Тема урока: Понятие смешанной дроби. (Смешанные числа) Цели по содержанию:
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; - воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты, развитие взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели. Тип урока: изучение нового материала.
репродуктивный, частично-поисковый. Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, рабочие листы, учебник.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока |
Мотивационно – ориентировочный этап | - Ребята, давайте вспомним какие дроби называются правильными, а какие неправильными? - Верно, посмотрите на доску, давайте разобьем дроби на два столбика правильные и неправильные (слайд с числами). - А можете назвать пример дроби, которая будет равна целому числу? - Молодцы. Давайте отгадаем ребус и вспомним какие действия мы умеем производить с дробями . (слайд) - Давайте немного посчитаем. (слайд с примерами) - Хорошо. Помогите мне решить задачу: Сколько нужно автобусов, для того что бы перевести 110 человек, если в автобус вмещает 30 человек. Сколько нужно автобусов? - При решении этой задачи мы с вами вспомнили деление с остатком. Как называются компоненты деления с остатком, расскажите на этом примере? - А как разделить 2 апельсина, между 3 ребятишками? - А что обозначает дробная черта? - Верно. А как нам разделить 5 апельсинов между двумя ребятишками? - Сколько же тогда апельсинов получит каждый ребенок? - А как еще можно? - Сколько тогда получит каждый ребенок? - 1 целая да еще 2/3 это что за число такое из чего оно состоит? - Получается, что смешали целое и дробь. Как вы думаете с какими числами мы сегодня познакомимся? | - Правильные дроби те у которых числитель больше знаменателя, а неправильные те у которых знаменатель больше или равен числителю. - … - Да, например . . . - Складывать, сравнивать и вычитать. - … - 110:30=3; 20 – остаток. Потребуется 4 автобуса - 4 - 110 делимое, 30 делитель, 3 неполное частное и 20 остаток. - Нужно каждый из апельсинов разделить на 3 части и каждому ребенку дать по одной частичке, каждый ребенок получит по 2/3 апельсина. - Дробная черта обозначает знак деления. - Каждому дать по целому, а потом каждый из 2 апельсинов поделить на 3 части. - По 1 целому и еще по 2/3. - Каждый из 5 апельсинов поделить на 3 части. - по 5/3 апельсина. - Из целого числа и из дроби. - Со смешанными. |
Содержательный этап | - Открываем тетрадочки, записываем число, классная работа тему урока «Смешанные числа». Кто попробует сформулировать что такое смешанных числа? - Сумму чисел 1+ 2/3 принято записывать короче 1 2/3. 1 называют целой частью числа, а число 2/3 дробной частью. - Посмотрите на доску. Представьте числа в виде суммы его целой и дробной частей. (презентация) - А теперь запишите в виде смешанного числа сумму. (презентация). - Вернемся к нашей задаче с апельсинами. Так как в обоих случаях каждый ребенок получает одно и то же количество апельсинов, то числа 5/3 и 1 2/3 равны. Посмотрите как записано равенство. А как перейти от записи 5/3 к записи 1 2/3 ? - Верно. При делении 5 на 3 получаем неполное частное 1 и остаток 2. Число 1 дает целую часть, а остаток 2 – числитель дробной части, ну а знаменатель равен делителю, т.е. 3. - Итак алгоритм у Вас перед глазами, давайте попробуем выделить целую часть из следующих дробей. (презентация№ 3). (1 число показывает учитель, затем 2 учащихся решают). - Молодцы. № 4. - Запись числа, содержащую целую и дробную части, называют смешанной. Для краткости вместо «число в смешанной записи» говорят смешанное число. Смешанное число можно представить и в виде неправильной дроби. А как это сделать? - Представим в виде неправильной дроби число 5 2/9. 5 2/9 = 5 + 2/9, а 5 = 5*9/9 = 45/9. Значит 5 2/9 = 45/9 + 2/9 = 47/9 - Алгоритм перед вами на доске. Давайте попробуем представить смешанное число в виде неправильной дроби. № 5. (презентация 1 пример я 7 1/8 рассказываю про круговорот, 2 ученика по 2 примера). - Попробуем поработать самостоятельно. Самостоятельная работа выполняется учащимися прямо на карточках. (на работу 3-5 минут) | - Смешанными числами. - Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части - выполняют № 1, 2 в тетрадях, проверяют по презентации - Нужно разделить 5 на 3 - 2 учащихся решают, сравнивают с доской - . . . - высказывают идеи - . . . Самостоятельная работа |
| Вариант I Запишите смешанные числа, у которых: а) целая часть 2, а дробная часть . Выделите целую часть из неправильной дроби: а)  Джон, Джин, Джун в выходной день купили билет и выиграли вместе 50 рублей. Как разделить поровну 50 рублей на 3 друзей. | Вариант II Запишите смешанные числа, у которых: а) дробная часть , а целая часть 15. Выделите целую часть из неправильной дроби: а)  Джон, Джин, Джун в выходной день купили билет и выиграли вместе 50 рублей. Как разделить поровну 50 рублей на 3 друзей. |
Рефлексивно – оценочный этап | - Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока? - А что это такое? - Приведите примеры смешанных чисел. - Назовите целую и дробную части смешанных чисел: 2 5/7; 1 9/14; 3 6/9. - Как из неправильной дроби выделить целую часть? - Как записать смешанное число в виде неправильной дроби? - Если вы считаете, что поняли сегодняшнюю тему хорошо, то нарисуйте в углу своих самостоятельных работ кружочек, если считаете, что недостаточно хорошо, то нарисуйте треугольник, если вы считаете, что не поняли тему сегодняшнего урока, то нарисуйте квадратик. Сдаем работы. - Открываем дневники записываем домашнее задание п. 4.14 из учебника учить, с.214-216, №974(а, б), 975(а, б), 976(1 строка), 980(3строка). Подобные задания мы решали в классе и работа затруднений не вызовет. Сегодня оценки заработали: . . . Спасибо за урок. | - Смешанные числа. - Числа состоящие из целой и дробной части. - . . . - . . . - Нужно разделить с остатком числитель на знаменатель, неполное частное записать в целую часть, остаток в числитель, а делитель в знаменатель - Умножить целую часть на знаменатель, к полученному произведению прибавить числитель, записать полученную сумму в числитель, а знаменатель дробной части оставить без изменений. |