Тема | Однородные подлежащие и сказуемые. |
Цели | Познакомить с понятием «однородные подлежащие», «однородные сказуемые». Научить находить в предложениях однородные подлежащие и сказуемые. Учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, чертить схемы предложения с однородными членами. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Однородные подлежащие, однородные сказуемые, запятая при однородных членах предложения, союз «и» при однородных членах. Термин: однородные. |
Развитие УУД на уроке | Предметные: Понимать что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые. Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах. Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет. УУД: Личностные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. Познавательные: уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения; уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка. |
Межпредметные связи: | литературное чтение, русский язык |
Ресурсы: - основные | Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х - ч. 2 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - Изд. 5-е, переработанное - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. - 208 с. ил. (Образовательная система «Школа 2100».) Толковый словарь (учебник) Орфографический словарик (учебник) |
- дополнительные | Презентация по теме урока. 2) Проектор, экран, ноутбук. Материалы для выполнения самостоятельной работы, алгоритм самооценки, иллюстрации. Электронная физкультминутка учитель русского языка и литературы Мичуринской средней школы Тихонова Надежда Андреевна (источник http://www.rusedu.ru/) |
Организация пространства | фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах. |
Аннотация | Данный урок является первым в изучении большой темы «Однородные члены предложения». Урок был проведен в 3классе по УМК "Школа 2100". Тип урока: урок «открытия» нового знания. На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода. Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог. Приём создания проблемной ситуации: практическое задание на новый материал. На уроке использовалось мультимедийное оборудование для демонстрации некоторых заданий учащимся. Также представлены дидактические материалы, которые помогут учителю разнообразить формы проведения урока. В ходе урока используются различные методы и приемы для формирования УУД. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Самоопределение к деятельности (организационный момент) Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | - Я рада вновь видеть ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. - А каким бы вы хотели видеть наш урок? С каким настроением вы его начинаете?? Просигнальте мне, пожалуйста - Успехов всем и удачи! | Подготовка класса к работе Учащиеся поднимают карточку «настроение» в виде личика | Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Языковая разминка Работам по карточке в парах Проверка Карточка Вставить пропущенные буквы Выписать первое предложение, подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать части речи, составить схему предложения, дать характеристику предложения. Выдался настоящий в..сенний д..нёк. Радовались звери и птицы. Ручей поб..жал, зажурч..л. Он крич..л, что за в..сну нужно его благ..д..рить. По д..роге он и сне.. растапливает, д..ревья и травы в..дой поит. А к веч..ру ручеёк замолк, зал..денел. Почему? Солнышко за лес зак..тилось. - Чему радовались звери и птицы? - Кто же на самом деле весну делает? Работа с учебником - Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 158 - Кого держит Афанасий? - Какие все эти щенки? - Какое отношение имеет рисунок к теме раздела? - Как это понять «однородные члены»? | Работа в парах. Записать число и вид работы « классная работа» - Щенков. - Одной породы, они похожи друг на друга, одинаковые. - Читают название раздела. - Похожие, одинаковые. Дети высказывают предположения о содержании раздела. (В предложениях есть одинаковые члены предложения.) | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
Постановка учебной задачи Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | - Какие же члены предложения могут быть однородными? - Как их найти в предложении? - Сегодня нам предстоит ответить на эти вопросы. | Ставят цели, формулируют тему урока и записывают на доске | Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: постановка вопросов. Познавательные УУД: |
Построение проекта выхода из затруднения Цель: Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового знания. | Наблюдение и беседа - Прочитайте. Найдите и подчеркните главные члены в предложениях. Поставьте к ним вопросы. - В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены? - Прочитайте в толковом словаре на с. 193, как объясняется значение слова однородный. - Чем отличаются второе и третье предложения от первого? - Чем отличается второе предложение от третьего? - Прочитайте четвертое предложение. - Подчеркните главные члены предложения. - Что изменилось в этом предложении по сравнению с предыдущими? - Как при чтении произносятся однородные члены предложения? - Как на письме они разделяются? - А соединяются? - Какой вывод мы можем сделать? - Прочитайте. Найдите и подчеркните главные члены в предложениях. Поставьте к ним вопросы. - Сравните предложения. Чем они отличаются? - В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены? Какие члены предложения являются в этих предложениях однородными? Как при чтении произносятся однородные члены предложения? Как на письме они разделяются? А соединяются? - Какой вывод можно сделать? | Самостоятельная работа. Ученики выдвигают гипотезы. Работа со словарём. - С интонацией перечисления. - Запятой. Союзом и, интонацией. Самостоятельная работа. Ученики выдвигают гипотезы. Сказуемые С интонацией перечисления. Запятой Интонацией, союзом и. | Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование. Познавательные УУД: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Слайды № 3,4 | В предложении может быть несколько подлежащих при одном сказуемом. В предложении может быть несколько сказуемых при одном подлежащем Такие подлежащие и сказуемые называются однородными Однородные подлежащие и сказуемые соединяются при помощи интонации, союзом и или только с помощью интонации перечисления Чтение определения в рамке на с.159 - Сравним свой вывод с учебником. - Как на схемах обозначаются однородные подлежащие и сказуемые? | - В круге обозначение. | |
Первичное закрепление. А) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Б) Включение в систему знаний и повторение. Цели: 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Слайд № 9 | Физкультминутка для глаз. Слайды № 5,6, 7 Работа в группах по карточке. Прочитать предложение. Подчеркнуть грамматическую основу. Дать характеристику предложения. Составить графическую схему предложения и изобразить ее с помощью ребят из своей группы. Проверка. Слайд № 8 Выполни тест: 1. Найди и отметь предложение с однородными членами: Снег пропитался водой, отяжелел и осел. В мае зацветают в лесу душистые ландыши. Букет состоял из красных тюльпанов. 2. В каком предложении есть однородные подлежащие: | | | | 3. В каком предложении есть однородные сказуемые: | | | | | | | | | Выполнение физкультминутки. Работа в группах. Индивидуально. | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция. Познавательные УУД: – умение структурировать знания, – выбор наиболее эффективных способов решения задач, – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, – рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Словарная работа Цели: 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. Слайд № 10 | - Сегодня мы запоминаем написание слова фамилия. Определим его значение. Запишем однокоренные слова. - Придумайте предложения к схемам: [![Овал 4](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_59306f9526adb/s640178_1_1.png) и =]. [ _ , ]. ![Овал 2](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_59306f9526adb/s640178_1_3.png) | | |
Рефлексия деятельности (итог урока) Цели: Зафиксировать новое содержание урока. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Слайд № 11 Слайд № 12 | - Какое открытие мы сегодня сделали на уроке? - Что нам помогло научиться находить однородные члены предложения? - Поведем итог нашего урока. Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? - О чем вы узнали? Вам было трудно? - Давайте посмотрим на слайд № 11 и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными на уроке задачами?» В картах личного контроля вы должны закрасить 2 верхних кружочка. Перед вами сигнальная карта. (Объясняю схему) Кто закрасил оба кружка красным? Один красным? У кого есть синие кружочки? Те ребята, кто засомневался в своих знаниях, не отчаивайтесь, мы продолжим эту работу на следующих уроках. Остальные кружки закрасим также на следующих уроках, так как будем продолжать изучать тему «Однородные члены предложения». – С каким настроением вы заканчиваете урок? - Просигнальте, пожалуйста. - Благодарю вас за работу на уроке. | - Мы узнали, что в предложении могут быть однородные подлежащие и сказуемые. - Умение находить главные члены предложения, схемы, рассуждения. Дети поднимают карточку «настроение» в виде личика. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия. Личностные УУД: смыслообразование. |
Выдался настоящий в..сенний д..нёк. Радовались звери и птицы.
Ручей поб..жал, зажурч..л. Он крич..л, что за в..сну нужно его благ..д..рить. По д..роге он и сне.. растапливает, д..ревья и травы в..дой поит.
А к веч..ру ручеёк замолк, заледенел. Почему? Солнышко за лес зак..тилось.
2. Подчеркнуть грамматическую основу.
3. Дать характеристику предложения.
4. Составить графическую схему.
5. Изобразить схему предложения с помощью ребят из группы.
2. Подчеркнуть грамматическую основу.
3. Дать характеристику предложения.
4. Составить графическую схему.
5. Изобразить схему предложения с помощью ребят из группы.
2. Подчеркнуть грамматическую основу.
3. Дать характеристику предложения.
4. Составить графическую схему.
5. Изобразить схему предложения с помощью ребят из группы.