Тема: Образование и культура в XVII веке

Разработка урока с применением ТРИЗ-технологии.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Образование и культура в XVII веке»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Советской

Разработка урока с применением ТРИЗ-технологии.

Урок по истории России

Тема: Образование и культура в XVII веке

7 класс

Автор:

Боритько Ирина Владимировна,

учитель истории.

Введение

В связи с модернизацией образования резко возросли требования к современной школе и современному ученику. Приоритетным становится ТРИЗ-технологии применяемые на уроках которые стимулируют самостоятельную деятельность обучающегося на уроке, что дает возможность развивать его творческие способности, критическое мышление, активность, ответственность за результаты своей деятельности. Но проблема в том, что у многих современных школьников отсутствует активность познания. Поэтому основной целью для меня как педагога является развитие у обучающихся мотивации к самостоятельной деятельности. Самостоятельная образовательная деятельность обучающихся подразумевает непосредственное использование полученных знаний, умений и навыков для более эффективной организации своей практической работы во время урока и вне урока. В этом и заключается актуальность. Из новых технологий, способствующих организации самостоятельной деятельности, я использую приёмы ТРИЗ. На таком уроке важен ученик и его движение в моём уроке. Дети получают не информацию от учителя, а знания, потому что они пропускают материал через себя. Одним из приёмов ТРИЗ-технологий являются ешение творческой задачи которая организуется в форме учебного мозгового штурма (УМШ).
Развитие творческого стиля мышления - вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ:
- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
- учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
- УМШ вызывает большой интерес учеников.

Ещё один приём ТРИЗ - это разбивка текста на кластеры (смысловые гроздья). Этот приём использую как доступ к собственным знаниям, или к собственному пониманию какой-либо темы. Можно использовать на стадии вызова или рефлексии.

Большое поле самостоятельной деятельности при изучении истории дает графическое письмо:

1.Таблица-синтез (ключевые слова, толкование, выписка из текста)

2.Сводная таблица (сравнительная)

3.Хронологическо-событийная таблица

4.Схемы

При организации такой работы, обучающиеся не только самостоятельно работают с новым текстом, но и обдумывают в какой форме, в каком объеме создать таблицу, каким материалом заполнить ее, чтобы получить необходимый результат.



Активизирует самостоятельную деятельность учащихся и исторические игры интеллектуального характера. Игра не вытесняет различные формы обучения, а дополняет их, позволяя более эффективно достигать поставленной цели конкретного занятия. В своей педагогической практике я использую авторские интеллектуальные игры, которые проходят в форме состязаний между командами. Такой вид урока дает учителю, а также детям оптимальный результат. Во-первых, при правильном составлении заданий, за короткое время учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания по той или иной теме. Во-вторых, наглядно видно, как ребята используют полученные ранее приемы ТРИЗ в различных ситуациях. В-третьих, такой вариант урока, позволяет формировать у учащихся коммуникативную (готовность к общению с другими), кооперативную (готовность к сотрудничеству – работа в команде) и другие компетентности.

Завершается вся деятельность обучающихся на уроке рефлексией. Каждый ребенок испытывает потребность в оценке своего труда, поэтому важно формировать у детей умение оценивать свою работу. Оценка деятельности осуществляется по специальному бланку по 10- бальной системе.

Как работала группа?

Дружно, совместно разбирали задания – 9-10 баллов

Не активно участвовали в обсуждении, не справились с частью заданий – 7-8 баллов

Работа была вялая, допущено много ошибок – 4-6 баллов

Сформулируйте Ваше мнение об уроке.

Что понравилось? Какие задания были наиболее интересными? Какие из них вызвали трудности в выполнении. Ваши пожелания.

Если не хватит время, эту часть работы можно выполнить дома.

Цель урока: Сформировать у обучающихся общее представление о высоком развитии культуры XVII века, ее особенностях.

Задачи:

Образовательные:

Ознакомление с различными видами культуры 17 века, ее особенностями

Развивающие

1. Развитие критического мышления, умения совместно решать проблемы, определять оптимальные виды действий.

2. Развитие навыков работы с историческими материалами

Воспитательные

1. Воспитание любви к родной культуре

2. Воспитание культуры работы в команде









План урока

Форма урока: урок - интеллектуальная игра

МетодыТРИЗ: кластер, работа с текстом, схемы



Межпредметные и метапредметные связи: литература, география, изобразительное искусство, развитие мышления, универсальных действий для решения проблемы (метапредмет «Проблема»), культура работы с теоретическими знаниями (метапредмет «Знание»).

По итогам урока учащиеся должны знать: уровень развития образования в 17 веке, уметь выстроить связь между распространением образования с оживлением торгово-промышленной деятельности и ростом государственного аппарата. Давать общую характеристику научных знаний данного периода и различных видов культуры. Знать новые явления в культуре.

Рекомендации по подготовке и проведению урока: урок рассчитан на 40 мин.

Заданий должно быть не более 4-5 из-за ограничения времени и их сложности. На их выполнение отводится от 5-х до 7 минут. Оцениваются задания учителем по привычной для ребят 5-бальной системе, он же является ведущим игры. Тема объявляется заранее, чтобы дети познакомились с материалом. Все приемы, используемые на игре, должны быть отработаны на других уроках, иначе дети не справятся с заданиями. Завершается игра рефлексией.

Материально-техническое обеспечение:

· мультимедийный проектор

· презентация по теме

· школьный учебник, дополнительная литература

· рабочие листы для групп, ручки, фломастеры, тетради



Ход урока



1. Вступительное слово учителя. (слайд 1)

Ребята, обратите внимание на доску, прочитайте стихотворение с пропущенными словами и догадайтесь, какое слово пропущено. Кто догадается, поднимите руку и зачитайте весь стих вставляя слово.

Культура России. Она многогранна.
Открыта для всех широко, без обмана.
Изящною ножкой в балете ступает,
Частушкой и пляской народной встречает.

Заставит часами стоять у картины
И плакать под песню о тонкой рябине.
Сверкнет синевой гжели чудный рисунок
Как много  еще у культуры задумок!



Есенинской строчкой о белой березе,
Некрасовским гимном о русском морозе
И шишкинским утром в сосновом бору
Культура России приводит к  добру.

Волшебный узор на ковре мастерицы.
Такой лишь в России способен родиться.
Затейлив по дереву четкий резец.
Культура России — всему ты венец.

Татьяна Якубинская





Слайд 2

Сегодня мы познакомимся с достижениями культуры 17 века. В культуре 17 века есть свои особенности, связанные с изменениями в обществе и экономике. Безошибочным показателем уровня культуры является образование. Россия 17 века выдвинула в этой области новые требования. В этот период появляются разнообразные научные знания, в основном практического характера. Появились новые веяния и в литературе. Оживление в литературной жизни привело к развитию драматургии. Возникает первый русский театр. Подробнее обо всем, что происходило в нашей культуре того времени вы узнаете, выполнив очередные задания. Однако, тема эта не совсем нова для вас. Представление о культуре в целом есть у каждого участника. И я предлагаю командам выполнить следующее задание.

2. Выполнение учащимися заданий

Давайте с вами вспомним все то, что мы уже знаем из курса Истории России, внимание на экран (слайд 3).

СМУТНОЕ ВРЕМЯ, ЯРМОРКА, ВСЕРОССИЙСКИЙ РЫНОК, ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, КРЕПОСТНИЧЕСТВО, САМОДЕРЖАВИЕ, ЦЕРКОВЬ.

Выписываем все ответы на доске. Какое отношение все эти слова имеют к нашей теме? Все эти явления стали причинами изменений в культуре и образовании 17 в.

«Давайте теперь подумаем, что бы вы хотели узнать в конце урока? На какие вопросы вы хотите получить ответы?» Постановка целей урока:

- в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII века

2. Переходим к проектной деятельности.

Ребята, следующее задание основано на выполнении проекта. Каждая группа должна выполнить проект

Слайд 10

Составьте кластер или схему по теме «Культура» и презентуйте своё творение.

Раздать листы ватмана, клей, ножницы, пакет с заданием и дополнительным материалом и оценочным листом для самооценки.

Команда1

Задание 1

На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система от начальной школы до академии. Используя сведения учебника и дополнительную литературу, определите уровень образованности населения, проанализируйте, влияли ли страны Запада на уровень образованности русских людей?

Команда 2

Задание I

Значительных успехов в 17 веке достигла русская география. Составьте страничку «История в лицах», посвященную первопроходцам. Учащиеся должны найти вариант быстрого оформления. Самый лучший способ, написать каждому из команды на узких полосках про одного путешественника и скрепить их, либо это задание дать как индивидуальное и отправить по одному участнику в отдельное пространство в классе с табличкой «Научная библиотека».



Команда 3

Задание 1

Определить архитектурный стиль

3. закрепление материала.

Итак, давайте вспомним, какие вопросы мы ставили перед началом работы?

Ответили ли мы на эти вопросы?

4. Подведение итогов

5. Домашнее задание

Параграф 10, составление кластеров или схем по подпунктам 7, 8



Результативность



Результативность таких занятий высока. Во-первых, в работу включаются все учащиеся класса. Каждый выполняет свою роль в игре и общие задачи всей группы. Это вырабатывает ответственность за совместное дело, культуру работы в команде. Эффективность самостоятельной деятельности обучающихся на таком уроке заключается не только в получении знаний, но и в развитии различных компетентностей:

а) способность к самообучению в дальнейшем;

б) умение решать возникшие проблемы; находить рациональные пути решения

в) умение пользоваться источниками информации;

г) коммуникативная – готовность к общению с другими, готовность к сотрудничеству (работа в команде) и др.

д) использовать универсальные действия при изучении других предметов



Список литературы

Громыко Н. В. «Метапредмет «Знание»», М., 2001.

Данилов А. А. История России, М., 2008.

Костенко Е. Г. Самостоятельная работа учащихся, М., 2009.

Кочетов Н. С. Нестандартные уроки, Волгоград, 2002.

Ресурсы интернет.


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас