СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе с применением

технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»»

Муниципальное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Усть-Кудинская средняя общеобразовательная школа»



Конспект открытого урока русского языка в 5 классе с применением

технологии развития критического мышления

Учитель: Кузьмина Е.В.



Тема: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Урок открытия нового знания

Технология развития критического мышления

Виды работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

Содержательная: развитие речевых способностей учащихся, формирование представления о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Планируемые результаты:

личностные: формирование навыков развёрнутого анализа, познавательного интереса; устойчивой мотивации к обучению, самосовершенствованию; работы в парах по алгоритму, самопроверки и взаимопроверки.

предметные: способствовать формированию понятий «часть речи», «часть слова», «ударение», «число», «шипящие согласные и ц», осуществлять выбор написания букв о/е в словах.

метапредметные: формирование знаний по теме на основе полученной информации.

Познавательные УУД:

• выделять главное;

• подводить информацию до ключевых понятий;

• искать пути решения проблемы;

• строить логически обоснованные рассуждения;

• анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;

• преобразовывать информацию из одного вида в другой, составлять кластер, алгоритм.

Коммуникативные УУД:

• использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания;

• отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

• формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы и работы в парах;

• управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия);

• планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

• соблюдать правила речевого поведения.

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии;

• определять степень успешности работы.



Средства обучения: компьютер учителя, проектор, презентация, учебник, карточки с текстом, алгоритм.



Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Этап мотивации. Эмоциональное вхождение в урок


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте высказывание: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает». (Роман Сэф)

- Так давайте же сегодня на уроке не будем хныкать и скучать, а будем изучать

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Высказывание читает выразительно один ученик.

Слово «изучать» учащиеся произносят хором

Стадия I. Вызов

2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии




















3.Этап выявления места и причины затруднения










1) Лингвистическая разминка. Диктант «Загадочный». Записать отгадки на доске и в тетрадях, объяснить орфограммы и графически их обозначить:

- Низок да колюч, сладок, а не пахуч.

Ягоду сорвёшь, всю руку обдерёшь. (Крыжовник)

- В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

- Костяная спинка, жёсткая щетинка.

С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зуб. щётка)

- Не моторы, а гудят.

Не пилоты, а летят.

Не змеи, а жалят. (Пчёлы)

- На улицу утром приходит весна, сосульки несёт за плечом, и каждый сугроб открывает она каким-то волшебным… (Ключом)

Приём «Проблемный вопрос»

- Ребята, как вы думаете, можно ли применить правило «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» к написанию слова «ключом»?

- Почему?

- Какая возникает проблема?

1) Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте тему урока.

- Откройте учебники, п. 99, посмотрите, как называется параграф. Сравните свою формулировку темы с формулировкой в учебнике.

- Какова же цель нашего урока? (узнать, понять, выучить, научиться применять…)

Отгадывают загадки, записывают отгадки на доске и в тетрадях, объясняют орфограммы и графически их обозначают











Отвечают на вопросы учителя





Формулируют проблему

Формулируют тему урока

Читают в учебнике название параграфа, сравнивают названия. Формулируют тему урока точнее. Записывают тему урока в тетради.

Формулируют цели урока

Стадия II. Осмысление содержания

4.Этап построения проекта выхода из затруднения



















5.Этап реализации построенного проекта

Приём «Поиск ответов на поставленные вопросы»

2) – Ребята, представьте, что вы исследователи, вам надо «открыть» новое правило.

а) Посмотрите на слайд. В какой части слова выделены буквы о и е? После каких согласных стоят эти буквы? Определите ударение в словах:

врачом товарищем

дворцом полотенцем

шалашом задачей

борцов сердце

плащом чертежей

б) - Сформулируйте правило правописания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.

- Как проверить, правильно ли вы сформулировали правило?

(- Где мы можем найти ответ на вопрос?)

1) - Откройте учебник на стр. 76, найдите ответ на вопрос.

- Как графически обозначается орфограмма?

Приём «Кластер»

- Ребята, составьте кластер по этому правилу.

После Ж, Ш, Щ, Ч, Ц





Е

О




2) - Итак, что нужно уметь делать, чтобы правильно написать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ.? Составим алгоритм.

(Алгоритм появляется на слайде)

Алгоритм

1 шаг: Нахожу и подчёркиваю шипящую букву, ц.

2 шаг: Выделяю окончание существительного.

3 шаг: Ставлю ударение.

4 шаг: Если окончание ударное, пишу букву О.

5 шаг: Если окончание безударное, пишу букву Е



Анализируют слова по вопросам, предложенным учителем









Формулируют правило.

Отвечают на вопрос



Читают правило в учебнике.

Отвечают на вопрос

Составляют кластер на доске и в тетради








Высказывают предположения, обсуждают, составляют алгоритм


Стадия III. Рефлексия

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи








Физминутка







7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону































8. Этап включения в систему знаний и повторения

























9. Подведение итогов урока. Оценки за урок.

Рефлексия
















Дом. задание:

- Правило вы знаете. Какой же этап следующий?

Приём «Сообщение по алгоритму»

1)Диктант – молчание

Посмотрите на слайд, подберите к картинкам подписи, имена существительные запишите в творительном падеже, обозначьте изученную орфограмму.

Зайцем, мячом, камышом, ландышем, сердцем, кирпичом, шалашом.

Физминутка

- Я читаю вам слова. Если в слове после шипящих и Ц пишется О – вы поднимаетесь на носках, если Е – выполняете наклон вперед. Будьте внимательны: дворцом, товарищем, плащом, задачей, горцев, певцов.

2)Творческое списывание: «Как называют по-другому? К данным существительным подберите синонимы-слова на изучаемое правило.

- Доктора по-другому называют… (врачом).

- Поэта… (стихотворцем).

- Суп со свёклой… (борщом).

- Невежливого, грубого человека…(невежей).

- Родник…(ключом).

- Луну…(месяцем)

В это время два ученика работают по карточкам

Индивидуальная работа

Первый ученик. Пользуясь толковым словарём, объяснить лексическое значение слов: невежа, невежда.

Второй ученик. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, устно объяснить значение фразеологизмов:

Не ударить в грязь лиц…м.

Любить всем сердц…м.

Знать как свои пять пальц…в.

Работа бьёт ключ…м.

3) – Ребята, с правилом вы познакомились, на уроке учились применять его, попробуйте оценить себя, на полях тетради нарисуйте шкалу «знаний».

Самостоятельная работа

- Исследователями вы сегодня были. Ребята, конечно, каждый из вас уже задумывался над выбором будущей профессии. Кто хочет попробовать себя в роли учителя, выбирает для самостоятельной работы белый лист с заданием, в роли писателя- желтый.

Выбирайте и приступайте к выполнению.

Сегодня каждый за работу получит оценку.

Белый лист

Найди и исправь ошибки

1) Пригреваются стёкла лучём золотым, вербы почки распустили. (И.Никитин)

2) Под солнцом тает снег и лёд, везде пестрят проталинки. (Скребицкий)

3) На улицу утром приходит весна, сосульки несёт за плечём, и каждый сугроб открывает она каким-то волшебным ключом. (Е.Трутнева)

Жёлтый лист

Составьте текст, используя слова больница, врач, шприц, братец, сестрица. (Употреби данные существительные в творительном падеже единственного числа). Озаглавьте полученный текст.

- Вернёмся к началу урока, к высказыванию:

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает». (Роман Сэф).

-Кто-то сегодня на уроке хныкал, скучал?

-Что вы делали на уроке?

Приём «Поиск ответов на поставленные вопросы»

1) - С каким правилом вы познакомились сегодня на уроке?

- Когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о когда е?


Приём «Закончи фразу»

На уроке

Я узнал…

Я научился…

Я затруднялся…

Дом. задание: п. 99, упр.557 или упр. 558.


Определяют следующий этап

Записывают слова, объясняют написанное , используя алгоритм





Делают зарядку







Работа в парах.

Записывают слова, применяют алгоритм. Взаимопроверка работы

по эталону








Индивидуальная работа

Первый ученик работает с толковым словарём

Второй ученик выполняет задание на доске

Рисуют в тетради шкалу и определяют степень своей успешности





Самостоятельная работа учащихся


























Отвечают на вопросы







Отвечают на вопросы







Учащиеся выбирают фразу, читают и заканчивают её


Записывают домашнее задание




Список литературы



  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Добротина И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение, 2014.

  3. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016.

  4. Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе.– М.: Просвещение, 2001.

  5. Изюмникова Г. Н. Конспект урока «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных»//ns portal.ru

  6. Басалова Е. С. Конспект урока «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных»// kopilka urokov.ru

3