Инструктивная карта обобщающего урока
Тема «Почвенные ресурсы. Почвы и человек» 8 класс
1.Географический диктант.
Тип почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло-серого цвета.
Тип почв, имеющий глеевой горизонт.
Почвы с мощным горизонтом гумуса.
Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы.
Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление.
Природная зона, имеющая самые плодородные почвы
Вертикальный разрез почвы от верхнего слоя до материнской породы
В почвенный профиль
Органическое вещество почвы.
Главное свойство почвы.
Основоположник учения о почвах
2.Схема
Нарисуйте ромашку. В центре цветка написано слово «почва». Вспомните, какие факторы оказывают влияние на образование почв, впишите в лепестки ромашки.
ВЫВОД: Почва отражает взаимодействие всех компонентов природы.
3. Высказывание В.В. Докучаева «Почва – это единство минералов, растений, животных, климата»
– Как будет проходить процесс образования почвы, если исключить один из названных В.В. Докучаевым факторов?
Объясните и запишите
Задание (работа в парах) соотнесите типы почв России и природные зоны с севера на юг, причины смены почв (атлас 18-19)
ВЫВОД: Более 100 лет назад В.В. Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности, другими словами почвы сменяют друг друга по природным зонам. В России в направлении с севера на юг.
4. Практическое освоение материала в группах (синтез деятельности анализаторов; отработка основных умений работы с картой).
– Откройте атлас, стр. 18-19 «Почвенную карту». Используя эту карту, определите типы почв в следующих областях: Мурманской, Московской, Хабаровский край
ВЫВОД:
Чешский писатель Карелл Чапек писал «Человек, в сущности совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва».
Мы ходим по ней, топчем её, но не задумываемся, что значит почва для нас, как она живет, каковы наши земельные богатства.
«Земля - один из главных ресурсов природы, источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а земля - мать его».
Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.
Почвенные ресурсы - это часть земельных ресурсов, которые используют в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве.
Главное свойство почвенных ресурсов – естественное плодородие почв, от которого зависит продуктивность земель в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, почвенные ресурсы выполняют важные экологические функции – почвы служат буфером и фильтром для загрязнителей, условием сохранения биоразнообразия, играют важную роль в круговороте воды и азота.
Проверка Д/З
5. Практическое освоение материала – проектирование. Прочтите и ответьте на вопросы
Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Он представлял собой приподнятую площадку, состоящую из насыпных почв различного цвета и происхождения. Выбитая на камне надпись гласит: «Это сооружение построено в 1421 году в эпоху династии Мин. в середине находится желтая почва, в восточной стороне голубая, на западе белая, на юге – красная и на севере черная почва. Все эти земли различных цветов принадлежат императору».
– Что должен был означать этот памятник?
Закрепление изученного материала. 1. Тревожный сигнал: Свыше 30 млн.га почвы смывается текучими водами (каждый год смывается около 100млн.т.гумуса и более 43 млн.т. азота, фосфора, калия).и сдувается пыльными бурями (ветровая и водная эрозия), чрезмерное орошение выводит из оборота 20 млн.га земель (засоление); чрезмерное внесение удобрений выводит из оборота почти 70 млн.га ( повышенную кислотность). Из-за неправильной распашки склонов площадь пашни ежегодно падает на 100-150 тыс. га (образование оврагов).
Ежегодно в мире безвозмездно теряется почти 7 млн.га. пахотных земель.
УСТНО
О каких видах эрозии идет речь?
2. Какие и сколько различных операций производят на полях с весны по осень? С какой целью они производятся? Какой при этом достигается эффект? Что отрицательного?
3. С давних времён земледельцы оставляли часть земли под «пар», т.е. не использовали её в течение года. С какой целью это делали? Как вы относитесь к этому методу сохранения плодородия почв?
Тесты по теме «Почвы и почвенные ресурсы». 8 класс
ВАРИАНТ1.
1.В.В.Докучаев называл почву «зеркалом « природы. Почва отражает компоненты природы:
а) климат б) растительность; в) животный мир; г) рельеф;
д) горные породы; е) грунтовые воды; ж) деятельность человека;
з ) все перечисленное.
2 На процесс образования гумуса в почве влияет:
а) количество и состав органического вещества;
б) скорость разложения органического вещества;
в) воздуха; г) увлажнение; д) почвенные микроорганизмы;
е) все перечисленное.
3.Определите какая растительность соответствует почвам:
1.Тундрово-глеевые а) травянистая степь
2.Подзолистые б) таежные леса
3.Дерново-подзолистые в) смешанные леса
4. Черноземы г) мхи и кустарнички
4.Развитию эрозии способствует:
а) преобладание участков со значит. уклонами земной поверхности;
б) преобладание плоских участков земной поверхности;
в) густая и разреженная растительность;
г) медленное и интенсивное снеготаяние;
д) моросящие и ливневые дожди.
5.Определите, к какому типу относятся данные почвы в зависимости от соотношения песчаных и глинистых частиц:
а) песок- 70-80% ; глина 20-30% - 3.
б) песок – менее 25%; глина – более 75% - 1.
в) песок –более 90%; глина – менее 10% - 4.
Г ) песок – 50-70%; глина – 30-50% - 2.
1. Глинистая. 3.Супесчаные .
2.Суглинистая. 4.Песчаные.
6.Тяжелыми называются почвы:
а) глинистые; б) песчаные; в) суглинистые.
7.Черноземы формируются в районах, где климатические условия характеризуются:
а) в районах, где увлажнение близко к достаточному (К= 0,55-1);
б) в районах, где увлажнение превышает испарение (К 1);
в) там, где среднегодовые температуры отрицательны.
8.Мерзлотно-таежные почвы формируются в условиях:
а) субарктического климата; б) умеренно континентального;
в) континентального; г) резко - континентального.
9.Солончаки чаще всего встречаются:
а) в лесостепи; б) в степи; в) в полупустыне; г) в пустыне.
10. Определите, отчего возникает эрозия почв.
а) смыв верхнего слоя почвы; б) выдувание верхнего слоя почвы;
г) сплошной растительный покров; д) высокие температуры;
е) размывание почвы (поверхностные углубления); ж) уплотнение почвы.
11. Способ повышения сборов урожая сельскохозяйственных культур лучше:
а) расширение площади пахотных земель;
б) мелиорация пахотных земель.
Тесты по теме «Почвы и почвенные ресурсы». 8 класс
ВАРИАНТ 2
1.Почвой называют:
а) самостоятельный компонент природы;
б) особое уникальное природное тело;
в) верхний плодородный слой Земли;
г) продукт взаимодействия органической и неорганической природы;
д) результат взаимодействия всех компонентов природы;
е) все перечисленное.
2. Определите отличия подзолистой почвы от серой лесной:
а) формируется под таежными лесами;
б) в условиях достаточного увлажнения;
в) мощность гумусового горизонта меньше;
г) перегнойный процесс проходит быстрее;
д) есть горизонт вымывания.
3.Для развития растений лучше структура почвы:
а) песчаной; б) суглинистой; в) глинистой.
4. Почвы, распространенные на территории со скудным увлажнением:
а) черноземы; б) каштановые; в) бурые; г) серые лесные.
5.Процесс разрушения почвы под действием ветра и воды называется:
а) мелиорацией; б) эрозией; в) рекультивацией; г) агротехникой.
6.Органические вещества попадают в почву благодаря:
а) микроорганизмам; б) животным; в) воздуху атмосферы; г) текучим водам.
7.Определите соответствие почв и природных зон:
1.Тундра. а) каштановые;
2.Тайга. б) подзолистые;
3.Смешанные леса. в)бурые;
4.Широколиственные леса. г)глеевые
5.Лесостепи . д) серые;
6.Степи. е) дерново- подзолистые
7.Полупустыни. ж)черноземы
8.Слой почвы, особенно богатый перегноем, называется:
а) горизонтом вымывания; б) материнской породой;
в) горизонтом вмывания; г) гумусовым горизонтом
9. Чаще всего осушение земель проводят в регионах
а) в северном; б) в северо-западном;
г) в центральном; д) в южном.
10.Особенно много оврагов образуется в природных зонах:
а) в лесной; б) в лесостепной; в) в степной г) в полупустыне
11.Определите , какие почвы формируются в области с коэффициентом
увлажнения = 1 или близким к 1:
а) черноземы;
б) каштановые;
в) бурые;
г) серые лесные.
Тест №1
Самые богатые перегноем почвы:
а/подзолистые;
б/черноземы;
в/солончаки;
г/каштановые.
Характерной закономерностью смены почв в горах является:
а/высотная поясность;
б/широтная зональность.
Какие почвы занимают более половины площади страны?
а/черноземы;
б/серо – бурые;
в/подзолистые и дерново – подзолистые;
г/тундровые глеевые.
Ответ: 1 –б; 2 –а;3 –в.
Тест №2
1.В какой природной зоне формируются подзолистые почвы?
а/тундре;
б/степной;
в/тайге;
г/пустыне.
2.В какой природной зоне происходит наибольшее накопление гумуса?
а/лесотундре;
б/лесостепи;
в/полупустыне.
3.Важнейшей причиной зональности почв является:
а/изменение климата;
б/изменение растительного мира;
в/изменение рельефа.
Ответ: 1 –в; 2 –б; 3 –а.
Карточка № 1
Используя рисунок № 63 учебника, определите природную зону, тип почвы и коэффициент увлажнения:
осадки -550 мм;
испаряемость – 750 мм.
/Ответ: природная зона – степь;
почвы – черноземы;
К увл.= 0,73
Карточка № 2
Кто такой ? Что такое ?
Гумус – Докучаев -
/Ответ: гумус –самый верхний и плодородный слой почвы;
Докучаев – ученый, основоположник науки «Почвоведение».