1.Организационный момент. Этап мотивации. Эмоциональное вхождение в урок | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте высказывание: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает». (Роман Сэф) - Так давайте же сегодня на уроке не будем хныкать и скучать, а будем изучать | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Высказывание читает выразительно один ученик. Слово «изучать» учащиеся произносят хором |
2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 3.Этап выявления места и причины затруднения | 1) Лингвистическая разминка. Диктант «Загадочный». Записать отгадки на доске и в тетрадях, объяснить орфограммы и графически их обозначить: - Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоду сорвёшь, всю руку обдерёшь. (Крыжовник) - В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь) - Костяная спинка, жёсткая щетинка. С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зуб. щётка) - Не моторы, а гудят. Не пилоты, а летят. Не змеи, а жалят. (Пчёлы) - На улицу утром приходит весна, сосульки несёт за плечом, и каждый сугроб открывает она каким-то волшебным… (Ключом) Приём «Проблемный вопрос» - Ребята, как вы думаете, можно ли применить правило «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» к написанию слова «ключом»? - Почему? - Какая возникает проблема? 1) Постановка учебной задачи. - Сформулируйте тему урока. - Откройте учебники, п. 99, посмотрите, как называется параграф. Сравните свою формулировку темы с формулировкой в учебнике. - Какова же цель нашего урока? (узнать, понять, выучить, научиться применять…) | Отгадывают загадки, записывают отгадки на доске и в тетрадях, объясняют орфограммы и графически их обозначают Отвечают на вопросы учителя Формулируют проблему Формулируют тему урока Читают в учебнике название параграфа, сравнивают названия. Формулируют тему урока точнее. Записывают тему урока в тетради. Формулируют цели урока |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения 5.Этап реализации построенного проекта | Приём «Поиск ответов на поставленные вопросы» 2) – Ребята, представьте, что вы исследователи, вам надо «открыть» новое правило. а) Посмотрите на слайд. В какой части слова выделены буквы о и е? После каких согласных стоят эти буквы? Определите ударение в словах: врачом товарищем дворцом полотенцем шалашом задачей борцов сердце плащом чертежей б) - Сформулируйте правило правописания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных. - Как проверить, правильно ли вы сформулировали правило? (- Где мы можем найти ответ на вопрос?) 1) - Откройте учебник на стр. 76, найдите ответ на вопрос. - Как графически обозначается орфограмма? Приём «Кластер» - Ребята, составьте кластер по этому правилу. После Ж, Ш, Щ, Ч, Ц   ![]() Е О 2) - Итак, что нужно уметь делать, чтобы правильно написать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ.? Составим алгоритм. (Алгоритм появляется на слайде) Алгоритм 1 шаг: Нахожу и подчёркиваю шипящую букву, ц. 2 шаг: Выделяю окончание существительного. 3 шаг: Ставлю ударение. 4 шаг: Если окончание ударное, пишу букву О. 5 шаг: Если окончание безударное, пишу букву Е | Анализируют слова по вопросам, предложенным учителем Формулируют правило. Отвечают на вопрос Читают правило в учебнике. Отвечают на вопрос Составляют кластер на доске и в тетради Высказывают предположения, обсуждают, составляют алгоритм |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Физминутка 7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону 8. Этап включения в систему знаний и повторения 9. Подведение итогов урока. Оценки за урок. Рефлексия Дом. задание: | - Правило вы знаете. Какой же этап следующий? Приём «Сообщение по алгоритму» 1)Диктант – молчание Посмотрите на слайд, подберите к картинкам подписи, имена существительные запишите в творительном падеже, обозначьте изученную орфограмму. Зайцем, мячом, камышом, ландышем, сердцем, кирпичом, шалашом. Физминутка - Я читаю вам слова. Если в слове после шипящих и Ц пишется О – вы поднимаетесь на носках, если Е – выполняете наклон вперед. Будьте внимательны: дворцом, товарищем, плащом, задачей, горцев, певцов. 2)Творческое списывание: «Как называют по-другому? К данным существительным подберите синонимы-слова на изучаемое правило. - Доктора по-другому называют… (врачом). - Поэта… (стихотворцем). - Суп со свёклой… (борщом). - Невежливого, грубого человека…(невежей). - Родник…(ключом). - Луну…(месяцем) В это время два ученика работают по карточкам Индивидуальная работа Первый ученик. Пользуясь толковым словарём, объяснить лексическое значение слов: невежа, невежда. Второй ученик. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, устно объяснить значение фразеологизмов: Не ударить в грязь лиц…м. Любить всем сердц…м. Знать как свои пять пальц…в. Работа бьёт ключ…м. 3) – Ребята, с правилом вы познакомились, на уроке учились применять его, попробуйте оценить себя, на полях тетради нарисуйте шкалу «знаний».  Самостоятельная работа - Исследователями вы сегодня были. Ребята, конечно, каждый из вас уже задумывался над выбором будущей профессии. Кто хочет попробовать себя в роли учителя, выбирает для самостоятельной работы белый лист с заданием, в роли писателя- желтый. Выбирайте и приступайте к выполнению. Сегодня каждый за работу получит оценку. Белый лист Найди и исправь ошибки 1) Пригреваются стёкла лучём золотым, вербы почки распустили. (И.Никитин) 2) Под солнцом тает снег и лёд, везде пестрят проталинки. (Скребицкий) 3) На улицу утром приходит весна, сосульки несёт за плечём, и каждый сугроб открывает она каким-то волшебным ключом. (Е.Трутнева) Жёлтый лист Составьте текст, используя слова больница, врач, шприц, братец, сестрица. (Употреби данные существительные в творительном падеже единственного числа). Озаглавьте полученный текст. - Вернёмся к началу урока, к высказыванию: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает». (Роман Сэф). -Кто-то сегодня на уроке хныкал, скучал? -Что вы делали на уроке? Приём «Поиск ответов на поставленные вопросы» 1) - С каким правилом вы познакомились сегодня на уроке? - Когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о когда е? Приём «Закончи фразу» На уроке Я узнал… Я научился… Я затруднялся… Дом. задание: п. 99, упр.557 или упр. 558. | Определяют следующий этап Записывают слова, объясняют написанное , используя алгоритм Делают зарядку Работа в парах. Записывают слова, применяют алгоритм. Взаимопроверка работы по эталону Индивидуальная работа Первый ученик работает с толковым словарём Второй ученик выполняет задание на доске Рисуют в тетради шкалу и определяют степень своей успешности Самостоятельная работа учащихся Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Учащиеся выбирают фразу, читают и заканчивают её Записывают домашнее задание |