1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Встанем, подравняемся,
С трудностями справимся!
-Здравствуйте, ребята и гости! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. В какой город мы приехали вчера на волшебном поезде? Частеречинск. А почему он так назван? (здесь живут части речи)
- Прочитайте предложения, которые вы составили.
- Назовите имена существительные.
- Поставьте их в начальную форму.
- Что такое начальная форма имени существительного?
|
слайд 1
|
2. Актуализация:
- А в каком вагоне приехали мы? Почему вы так думаете? (В красном, потому что там ехали слова, отвечающие на вопросы кто? что?, а мы кто? – ученики.)
- Что еще могут обозначать слова? (признаки, действия) приведите примеры.
|
|
3.Самоопределение к деятельности. (Работа в парах)
- Прочитайте слова:
Собака, туман, город, соловей ,рыба, поезд.
- Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.
- По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)
- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (одушевлённые)
-Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (неодушевлённые)
- Сформулируйте тему урока.
|
|
4. Фиксация затруднения, постановка учебной задачи.
-Посмотрите, чей-то домик. И сколько книг! Здесь живет волшебник. Его зовут Имя существительное. Вы любите волшебство?
-Дедушка Существительное умеет превращаться во все, что существует, в то, что можно увидеть, услышать или почувствовать. Смотрите! (клик мышкой)
( появление слов: дерево, дождь, радуга, собака, Катя, папа, стол, компьютер)
В какие слова превратился волшебник?
- Какие вопросы вы хотели бы задать дедушке Существительному?
- О чем должны узнать?
- Чему будете учиться?
|
слайд 2
|
5. Работа по учебнику. Знакомство с новым, уточнение представлений о существительном: ( стр.12)
-Вот что дедушка Существительное говорит о себе (чтение правила)
|
слайд 3
|
6. Первичное закрепление во внешней речи: (клик мышкой)
«Жужжащее» чтение стихотворения
В какие слова из стихотворения может превратиться дедушка Существительное? Назовите их! Докажите, что правильно нашли слово.
|
слайд 3
|
7. Применение знаний. Работа в парах с фронтальной проверкой:
А теперь попробуйте найти существительные среди других частей речи в упражнении 15 на странице 12. (Работайте в парах.)
(Текст задания: Выпишите имена существительные.
Красный, отец, дерево, работает, к, учил, холодная, пила)
Проверьте работу! (по клику мышкой выводится образец выполнения работы)
- Как вы отличили имена существительные от других частей речи? (по вопросам, по значению)
Если возникнет затруднение со словом «пила»
Ребята, не все выписали слово «пила». Почему? (может обозначать не только предмет, но и действие). Вы – МОЛОДЦЫ, что заметили это. А как нам определить, кто же прав?
(доказывают точку зрения и те, и другие, в результате выясняем, что возможны оба варианта выполнения задания)
|
слайд 4
|
- Спишите. Подчеркните имена существительные.
Аисты свили гн.здо на крыше дома. В гн.зде п.щ.ли пт.нцы)
(работа с доской)
- Были ли трудности в подборе проверочных слов? Кто готов дать справку?
- Проверьте, все ли существительные вы нашли?
- По каким приметам вы узнали имена существительные?
|
|
Физминутка.
Дедушка Существительное снова играет с нами в «прятки». Я буду называть слова. Если среди них вы услышите существительное, поднимите руки вверх помашите ему:
Облако, пушистый, плавал, Сережа, задача, новая, Иванова, нес, нос, туман, рассказывал, рассказ.
|
|
8. Знакомство с новым. Введение понятия одушевленное(неодушевленное)
А теперь – кроссворд. Называя слова-отгадки, объясняйте орфограммы.
( В слове «крот» парный согласный на конце слова. Проверочное слово «кроты»)
(Работа выполняется письменно)
После того, как названо и записано последнее слово кроссворда:
- Что общего у всех слов? (отвечают на вопрос кто?, обозначают животных)
Кто знает, как называются такие существительные?
(клик мышкой – выводится слово «одушевленные»)
Как вы понимаете это слово? (те, у кого есть душа – животные и люди)
А как можно назвать все остальные существительные? (придумывают названия – бездушные,…., неодушевленные)
|
слайд 5
|
10. Первичное закрепление:
- Прочитайте слова. Чем они похожи? (Имена существительные, оканчиваются на парный согласный)
Запишите слова в 2 столбика (по какому признаку предлагаете делить?)
Дети называют слова и аргументируют выбор столбика. Сразу же и записываем.
|
слайд 6
|
11. Проверка усвоения
А теперь каждый из вас будет волшебником. Замените одну букву в слове так, чтобы оно отвечало на вопрос кто? (устная работа)
- Что вы можете сказать о словах левого столбика? Правого?
|
слайд 7
|
Составьте и запишите предложения
Проверьте работу. (самопроверка)
Все ли существительные вы смогли найти?
|
слайд 8
|
12. Рефлексия:
- Что вам запомнилось на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- Хотели бы вы встретиться с Дедушкой Существительным завтра?
- Продолжите одно из предложений:
Сегодня на уроке я узнал ….
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел …
|
|
13. Домашнее задание: (клик мышкой)
упр. 16 стр.12
|
слайд 9
|