СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология визуализации учебной информации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учеными уже давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. Казалось бы, клиповое мышление, о котором сегодня говорят психологи, должно было обусловить «прозрение» современного человека, однако практика показывает, что всё это привело к возникновению своеобразного «визуального хаоса». В последнее время  даже возникает  такой термин, как «мозаичная культура» - культура, которая  «воспринимается человеком почти непроизвольно, в виде кусочков, выхватываемых из омывающего человека потока сообщений». Причем отрицается ценностное значение визуального образа, основанного на переживание личностного смысла.

Просмотр содержимого документа
«Технология визуализации учебной информации»

Технология визуализации учебной информации

1. Обоснование выбора технологии

Учеными уже давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. Казалось бы, клиповое мышление, о котором сегодня говорят психологи, должно было обусловить «прозрение» современного человека, однако практика показывает, что всё это привело к возникновению своеобразного «визуального хаоса». В последнее время даже возникает такой термин, как «мозаичная культура» - культура, которая «воспринимается человеком почти непроизвольно, в виде кусочков, выхватываемых из омывающего человека потока сообщений». Причем отрицается ценностное значение визуального образа, основанного на переживание личностного смысла.

Иными словами, информационная насыщенность не привела к усвоению учебной информации. Поэтому необходимы такие средства обучения, которые способствовали бы работе с большим объемом информации.

По данным психологов, новая информация усваивается и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти, следовательно, представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий, способы действий.1

Реальная жизнь требует использование таких технологий, которые способствовали бы преодолению «визуального хаоса» и позволили бы решить целый ряд педагогических задач:

  • обеспечение интенсификации обучения,

  • активизация учебной и познавательной деятельности,

  • формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий,

  • передача знаний и распознавания образов,

  • повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.

Эти задачи способна «решить» технология визуализации учебного материала ( далее технология визуализации).

2. Основа технологии

Технология визуализации перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце 60-х годов XX века в США. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующегося» мира и увеличения информационной нагрузки.2

Вслед за психологом Р. Арнхеймом считаем, что визуальное мышление - это особый интегративный вид мышления, базирующийся на творческом воображении и сочетающий в себе особенности продуктивного восприятия и наглядно-образного мышления. Визуальное мышления осуществляет оперирование наглядными образами и порождение новых визуальных форм, несущих смысловую нагрузку и делающих значение видимым (Р.Арнхейм, В.П.Зинченко).

Теоретические основы визуализации отражены в работах В.В. Давыдова, В.Ф. Шаталова ( теория опорных сигналов), П.М. Эрдниева (теория укрупнения дидактических единиц). П.М. Эрдниев утверждает, «что наибольшая прочность освоения программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом, словесном». Теоретико-методологические и психолого-педагогичес­кие основы визуализации учебного материала и «сгущения» информации отражены также и в трудах Л.Д Лебедева, А.А. Остапенко, Т.А. Колодочка, А.М. Сохор и др.

А.А. Вербицкий понимает процесс визуализации как «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий». Данное определение позволяет развести понятия «визуальный», «визуальные средства» от понятий «наглядный», «наглядные средства». В педагогическом значении понятия «наглядный» всегда основано на демонстрации конкретных предметов, процессов, явлений, представление готового образа, заданного извне, а не рождаемого и выносимого из внутреннего плана деятельности человека.3

Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен Лаврентьевым Г.В. и Лаврентьевой Н.Е. Расширяя границы данной технологии, они понимают под визуализацией не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации», выступающие на первый план в зависимости от специфики изучаемого объекта. Это могут быть следующие базовые элементы зрительного образа: точка, линия, форма, тон, цвет, размер, масштаб.4

Если учесть, что визуализация предполагает не только «свертывание информации», но и "раскодирование" своеобразной художественной информации в вербально-образной сфере (Ананьев Б.Г), то именно «базовые элементы зрительного образа» могут способствовать «развертыванию» информации в визуальный образ. На этом и основывается авторская методика. Литература, как известно, мыслит образами. Путь развития читателя - это путь к пониманию многозначности образа и символического подтекста художественного слова.


3. Методические приемы

Данная технология опирается на психологические особенности мышления. К особенностям мышления относят наличие стадий: активации, инкубации (созревание), инсайта ( проникновение в суть, озарение), рефлексии. Фазы технологии инструментально обеспечены методическими приемами.

Ментальная карта- способ развития визуального восприятия, визуального воображения. Это инструментарий для отображения в виде схем мыслей, планов, действий. Он позволяет не только фиксировать уже имеющуюся информацию, но и развивать мысль, визуализировать мышление. Прием разработан психологом Тони Бьюзеном. Обладанием навыком использования ментальных карт позволяет эффективнее запоминать и обрабатывать информацию.

Визуальная система координат – авторский вариант ментальной карты. Помогает работать с таким понятием, как «хронотоп» ( художественное время), например, в произведении М. Булгакова «Мастер и Маргарита», дать оценку истинным и ложным ценностям в художественном произведении.

Гугл-карта это не столько приложение, сколько прием, способствующий сжатию информации (при изучении биографии поэта или писателя, при изучении хронотопа ( художественного пространства) и ее развертыванию.

Скрайбинг- создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл лекции или презентации более понятным. Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.

Опорная схема – прием концентрации внимания на тексте, проблемк, регулятор погружения в ткань повествования. Это одно из активных деятельностных средств при работе с текстом, так как помогает учащимся разобраться в содержании произведения. Схемы, построенные пи изучении произведения, помогают систематизировать материал и подготовить ученика к написанию сочинения.

Кластер( кисть, гроздь) - графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Прием «Образ и мысль»5основан чувственно- эстетическом восприятии произведения искусства. Это стратегия вопросов, помогающих раскрыть суть картины, своеобразный диалог с ней: что вы видите? Кто видит что-то другое? Где находился художник? Какое у него было настроение? Как, по-вашему, называется картина? Это способ развития образного мышления посредством проникновения в суть картины. Авторский прием «Оживление картины» помогает глубже понять ее содержание: предлагаю детям представить себя в роли героев картины. Герои могут задавать друг другу вопросы, спорить, искать пути решения проблемы. К примеру, при работе над произведением А.С. Пушкина «Станционный смотритель» работаем с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Вопрос к отцу: что вы чувствовали, когда сын решил уйти от вас? Когда вернулся? Вопрос к сыну: что вы почувствовали, когда увидели отца?

Кроссенс6- «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей. Задача: составить ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Суть приема в том, что картинки, ушедшие с поля зрения, тут же забываются. «Умные картинки» кроссенса устроены по-другому: Они возникают пошагово, постепенно дополняя смыслы. В поле зрения учеников остаются визуальные образы. Кроссенс можно усложнить. За каждой картинкой может содержаться информация, изучив которую, дети будут готовы создать ассоциативную цепочку.

Прием ассоциаций – прием, основанный на «связи между отдельными представлениями, при котором одно из представлений вызывает другое».Данный прием позволяет работать с цветописью на уроках литературы. Так, при изучении стихотворения С. Есенина «Осень» работаем с ассоциациями к цветовым эпитетам («рыжему», «синему», «красному»). Прием не только развивает образное мышление, но и позволяет понять символику произведения. подтекстовую информацию.

Фоноспектограмма прием, разработанный А.П.Журавлевым7. Он предположил, что не только слова, но и звуки обладают цветом: а- красный, и- синий, о- желтый...Этот прием позволяет увидеть «цветную музыку» стихотворения. Например, в поэме А. Блока «Двенадцать» первые строки стихотворения окрашены в спокойные цвета. К середине поэмы нагнетание красного (тревожного) цвета- и черного ( темно-синего). Красный - это  цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими «державным шагом» красногвардейцами, цвет «мирового пожара». Блок воспринял революцию как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре. Гибель старой культуры, цивилизации, всего старого мира. Но А. Блок верил в революцию, в то, что ее участники сумеют преобразовать мир. Эта надежда воплощена в желтом  цвете ( преобладает в последних строках поэмы), который всегда был символом духовности, света. Именно в последних строках появляется Образ Иисуса Христа - вестника нового мироустройства

Таким образом, «сжатие» и «раскодирование» учебной информации в рамках технологии визуализации технологически могут быть достигнуты разными методическими приемами. Эти приемы можно использовать на разных этапах урока. Важно помнить, что данные приемы не самоцель, а средство достижения результата. Они способствуют не только умению работать с большим объемом информации, но и умению порождать новые визуальные образы и их вербализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node27.html

  2. http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/

  3. http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_1.html

  4. http://rafalchuk.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=78:2014-06-14-14-04-18

  5. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2ac68b4d43a89521206d36_0.html

  6. А.П. Журавлев. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991

  7. Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов//http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_1.html

1 http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2ac68b4d43a89521206d36_0.html

2 http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_1.html

3 http://rafalchuk.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=78:2014-06-14-14-04-18

4Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов//http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_1.html

5 http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node27.html

6 http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/

7 А.П. Журавлев. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!