация результатов проектной деятельности
Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Методы подачи информации при презентации. Организация взаимодействия участников презентации.
Учащийся должен знать/понимать:
Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Методы подачи информации при презентации.
Учащийся должен уметь:
Подготавливать план анализа собственной проектной деятельности. Подготавливать различные формы презентации результатов собственной деятельности. Создавать компьютерную презентацию.
13. Продвижение продукции на рынке товаров и услуг
Общее понятие о маркетинге. Цели маркетинга. Основные составляющие комплекса маркетинга: товар, цена, методы распространения, методы стимулирования сбыта. Основные составляющие маркетингового цикла для управления предприятием: исследование рынка, сегментация рынка, разработка маркетинговой программы, разработка и производство товара, подготовка, продажа товара.
Сущность маркетингового исследования. Основные направления маркетингового исследования.
Основные характеристики спроса: потребности, покупательная способность. Методы выявления потребностей и анализа спроса: наблюдение, эксперимент, опрос. Основные средства получения данных: анкеты и опросники, тесты, технические устройства, интервью. Определение цены товара. Роль дистрибьюторов (посредников) в продвижении товаров к потребителю.
Методы распространения товаров: оптовая и розничная торговля. Сеть предприятий торговли.
Средства продвижения товара: выставки, выставки-продажи, реклама. Реклама как специфическое средство коммуникацию. Тон, слова и форма обращения в рекламе. Основные виды средств распространения рекламы.
Учащийся должен знать/понимать:
Общее понятие о маркетинге. Цели маркетинга. Основные составляющие комплекса маркетинга: товар, цена, методы распространения, методы стимулирования сбыта. Основные составляющие маркетингового цикла для управления предприятием: исследование рынка, сегментация рынка, разработка маркетинговой программы, разработка и производство товара, подготовка, продажа товара.
Сущность маркетингового исследования. Основные направления маркетингового исследования.
Основные характеристики спроса: потребности, покупательная способность. Методы выявления потребностей и анализа спроса: наблюдение, эксперимент, опрос. Основные средства получения данных: анкеты и опросники, тесты, технические устройства, интервью. Роль дистрибьюторов
в продвижении товаров к потребителю.
Методы распространения товаров: оптовая и розничная торговля.
Средства продвижения товара: выставки, выставки-продажи, реклама. Основные виды средств распространения рекламы.
Учащийся должен уметь:
Выделять сегмент рынка для конкретного продукта. Составлять анализ опроса по выбранному направлению. Подготавливать сценарий интервью с покупателем по какому-либо виду продуктов. Производить анализ качества различных видов рекламы.
14. Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования
Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг.
Учащийся должен знать:
Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктуру рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Центры профконсультационной помощи.
Учащийся должен уметь:
Добывать информацию о конъюнктуре рынка труда и профессий, спросе и предложении работодателей на различные виды профессионального труда.
Осуществлять поиск источников информации о рынке образовательных услуг.
15. Планирование профессиональной карьеры
Пути получения образования, профессионального и служебного роста.
Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность.
Формы самопрезентации. Содержание резюме.
Учащийся должен знать/понимать:
Пути получения образования. Возможности квалификационного и служебного роста. Формы самопрезентации. Содержание резюме.
Учащийся должен уметь:
Сопоставлять профессиональные планы с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями.
Подготавливать резюме и формы самопрезентации.
2.3 Тематическое планирование курса «Региональный компонент. Технология». Общетехнологическая подготовка
10 класс
№ урока | Наименование разделов и тем занятий | Количество часов |
всего | Из них на занятия |
теоретич. | практич. |
| Инновации в профессиональной деятельности | 35 | 24,5 | 10,5 |
| Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. Функционально-стоимостный анализ | 8 | 4,5 | 3,5 |
1 | Понятие о психологии творчества | 1 | 1 | |
2 | Ассоциативное мышление | 1 | 0,5 | 0,5 |
3-4 | Метод мозгового штурма | 2 | 1 | 1 |
5 | Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Морфологический анализ | 1 | 0,5 | 0,5 |
7-8 | Функционально-стоимостный анализ | 2 | 1 | 1 |
| Основные закономерности развития искусственных систем | 4 | 3 | 1 |
9 | Понятие об искусственной системе | 1 | 1 | |
10 | Разрешение противоречий | 1 | 1 | |
11-12 | Основные закономерности развития материальных систем | 2 | 1 | 1 |
| Проектирование в профессиональной деятельности | 4 | 3 | 1 |
13 | Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции | 1 | 1 | |
14 | Инновационные продукты и технологии | 1 | 1 | |
15-16 | Основные стадии проектирования | 2 | 1 | 1 |
| Информационное обеспечение процесса проектирования | 4 | 3 | 1 |
17 | Определение цели проектирования. Источники информации | 1 | 1 | |
18 | Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки | 1 | 1 | |
19-20 | Использование маркетинговых исследований Бизнес-план | 2 | 1 | 1 |
| Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация | 4 | 3 | 1 |
21 | Виды нормативной документации | 1 | 1 | |
22 | Унификация и стандартизация | 1 | 1 | |
23-24 | Состав проектной документации | 2 | 1 | 1 |
| Защита интеллектуальной собственности | 4 | 4 | |
25 | Понятие интеллектуальной собственности | 1 | 1 | |
26 | Защита авторских прав | 1 | 1 | |
27 | Рационализаторские предложения | 1 | 1 | |
28 | Сущность патентной защиты разработок | 1 | 1 | |
| Анализ и презентация результатов проектной деятельности | 2 | 1 | 1 |
29-30 | Цели и формы презентации | 2 | 1 | 1 |
| Продвижение продукции на рынке товаров и услуг | 4 | 3 | 1 |
31 | Общие понятия о маркетинге | 1 | 1 | |
32-33 | Сущность маркетинговых исследований | 2 | 1 | 1 |
34-35 | Методы распространения и продвижения товаров | 2 | 1 | 1 |
11 класс
№ урока | Наименование разделов и тем занятий | Количество часов |
всего | Из них на занятия |
теорет. | практ. |
| Организация производства | 35 | 24 | 11 |
| Структура современного производства | 6 | 5 | 1 |
1 | Сферы профессиональной деятельности. Виды предприятий и их объединения | 1 | 1 | |
2 | Юридический статус современных предприятий | 1 | 1 | |
3 | Цели и функции производственных предприятий | 1 | 1 | |
4-5 | Разделение труда | 2 | 1 | 1 |
6 | Характеристика профессий в ЕТКС | 1 | 1 | |
| Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы | 8 | 6 | 2 |
7-8 | Современные электротехнологии | 2 | 1 | 1 |
9 | Лучевые, ультразвуковые технологии | 1 | 1 | |
10 | Технологии послойного прототипирования | 1 | 0,75 | 0,25 |
11 | Нанотехнологии | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Технологии генной инженерии | 1 | 1 | |
13 | Новые принципы организации современного производства | 1 | 1 | |
14 | Автоматизация технических процессов | 1 | 0,75 | 0,25 |
| Нормирование и оплата труда | 4 | 3 | 1 |
15 | Основные направления нормирования труда | 1 | 1 | |
16 | Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности | 1 | 1 | |
17-18 | Формы оплаты труда | 2 | 1 | 1 |
| Научная организация труда | 4 | 3 | 1 |
19 | Менеджмент в деятельности организации | 1 | 1 | |
20-21 | Культура труда. Требования к организации рабочего места | 2 | 1 | 1 |
22 | Профессиональная этика | 1 | 1 | |
| Производство и окружающая среда | 6 | 4 | 2 |
23-24 | Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды (семинар) | 2 | 2 | |
25-26 | Средства и методы оценки экологического состояния окружающей среды | 2 | 1 | 1 |
27-28 | Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду | 2 | 1 | 1 |
| Профессиональное самоопределение и карьера | 7 | 3 | 4 |
29-30 | Способы изучения рынка труда и профессий | 2 | 1 | 1 |
31-32 | Виды и формы получения профессионального образования | 2 | 1 | 1 |
33-35 | Планирование профессиональной карьеры | 3 | 1 | 2 |
3. Приложения
3.1. Список практических занятий
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений
№1. Решение задач с помощью ассоциативного метода поиска решений.
№2. Проведение метода «Мозговой атаки».
№3. Решение задач с применением метода фокальных объектов.
№4. Решение задач с помощью функционально-стоимостного анализа.
Основные закономерности развития искусственных систем
№5. Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем.
Проектирование в профессиональной деятельности
№6. Определение возможных направлений инновационной деятельности для употребления собственной потребности (интерьер, одежда) и др.
Информационное обеспечение процесса проектирования
№7. Составление бизнес-плана организации предприятия сервиса (парикмахерской, сервисного центра по обслуживанию автомобилей и т. п.).
Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.
№8. Определение требований и ограничений к изделию согласно нормативным документам (швейные изделия, деталь автомобиля и т. п.).
Анализ и презентация результатов проектной деятельности
№9. Подготовка различных форм презентаций результатов собственной деятельности. Компьютерная презентация.
Продвижение продукции на рынке товаров и услуг
№10. Выделить сегмент рынка для конкретного товара.
Составить анализ опроса покупателей по выбранному направлению.
№11. Подготовить сценарий интервью с покупателем.
Структура современного производства
№12. Анализ форм разделения труда в организации.
Составление схемы структуры предприятия и органов управления.
Современные электротехнологии
№13. Определить, при изготовлении каких предметов, имеющихся в вашем доме, могли быть использованы электротехнологии. Обосновать мнение и указать, какие именно технологии были использованы.предложить различные варианты использования электротехнологий при выполнении учебных проектов.
Технологии послойного прототипирования
№14.Выявить примеры использования технологии послойного прототипирования
Нанотехнологии
№15. Выявить примеры использования нанотехнологий.
Автоматизация технических процессов
№16. Определение основных сфер применения современных технологий.
Нормирование и оплата труда
№17. Определение формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда.
Научная организация труда
№18. Проектирование современного рабочего места учащегося.
Производство и окружающая среда
№19. Разработка изделий с применением отходов производства и бытовых отходов.
Профессиональное самоопределение и карьера
№20. Работа с печатными источниками информации рынка труда, профессий и образовательных услуг.
№21. Составление личного профессионального плана (пр/р стр.238).
№22. Составление плана профессионального роста (пр/р стр.8)
№23. Работа с диагностическим материалом.
Список литературы
Педагогическая
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по технологии.
Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.- М.: Вентана-Граф, 2008.
Специальная
Хизрич В.А., Бусыгин А.В. Основы предпринимательства – М.: изд. Дело, 2008.
Уткин В.А. Бизнес-план: Организация и планирование предпринимательской деятельности. – Инфра-М., 2007.
Для учащихся
Технология:9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-2-е изд., перераб./ (А.Н. Богатырёв, О.П. Очинин, П.С. Самородский и др.) под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П.Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д.Симоненко.-М.:Вентана-Граф, 2011.