Тема урока. Закрепление изученного материала. ( Числа, которые больше 1000. Умножение и деление )
Цели урока:
Совершенствовать навыки деления и умножения многозначных чисел на двузначное, умение читать многозначные числа, упражнять учащихся в переводе одних единиц длины в другие, вырабатывать навыки устного счёта;
Способствовать развитию мыслительных операций, воображения детей, интереса к предмету; на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе;
Создать условия для бережного отношения к окружающему нас животному миру.
Задачи урока:
Образовательные:
Закреплять знания умножения и деления многозначных чисел на однозначное;
Развивать умения читать многозначные числа;
Развивающие:
Развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;
Развитие речи, словарного запаса;
Воспитательные:
Воспитание стремления к получению новых знаний;
Воспитание коммуникативных качеств, умения слушать и высказывать своё
мнение;
Тип урока : урок закрепления изученного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный;
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная;
Приёмы: устный счёт, работа у доски, решение задач, примеров.
Технология: личностно- ориентированная.
Оборудование: пчела, « ульи», « пчелиные соты», пчеловод, карточки, учебники, письменные принадлежности, тетради.
Ход урока.
I Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей.
Вот и прозвенел звонок,
Пригласив нас на урок.
Станем мы решать, считать,
Складывать и вычитать,
А еще делить и умножать.
Постараться все понять.
Уравненья все решим и решим задачи
Пожелаю вам, друзья, счастья и удачи.
Посмотрите мне в глаза, улыбнитесь друг другу и тихонько сели.
Великая радость - работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!
- Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждёт большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
II Устный счёт.
-Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всём мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку «Лежит кучка поросят, кто ни тронет – завизжат». Сомневаетесь в ответе? А если вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке возрастания и соотнесите их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку.
(Примеры записаны на доске)
Ы 4 · 8 – 27 : 3 = 23
Е 6 · (89-83) + 8 = 44
П 6 · 7 + 28 = 70
Ч 100 – 6 · 9 = 46
Л 90 – (3 6 + 30) = 24
70,46,44,24,23 /пчелы/
- Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.
- Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов.
III Сообщение темы урока.
Совсем недавно мы с вами участвовали в операции «Золотая пчелка». Вы нарисовали очень красивые картины. Картина Димы приняла участие в районном конкурсе. И мне кажется, что вам будет интересно узнать еще больше об этих маленьких труженицах.
- Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчел. Но это не так. Все в их жизни подчинено определенным законом, все находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на отлично. Пчелы хранят много тайн о себе, человек до сих пор не смог их всех разгадать.
Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир пчел. Но пчелы не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Основными заданиями будут упражнение в делении и умножении на однозначное число. Справившись с ними, мы узнает много интересного. Итак, в путь за пчелой.
IV Работа над закреплением пройденного материала.
–Ребята, а где живут пчелы? Значит дорога пчелы начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. Вот и мы у себя в классе «построим» пасеку. А кто главный на пасеке? (пасечник).
№3, с.91
(каждому надо решить пример)
2. Задание на смекалку.
- А вы знаете, сколько глаз у пчелки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и еще раз полстолько. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз.2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними).
3. Решение задачи на сравнение.
Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа и закрывается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Во сколько раз больше работает пчела? На сколько часов ученик трудится меньше пчелы?
-Для удобства решения составим краткую запись.
-Выделим главные слова: о ком говорится в задаче?
Пчела-с 4ч. до 20ч.
Ученик- с 8ч до 12ч
В ? раз больше, на ? меньше
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
-Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? ( Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика?)
-Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы, ученика? (Да) Как? Записываем первое действие.(20-4=16ч)-рабочий день пчелы.
Записываем второе действие. (12-8=4ч)-рабочий день ученика.
-Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (Да)
Решаем дальше самостоятельно.(16:4=4 раза, 16-4=8часов)
4.Решение примеров
А сейчас несколько интересных чисел из мира пчёл.
1) За всю свою недолгую жизнь, протяжённостью в 2 месяца, пчела собирает несколько грамм нектара. А сколько - вы узнаете, решив пример
1050:7 =150
2)В состав мёда входит много полезных для здоровья человека веществ. А сколько - вы узнаете, решив пример
2400:8 =300
4) Пчела летит к цветку со скоростью 65 км/ч. Движение её крыльев незаметно для нас, так как она очень быстро ими машет. Сколько взмахов в секунду она совершает, вы тоже сейчас узнаете.
3960:9 =440 (работа в парах)
V Физкультминутка
Шли наши ножки по лугу, по дорожке
Шли, не устали, пчелками мы стали.
Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, «засыпают»). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).
Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)
Раз - росой они умылись (умываются)
Два - изящно покружились (кружатся)
Три - нагнулись и присели
на четыре полетели (летают и жужжат).
Жужжание.
VI Этап контроля и самоконтроля
1. Перевод единиц длины.
-Все пчёлы летят на разное расстояние. Посмотрим на сколько мы «улетим». Переведите единицы длины, которые вы видите на карточке, в сантиметры.
3м=____см 1м05см=____ см 4дм 6см=____см
Обменяйтесь карточками, проверьте ответ.
2. Решение уравнений.
-Молодцы, ребята, вам всего по 10 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения ,вы узнаете ещё одну тайну пчелы.
х 8 = 208 403-х=377 130: х=5
(У доски )
От рождения до 6 дней- пчёлы убирают в улье.
От 6 до 12 дней- кормит личинок и матку.
От 12 до 19 дней- строит из воска соты.
От 19до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.
В почётном пенсионном возрасте , около 40 дней , пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.
3. Нахождение периметра шестиугольника.
Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Пчелиные соты строятся из воска и имеют определённые размеры – диаметр5,4мм. Присутствующая у нас на уроке пчёлка больше настоящих пчёл, поэтому и «соты» наши большие. Длина стороны нашего шестиугольника равна 8 см. Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? Как его найти?
Найти периметр самостоятельно.
VII Подведение итогов урока
-Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других , ничего не прося в замен.
Незаконченные предложения:
- Мы сегодня на уроке….
- Я закрепил(а) …
- Я хотел(а) бы больше…
- Мне понравилось….
- Оказывается , что..
VIII Домашнее задание: задача №421, примеры № 424(1), с.89.
Войковская общеобразовательная школа I-III ступеней
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
Открытый урок по математике в 4 классе на тему: «Закрепление изученного материала. ( Числа, которые больше 1000. Умножение и деление )»
Подготовила: учитель начальных классов
Бартенева О.М.
2016г.