СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Почвенные ресурсы. Почвы и человек»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В инструктивную карту обобщающего  урока по теме: "Почвенные ресурсы. Почвы и человек" включены: географическийдиктант, опорная схема, практичекские задания, проблемные задания, определения, выводы. 

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Почвенные ресурсы. Почвы и человек»»

Инструктивная карта обобщающего урока

Тема «Почвенные ресурсы. Почвы и человек» 8 класс

1.Географический диктант.

    1. Тип почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло-серого цвета.

    2. Тип почв, имеющий глеевой горизонт.

    3. Почвы с мощным горизонтом гумуса.

    4. Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы.

    5. Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление.

    6. Природная зона, имеющая самые плодородные почвы

    7. Вертикальный разрез почвы от верхнего слоя до материнской породы

В почвенный профиль

    1. Органическое вещество почвы.

    2. Главное свойство почвы.

    3. Основоположник учения о почвах

2.Схема

Нарисуйте ромашку. В центре цветка написано слово «почва». Вспомните, какие факторы оказывают влияние на образование почв, впишите в лепестки ромашки.

ВЫВОД: Почва отражает взаимодействие всех компонентов природы. 

3. Высказывание В.В. Докучаева «Почва – это единство минералов, растений, животных, климата»

– Как будет проходить процесс образования почвы, если исключить один из названных В.В. Докучаевым факторов?

Объясните и запишите

Задание (работа в парах) соотнесите типы почв России и природные зоны с севера на юг, причины смены почв (атлас 18-19)

ВЫВОД: Более 100 лет назад В.В. Докучаев  установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону  зональности, другими словами почвы сменяют друг друга по природным зонам. В России в направлении с севера на юг.

4. Практическое освоение материала в группах (синтез деятельности анализаторов; отработка основных умений работы с картой).

– Откройте атлас, стр. 18-19 «Почвенную карту». Используя эту карту, определите типы почв в следующих областях: Мурманской, Московской, Хабаровский край

ВЫВОД:

Чешский писатель Карелл Чапек писал «Человек,  в сущности совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва».

Мы ходим по ней, топчем её, но не задумываемся, что значит почва для нас, как она живет, каковы наши земельные богатства.

«Земля - один из главных ресурсов природы, источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а земля - мать его».


Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.

Почвенные ресурсы - это часть земельных ресурсов, которые используют в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве.

Главное свойство почвенных ресурсов – естественное плодородие почв, от которого зависит продуктивность земель в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, почвенные ресурсы выполняют важные экологические функции – почвы служат буфером и фильтром для загрязнителей, условием сохранения биоразнообразия, играют важную роль в круговороте воды и азота.

Проверка Д/З

5. Практическое освоение материала – проектирование. Прочтите и ответьте на вопросы 

Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Он представлял собой приподнятую площадку, состоящую из насыпных почв различного цвета и происхождения. Выбитая на камне надпись гласит: «Это сооружение построено в 1421 году в эпоху династии Мин. в середине находится желтая почва, в восточной стороне голубая, на западе белая, на юге – красная и на севере черная почва. Все эти земли различных цветов принадлежат императору».

Что должен был означать этот памятник?


Закрепление изученного материала. 1. Тревожный сигнал: Свыше 30 млн.га почвы смывается текучими водами (каждый год смывается около 100млн.т.гумуса и более 43 млн.т. азота, фосфора, калия).и сдувается пыльными бурями (ветровая и водная эрозия), чрезмерное орошение выводит из оборота 20 млн.га земель (засоление); чрезмерное внесение удобрений выводит из оборота почти 70 млн.га ( повышенную кислотность). Из-за неправильной распашки склонов площадь пашни ежегодно падает на 100-150 тыс. га (образование оврагов).

Ежегодно в мире безвозмездно теряется почти 7 млн.га. пахотных земель.

УСТНО

О каких видах эрозии идет речь?

2. Какие и сколько различных операций производят на полях с весны по осень? С какой целью они производятся? Какой при этом достигается эффект? Что отрицательного?

3. С давних времён земледельцы оставляли часть земли под «пар», т.е. не использовали её в течение года. С какой целью это делали? Как вы относитесь к этому методу сохранения плодородия почв?































Тесты по теме «Почвы и почвенные ресурсы». 8 класс

ВАРИАНТ1.

1.В.В.Докучаев называл почву «зеркалом « природы. Почва отражает компоненты природы:

а) климат б) растительность; в) животный мир; г) рельеф;

д) горные породы; е) грунтовые воды; ж) деятельность человека;

з ) все перечисленное.

2 На процесс образования гумуса в почве влияет:

а) количество и состав органического вещества;

б) скорость разложения органического вещества;

в) воздуха; г) увлажнение; д) почвенные микроорганизмы;

е) все перечисленное.

3.Определите какая растительность соответствует почвам:

1.Тундрово-глеевые а) травянистая степь

2.Подзолистые б) таежные леса

3.Дерново-подзолистые в) смешанные леса

4. Черноземы г) мхи и кустарнички

4.Развитию эрозии способствует:

а) преобладание участков со значит. уклонами земной поверхности;

б) преобладание плоских участков земной поверхности;

в) густая и разреженная растительность;

г) медленное и интенсивное снеготаяние;

д) моросящие и ливневые дожди.

5.Определите, к какому типу относятся данные почвы в зависимости от соотношения песчаных и глинистых частиц:

а) песок- 70-80% ; глина 20-30% - 3.

б) песок – менее 25%; глина – более 75% - 1.

в) песок –более 90%; глина – менее 10% - 4.

Г ) песок – 50-70%; глина – 30-50% - 2.

1. Глинистая. 3.Супесчаные .

2.Суглинистая. 4.Песчаные.

6.Тяжелыми называются почвы:

а) глинистые; б) песчаные; в) суглинистые.

7.Черноземы формируются в районах, где климатические условия характеризуются:

а) в районах, где увлажнение близко к достаточному (К= 0,55-1);

б) в районах, где увлажнение превышает испарение (К 1);

в) там, где среднегодовые температуры отрицательны.

8.Мерзлотно-таежные почвы формируются в условиях:

а) субарктического климата; б) умеренно континентального;

в) континентального; г) резко - континентального.

9.Солончаки чаще всего встречаются:

а) в лесостепи; б) в степи; в) в полупустыне; г) в пустыне.

10. Определите, отчего возникает эрозия почв.

а) смыв верхнего слоя почвы; б) выдувание верхнего слоя почвы;

г) сплошной растительный покров; д) высокие температуры;

е) размывание почвы (поверхностные углубления); ж) уплотнение почвы.

11. Способ повышения сборов урожая сельскохозяйственных культур лучше:

а) расширение площади пахотных земель;

б) мелиорация пахотных земель.






Тесты по теме «Почвы и почвенные ресурсы». 8 класс


ВАРИАНТ 2

1.Почвой называют:

а) самостоятельный компонент природы;

б) особое уникальное природное тело;

в) верхний плодородный слой Земли;

г) продукт взаимодействия органической и неорганической природы;

д) результат взаимодействия всех компонентов природы;

е) все перечисленное.

2. Определите отличия подзолистой почвы от серой лесной:

а) формируется под таежными лесами;

б) в условиях достаточного увлажнения;

в) мощность гумусового горизонта меньше;

г) перегнойный процесс проходит быстрее;

д) есть горизонт вымывания.

3.Для развития растений лучше структура почвы:

а) песчаной; б) суглинистой; в) глинистой.

4. Почвы, распространенные на территории со скудным увлажнением:

а) черноземы; б) каштановые; в) бурые; г) серые лесные.

5.Процесс разрушения почвы под действием ветра и воды называется:

а) мелиорацией; б) эрозией; в) рекультивацией; г) агротехникой.

6.Органические вещества попадают в почву благодаря:

а) микроорганизмам; б) животным; в) воздуху атмосферы; г) текучим водам.

7.Определите соответствие почв и природных зон:

1.Тундра. а) каштановые;

2.Тайга. б) подзолистые;

3.Смешанные леса. в)бурые;

4.Широколиственные леса. г)глеевые

5.Лесостепи . д) серые;

6.Степи. е) дерново- подзолистые

7.Полупустыни. ж)черноземы

8.Слой почвы, особенно богатый перегноем, называется:

а) горизонтом вымывания; б) материнской породой;

в) горизонтом вмывания; г) гумусовым горизонтом

9. Чаще всего осушение земель проводят в регионах

а) в северном; б) в северо-западном;

г) в центральном; д) в южном.

10.Особенно много оврагов образуется в природных зонах:

а) в лесной; б) в лесостепной; в) в степной г) в полупустыне

11.Определите , какие почвы формируются в области с коэффициентом

увлажнения = 1 или близким к 1:

а) черноземы;

б) каштановые;

в) бурые;

г) серые лесные.






Тест №1

  1. Самые богатые перегноем почвы:

а/подзолистые;

б/черноземы;

в/солончаки;

г/каштановые.

  1. Характерной закономерностью смены почв в горах является:

а/высотная поясность;

б/широтная зональность.

  1. Какие почвы занимают более половины площади страны?

а/черноземы;

б/серо – бурые;

в/подзолистые и дерново – подзолистые;

г/тундровые глеевые.


Ответ: 1 –б; 2 –а;3 –в.


Тест №2

1.В какой природной зоне формируются подзолистые почвы?

а/тундре;

б/степной;

в/тайге;

г/пустыне.

2.В какой природной зоне происходит наибольшее накопление гумуса?

а/лесотундре;

б/лесостепи;

в/полупустыне.

3.Важнейшей причиной зональности почв является:

а/изменение климата;

б/изменение растительного мира;

в/изменение рельефа.


Ответ: 1 –в; 2 –б; 3 –а.


Карточка № 1

Используя рисунок № 63 учебника, определите природную зону, тип почвы и коэффициент увлажнения:

осадки -550 мм;

испаряемость – 750 мм.


/Ответ: природная зона – степь;

почвы – черноземы;

К увл.= 0,73


Карточка № 2

Кто такой ? Что такое ?

Гумус – Докучаев -

/Ответ: гумус –самый верхний и плодородный слой почвы;

Докучаев – ученый, основоположник науки «Почвоведение».