Русский язык 7 класс
Тема урока: Текст как произведение речи. Основные признаки текста (повторение).
Цели урока:
Обучающая: обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике;
Развивающая: развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов;
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, толерантность, любовь к природе, уважительное отношение к русскому языку.
Организация начала урока. Психологический настрой.
Проверка домашнего задания (упр.265, упр.275)
Актуализация знаний
Синтаксический разбор предложения: Ночью свежий белый снежок, начавшийся вечером, густо покрыл старый наст.
Образовать от глаголов по одному причастию и деепричастию: обидеть, доставлять, рекомендовать, раскрыть, принять, создавать.
Определение темы и целей урока
Чтение эпиграфа на с.109
- Как вы понимаете сочетание «мастера слова»?
- Что такое «изобразительно-выразительные средства языка»? приведите примеры.
- Объясните значение слова «пригоршня» (ПРИГОРШНЯ, -и, род. мн -шен и ПРИГОРШНЯ, -и, род. мн. -ей, ж. 1. Ладонь или обе ладони, сложенные горстью (горстями) Пить воду пригоршнями. 2. Количество чего-н., вмещающееся в сложенные таким образом ладони (в ладонь) Целая (полная) п. леденцов. Несколько пригоршней орехов.)
- Язык- важнейшее средство общения людей. Общаясь, мы пользуемся одновременно всеми языковыми средствами: звуками, морфемами, словами, словосочетаниями, предложениями. Средства языка не существуют сами по себе, они реализуются только в речи, в речевом общении. Поэтому текст- это произведение речи.
- Откройте тетради, запишите тему урока.
- Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока?
5. Изучение нового материала
- Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».
- Если посмотреть этимологический словарь, то первоначальное значение слова «текст» - это «ткань, сплетение».
- Как вы думаете, что общего между этими предметами?
- Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
- Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
ТЕКСТ - всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.
ТЕКСТ - тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.
ТЕКСТ - отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п
Упражнение 279 (устно).
- Послушайте 2 отрывка:
1)Красноярск лучший город на планете Земля! Потому что это город, в котором я живу и учусь. Здесь я родился и вырос. Я люблю этот город ещё и за свою красоту.
2)Наш Красноярск богат своей природой. Быстро пролетает короткое северное лето. Енисей – самая красивая река.
- Какая из частей является текстом?
Текст – это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически. (запись определения в тетерадь).
- Текст может составлять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, несколько абзацев, глав и даже нескольких книг.
- Назовите признаки текста. (Единство темы, наличие основной мысли (идеи), связь предложений между собой, относительная законченность, определённый порядок предложений.)Чертят кластер.
Важнейшими признаками текста являются:
Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, то есть того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, то есть основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).
Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?». Тема текста может быть заложена в его названии: «отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т.д. Тема текста часто может заключаться в первом предложении:
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите Землю!
(М. Дудин)
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(А.С. Пушкин)
Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?»
- Какие типы речи вы знаете? (работа со схемой на стр.110).
- Сейчас я прочитаю вам тексты, а вы определите их тип речи.
1 текст: описание
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).
2 текст: (повествование)
Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу. Перед употреблением помойте руки.
3 текст: (рассуждение)
Имя Гвидон (“Сказка о царе Салтане”) явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона (“Сказка о золотом петушке”). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и “славный король Гвидон” и “король Дадон”, ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
Составление таблицы.
Тип речи | Основная задача автора, использующего этот тип речи | Основные вопросы, характерные для данного типа речи |
Описание | Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния. | Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? |
Повествование | Сообщить о последовательности действий или событий. | Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом? |
Рассуждение | Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события. | Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит? |
- С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.)
Работа по вопросам (с.110), работа с текстом, пересказ, составление тезисного плана.
Самостоятельная работа: создайте свой текст на любую тему. Устная проверка.
Домашнее задание: упр.281, упр.282, теория на с.110-111.
Подведение итогов урока. Рефлексирующие карточки.
- Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока.
1. Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
2. Что вызвало затруднения?
3. Над чем еще надо поработать?
4. Чему научились на уроке?
5. Что нового узнали о тексте?
6. Как самому правильно сочинить текст? Что для этого нужно знать и уметь?