Урок русского языка (Сист. Л. В. Занкова) в 3 классе Б
Тема: «Изменение имён существительных по падежам» (1 урок)
Цели: знакомство с понятием «изменение слова по падежам»; наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей: учить решать проблемные задачи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, в словаре, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные действия:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре, группе; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты
Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Пробудить познавательную активность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы, схема - алгоритм определения падежа у имён существительных, индивидуальные таблицы - памятки, индивидуальные карточки, карточки для работы в паре.
Учебник «Русский язык. 3 класс». Автор: А. В. Полякова, 2-е издание, Москва «Просвящение», 2013.
Ход урока.
I. Организационный момент. .
1. Минута чистописания.
- З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
Чщ Чч Щщ
III. Словарно-орфографическая работа. Слайд 2
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна. А. Фет
– Выпишите слово картина, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
Лексическое значение слова. Работа со словарём.
- Какие ещё орфограммы вы видите?
IV. Повторение пройденного материала. Сообщение темы урока.
Работа в малых группах. Слайд 3
Четыре группы учащихся (по 2 человека) получают задания на больших листах. Группам предлагаются следующие слова:
вьюга Франция окно
Снегурочка царевич медведь
Рождество солнце
1 группа: разделить слова на 2 группы – одушевлённые/неодушевлённые имена существительные.
2 группа: разделить слова на 2 группы – собственные/нарицательные имена существительные.
3 группа: разделить слова на 2 группы в зависимости от числа имён существительных.
4 группа: разделить слова на 3 группы в зависимости от рода имён существительных.
2. Работа с оставшейся частью класса.
На доске эти же слова.
- Что общего между словами? (имена существительные)
- Объясните выделенные орфограммы.
- Запомните слова (10 секунд), запишите по памяти.
Проводится самопроверка.
3. Проверка заданий, выполненных в группах.
Листы вывешиваются на доску.
- Догадайтесь, по какому признаку были разделены слова? (выслушиваются ответы детей)
- Дайте общее название. (грамматические признаки имени существительного)
На доску вывешивается таблица: Слайд 4
Грамматические признаки имён существительных Одушевлённое/ неодушевлённое Собственное/ нарицательное Число Род |
- Какие грамматические признаки являются постоянными? Непостоянными?
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем ещё один грамматический признак имени существительного.
5.Физминутка.
V. Изучение нового материала.
1. Выяснение роли окончания в слове. Слайд 5
На доске: зимовать зима
зима до зимы
зимний зимой
зимовка о зиме
зимушка зимы
перезимовать зиму
- Что объединяет слова каждой группы? (первая группа – однокоренные слова, вторая – формы одного и того же слова)
- Чем различаются родственные слова? (слова разных частей речи; образованы с помощью суффиксов и приставок)
- Чем различаются формы одного и того же слова? (у них разные окончания)
- Какая часть слова помогает изменить форму слова? (окончание)
- Зачем нужны разные формы одного и того же слова? (для связи слов в предложении)
Работа с деформированными предложениями. Слайд 6
На партах карточки:
С друг можно разделить и радость и беда. Правда в огонь не горит и в вода не тонет. |
- Придумайте задание к упражнению (Дети предлагают задание: «Изменить форму имён существительных в соответствии со смыслом предложения»).
Дети работают в парах. Проверяется выполнение задания.
- Что помогло правильно выбрать форму имени существительного? (вопрос, который задавали к имени существительному)
- Как задавали вопрос? (от главного слова к зависимому)
3. Работа с учебником. ( Стр. 3, упр. 1 ) Коллективная работа.
- Читаем задание.
В тетради и на доске делаем следующую запись: что? весна
чего? весны
чему? весне
что? весну
чем? весной
о чём? о весне
- Почему изменялось слово «весна»? (задавали разные вопросы)
Дали полное склонение слова «весна».
4. Работа с правилом (Стр. 4)
- Что называется склонением?
5. Физминутка.
6.Работа с таблицей падежей. Слайд 7
- В русском языке шесть падежей.
- Ребята послушайте сказку.
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительным. Родился- стал Родительным. Пока был малышом, ему давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали Предложным.
- Ребята, какие названия падежей вы услышали?
-Чтобы запомнить правильное расположение падежей послушайте стишок. Слайд 8
Иван Родил ДевчонкуВелел Тащить Пеленку.
На доску вывешивается таблица падежей.
Именительный падеж | кто? что? |
Родительный падеж | кого? чего? |
Дательный падеж | кому? чему? |
Винительный падеж | кого? что? |
Творительный падеж | кем? чем? |
Предложный падеж | о ком? о чём? |
- Назовите падеж, в форме которого имя существительное является
подлежащим. (Именительный падеж)
- Догадайтесь по названию, какой падеж не употребляется без предлогов. (Предложный падеж)
- Почему у каждого падежа по два вопроса? (Один вопрос задаётся с одушевлённому имени существительному, другой – к неодушевлённому)
- Определить падеж имени существительного помогают не только вопросы, но и вспомогательные слова. Слайд 9
Дети получают карточки:
падеж | вспомогатель-ное слово | вопросы |
Именительный | есть | кто? что? |
Родительный | нет | кого? чего? |
Дательный | рад | кому? чему? |
Винительный | вижу | кого? что? |
Творительный | доволен | кем? чем? |
Предложный | думаю | о ком? о чём? |
7. Упражнение в определении падежа у имён существительных. Слайд 10
- Падежи, вопросы и вспомогательные слова надо знать наизусть, чтобы безошибочно определять падеж у имени существительного. Перед вами небольшие тексты. Надо определить падеж у выделенных существительных. Как? (Дети пробуют составить алгоритм определения падежа имени существительного, на доску вывешивается алгоритм-схема)
Карточка.
Определить падеж у выделенных имён существительных. Зима завалила город пушистым снегом. С верхушки старого дерева сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью сел на куст сирени. |
Схема-алгоритм. Слайд 11
Как определить падеж имени существительного Найти слово, от которого можно задать вопрос к имени существительному. Задать вопрос к имени существительному. По вопросу и вспомогательному слову определить падеж. |
С помощью составленного алгоритма коллективно выполняется работа в карточке.
VI. Рефлексия
Ребята, если бы Волшебник Русский язык спросил у вас: «Что интересного вы узнали?» Что бы вы ответили?
А если бы спросил: «Что непонятно?»
А если бы спросил: «Что ещё вам бы хотелось узнать?»
Оцените себя, используя сигнальные карточки.
Красные – испытывал трудности, чувствовал себя на уроке неуверенно; синие – трудности были, их преодолел;
зелёные – тему усвоил.
VII. Итог урока
Ребята, Русский язык - очень добрый волшебник и он очень хочет, чтобы вы узнали все его тайны, но для этого нужно получить ключики для следующего урока.
Продолжите фразу:
1 ряд - в русском языке 6….
2 ряд - каждый падеж имеет свои…
3 ряд - изменение по падежам называется…
Молодцы! Ключи к следующему уроку вы получили.
VIII. Домашнее задание: выполнить упр.4, выучить правило на стр.4; падежи, вопросы и вспомогательные слова выучить наизусть.