СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Изменение имён существительных по падежам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: знакомство с понятием «изменение слова по падежам»; наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей: учить решать проблемные задачи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, в словаре, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные действия:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре, группе; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты

Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Пробудить познавательную активность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы, схема - алгоритм определения падежа у имён существительных, индивидуальные таблицы - памятки, индивидуальные карточки, карточки для работы в паре.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Изменение имён существительных по падежам»»

Урок русского языка (Сист. Л. В. Занкова) в 3 классе Б

Тема: «Изменение имён существительных по падежам» (1 урок)

Цели: знакомство с понятием «изменение слова по падежам»; наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей: учить решать проблемные задачи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, в словаре, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные действия:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре, группе; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты

Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Пробудить познавательную активность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы, схема - алгоритм определения падежа у имён существительных, индивидуальные таблицы - памятки, индивидуальные карточки, карточки для работы в паре.

Учебник «Русский язык. 3 класс». Автор: А. В. Полякова, 2-е издание, Москва «Просвящение», 2013.


Ход урока.

I. Организационный момент. .

1. Минута чистописания.

- З а п и ш и т е, продолжив закономерность.

Чщ Чч Щщ

III. Словарно-орфографическая работа. Слайд 2

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна. А. Фет

– Выпишите слово картина, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

Лексическое значение слова. Работа со словарём.

- Какие ещё орфограммы вы видите?

IV. Повторение пройденного материала. Сообщение темы урока.


  1. Работа в малых группах. Слайд 3

Четыре группы учащихся (по 2 человека) получают задания на больших листах. Группам предлагаются следующие слова:

вьюга Франция окно

Снегурочка царевич медведь

Рождество солнце


1 группа: разделить слова на 2 группы – одушевлённые/неодушевлённые имена существительные.

2 группа: разделить слова на 2 группы – собственные/нарицательные имена существительные.

3 группа: разделить слова на 2 группы в зависимости от числа имён существительных.

4 группа: разделить слова на 3 группы в зависимости от рода имён существительных.

2. Работа с оставшейся частью класса.

На доске эти же слова.

- Что общего между словами? (имена существительные)

- Объясните выделенные орфограммы.

- Запомните слова (10 секунд), запишите по памяти.

Проводится самопроверка.

3. Проверка заданий, выполненных в группах.

Листы вывешиваются на доску.

- Догадайтесь, по какому признаку были разделены слова? (выслушиваются ответы детей)

- Дайте общее название. (грамматические признаки имени существительного)

На доску вывешивается таблица: Слайд 4

Грамматические признаки имён существительных

  1. Одушевлённое/ неодушевлённое

  2. Собственное/ нарицательное

  3. Число

  4. Род


- Какие грамматические признаки являются постоянными? Непостоянными?

4. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем ещё один грамматический признак имени существительного.

5.Физминутка.

V. Изучение нового материала.

1. Выяснение роли окончания в слове. Слайд 5

На доске: зимовать зима

зима до зимы

зимний зимой

зимовка о зиме

зимушка зимы

перезимовать зиму

- Что объединяет слова каждой группы? (первая группа – однокоренные слова, вторая – формы одного и того же слова)

- Чем различаются родственные слова? (слова разных частей речи; образованы с помощью суффиксов и приставок)

- Чем различаются формы одного и того же слова? (у них разные окончания)

- Какая часть слова помогает изменить форму слова? (окончание)

- Зачем нужны разные формы одного и того же слова? (для связи слов в предложении)

  1. Работа с деформированными предложениями. Слайд 6


На партах карточки:


С друг можно разделить и радость и беда.

Правда в огонь не горит и в вода не тонет.

- Придумайте задание к упражнению (Дети предлагают задание: «Изменить форму имён существительных в соответствии со смыслом предложения»).

Дети работают в парах. Проверяется выполнение задания.

- Что помогло правильно выбрать форму имени существительного? (вопрос, который задавали к имени существительному)

- Как задавали вопрос? (от главного слова к зависимому)

3. Работа с учебником. ( Стр. 3, упр. 1 ) Коллективная работа.

- Читаем задание.

В тетради и на доске делаем следующую запись: что? весна

чего? весны

чему? весне

что? весну

чем? весной

о чём? о весне

- Почему изменялось слово «весна»? (задавали разные вопросы)

Дали полное склонение слова «весна».

4. Работа с правилом (Стр. 4)

- Что называется склонением?

5. Физминутка.

6.Работа с таблицей падежей. Слайд 7

- В русском языке шесть падежей.

- Ребята послушайте сказку.

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительным. Родился- стал Родительным. Пока был малышом, ему давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали Предложным.

- Ребята, какие названия падежей вы услышали?

-Чтобы запомнить правильное расположение падежей послушайте стишок. Слайд 8

Иван Родил ДевчонкуВелел Тащить Пеленку.

На доску вывешивается таблица падежей.

Именительный падеж

кто? что?

Родительный падеж

кого? чего?

Дательный падеж

кому? чему?

Винительный падеж

кого? что?

Творительный падеж

кем? чем?

Предложный падеж

о ком? о чём?

- Назовите падеж, в форме которого имя существительное является

подлежащим. (Именительный падеж)

- Догадайтесь по названию, какой падеж не употребляется без предлогов. (Предложный падеж)

- Почему у каждого падежа по два вопроса? (Один вопрос задаётся с одушевлённому имени существительному, другой – к неодушевлённому)

- Определить падеж имени существительного помогают не только вопросы, но и вспомогательные слова. Слайд 9

Дети получают карточки:


падеж

вспомогатель-ное слово

вопросы

Именительный

есть

кто? что?

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

рад

кому? чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

кем? чем?

Предложный

думаю

о ком? о чём?

7. Упражнение в определении падежа у имён существительных. Слайд 10

- Падежи, вопросы и вспомогательные слова надо знать наизусть, чтобы безошибочно определять падеж у имени существительного. Перед вами небольшие тексты. Надо определить падеж у выделенных существительных. Как? (Дети пробуют составить алгоритм определения падежа имени существительного, на доску вывешивается алгоритм-схема)

Карточка.


Определить падеж у выделенных имён существительных.

Зима завалила город пушистым снегом. С верхушки старого дерева сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью сел на куст сирени.


Схема-алгоритм. Слайд 11

Как определить падеж имени существительного

  1. Найти слово, от которого можно задать вопрос к имени существительному.

  2. Задать вопрос к имени существительному.

  3. По вопросу и вспомогательному слову определить падеж.

С помощью составленного алгоритма коллективно выполняется работа в карточке.

VI. Рефлексия

Ребята, если бы Волшебник Русский язык спросил у вас: «Что интересного вы узнали?» Что бы вы ответили?
А если бы спросил: «Что непонятно?»
А если бы спросил: «Что ещё вам бы хотелось узнать?»

Оцените себя, используя сигнальные карточки.

Красные – испытывал трудности, чувствовал себя на уроке неуверенно; синие – трудности были, их преодолел;

зелёные – тему усвоил.

VII. Итог урока

Ребята, Русский язык - очень добрый волшебник и он очень хочет, чтобы вы узнали все его тайны, но для этого нужно получить ключики для следующего урока. 
Продолжите фразу:
1 ряд - в русском языке 6….
2 ряд - каждый падеж имеет свои…
3 ряд - изменение по падежам называется…
Молодцы! Ключи к следующему уроку вы получили.

VIII. Домашнее задание: выполнить упр.4, выучить правило на стр.4; падежи, вопросы и вспомогательные слова выучить наизусть.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!