СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический классный час "Мои права и обязанности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия:  «Мои права и обязанности»

Классы:  3-4

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

 

Задачи:

  • Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка, отражающими права и обязанности детей.
  • Распространить знания в области избирательных прав.
  • Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
  • Формировать уважительное отношение к правам других людей.
  • Способствовать формированию активной гражданской позиции.

 

Оборудование: памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка), , карточки к игре «Юридическая консультация», карточки с ситуациями из жизни литературных героев.

 

Раздаточный материал: Ленточки триколор «Я – гражданин России», буклеты «Памятка молодого избирателя» и памятки «Ваши права, дети».

ПЛАКАТ

« Патриотизм: убеждение, что твоя стана лучше других потому, что ты именно в ней родился» ( Джорж Бернард Шоу)

 

Форма: беседа с элементами игры.

 

Ход мероприятия:

Введение в тему беседы.

Педагог: 

Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

 

Педагог:  Может, кто-то  догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)

 

Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». 

 

Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

 

 

Наши права.

Педагог: А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? (Заслушиваются ответы детей.)

 

 20 ноября 1989 г. была единогласно принята Конвенция о правах ребенка  Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была  принята и в нашей стране. Таким образом,  в этом году будет уже 25 лет, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

 

Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.

Педагог озвучивает статью, соответствующую стиху.

 

1. Только ты на свет родился,  Право первое твое:  Получи, чтоб им гордиться  Имя личное свое. Статья 7.

 

2. Очень трудно самому,  жить на свете одному.  Правом с мамой жить и с папой  Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9

 

3. Есть еще такое право  помнить думать и творить  и другим свои раздумья,  если хочешь подарить. Статья12, 13, 14.

 

4.  Я росточком не доволен 

И пока не так силен,  Но не смей мне делать больно  Есть у нас такой закон. Статья 32

 

5. Если жар, все тело ломит  И совсем не до игры,  То позвать врача на помощь  Тоже право детворы. Статья 24.

 

6. Чтоб с наукой подружиться ,  С книжкой в маленькой руке  Правом пользуюсь учиться  На родимом языке. Статья 30.

 

7. Подросла, взяла я книжки  И пошла я в первый класс.  В школу ходят все детишки -  Это право есть у нас. Статья 28.

 

8. Будь ты слабым или сильным ,  Белым, черным все равно  Ты родился быть счастливым  Это право всем дано. Статья 6.

 

Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права и обязанности». Рассмотрите ее. (Учитель раздает памятки«Мои права» )

 

Педагог: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать: - С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать: - Помой посуду, сынок.

Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: - Это проявление жестокости, папа.

Педагог: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других.

 

Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

 

Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано.

 

Какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ?

Обязанности:

Соблюдать законы.

Охранять природу.                   

 Защищать отечество.

Заботиться о родителях.

Получить образование.

                                    

  Уважаемые  дети! Сегодня  мы уделим немного времени разговору о вашем будущем праве «быть  избирателем».

А  что  значит?  Прежде  всего, это принимать  участие  в  общественной  и  политической  жизни  страны, ведь  «Вы - будущие  избиратели!» 

Порой  мы  жалуемся  на  плохое  управление  страной, районом, своим селом, критикуя  действия  и  политику  тех  или  иных  структур.

И  только  мы – простые  граждане – в силах  изменить  политическую  жизнь  страны  в  лучшую  сторону.

Это  можно  сделать, прежде  всего, участвуя  в  выборах.

Все  вы,  ребята, будущие  избиратели. Быть избирателем вы можете с 18-летнего возраста.

Участвуя  в  выборах, вы  отдадите  свой  голос  за  партию  или  кандидата, которых  считаете  более  достойными  представлять  и  защищать  ваши  интересы  на  государственном  уровне.

Как вы думаете, что означает слово «гражданин»?

Быть гражданином – это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.   

Слово «гражданин» неразрывно со словом Родина, настоящий гражданин обязан любить, оберегать, защищать ее.

Вспомним поговорки и пословицы о Родине:

Человек без родины - соловей без песни.

Дома и стены помогают.

Где выросла сосна, там и она красна.

Родина - мать, умей за нее постоять.

        У гражданина одной страны общие государственные  символы (учащиеся перечисляют их): флаг, герб, гимн.

 Вспомните, что означают цвета нашего флага, и что символизирует герб.

(Белый цвет - мир,  чистота, совесть.  Синий - небо, верность, правда. Красный - огонь и отвага.

Герб -  олицетворение красоты и справедливости  и победы добра над злом.)

Все эти государственные символы были утверждены в декабре 2000г.

 

  • Раздача ленточек триколор «Я – гражданин России»

 

Одна из обязанностей  гражданина - соблюдение законов РФ.           

Возникает вопрос, кто принимает эти законы и их утверждает.

         

Схема такова:

Первоначально законы принимают депутаты Государственной Думы, затем рассматривает Совет Федерации и лишь потом они поступают на подпись к Президенту.

И тогда этот закон вступает в силу в любом уголке нашей страны.

 Вся ответственность возлагается на тех людей, которые принимают и подписывают законы.

То есть, судьба и развитие нашей страны в их руках. Но мы, граждане своей страны, естественно, не должны быть безразличны к тому, что происходит, и мы сами выбираем депутатов. 

 А  самый важный выбор каждого гражданина - выбор Президента.

И уже от нашего выбора будет зависеть развитие  нашего государства.

 Вы как будущие избиратели должны понимать всю важность гражданского долга.

Эта гражданская позиция должна закладываться уже в вашем возрасте, чтобы на момент права голоса у вас не было сомнения - идти или не идти на выборы.

 

Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.

Педагог:

Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.

                               

Обязанность: Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения.

Конвенция: Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

Права: Совокупность установленных и охраняемых государством  норм и правил об  отношениях людей в обществе. 

До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)? 

Сколько лет исполняется в этом году с тех пор, как Россия подписала Конвенцию о правах ребенка ? (25 ЛЕТ)   

Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?

 

Подведение итогов беседы. Рефлексия.

 

Педагог: Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

    

Педагог: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Конвенции о правах ребёнка (краткое содержание)

 

Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в от­ношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года.

Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства, положения данной Конвенции долж­ны соблюдаться.

 

Статья 1 Определение ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвен­ции.

 

Статья 2 Недопущение и предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального про­исхождения обладает правами, предусмот­ренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.

 

Статья 3 Соблюдение интересов ребёнка. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.

 

Статья 4 Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, при­знанные данной Конвенцией.

 

Статья 5 Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребён­ка.

 

Статья 6 Право на жизнь и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональ­ное, умственное, социальное и культурное развитие.

 

Статья 7 Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданс­тво при рождении, а также право знать своих роди­телей и рассчитывать на них.

 

Статья 8 Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на со­хранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.

 

Статья  9 Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителя­ми, кроме тех случаев, когда это делается в его ин­тересах. В случаях государственного решения о раз­лучении с одним или обоими родителями, госу­дарство должно предоставить всю необходимую ин­формацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).

 

Статья 10 Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных стра­нах, то все они должны иметь возможность пере­секать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.

 

Статья 11 Незаконное перемещение. Государство должно предотвращать не­законный вывоз детей из страны.

 

Статья 12 Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.

 

Статья 13 Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает госу­дарственную безопасность и общественный порядок.

 

Статья 14 Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на сво­боду мысли, совести и религии.

 

Статья 15 Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

 

Статья 16 Защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

 

Статья 17 Доступ к необходимой информации. Каждый ребёнок имеет право на доступ к инфор­мации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению ма­териалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать до­ступ к информации, наносящей вред ребёнку.

 

Статья 18 Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за вос­питание и развитие ребёнка. Государство долж­но оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обес­печивать развитие сети детских учреж­дений.

 

Статья 19 Защита от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого об­ращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестоко­му обращению со стороны взрослых.

 

Статья 20 Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он впра­ве рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважа­ют его родной язык, религию и культуру.

 

Статья 21 Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюда­лись его интересы и гарантии его законных прав.

 

Статья 22 Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в полу­чении информации, гуманитарную помощь и со­действовать воссоединению с семьей.

 

Статья 23 Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на осо­бую заботу и достойную жизнь.

 

Статья 24 Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

 

Статья 25 Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.

 

Статья 26 Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться соци­альными благами, в том числе социальным стра­хованием.

 

Статья 27 Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не мо­гут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

 

Статья 28 Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство долж­но следить за регулярным посещением детьми школ.

 

Статья 29 Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и фи­зические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.

 

Статья 30 Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к этническому, рели­гиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать род­ные обычаи, исповедовать религию.

 

Статья 31 Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творчес­кой жизни.

 

Статья 32 Детский труд. Государство должно защищать ребёнка от опас­ной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физичес­кому развитию ребенка.

 

Статья 33 Незаконное употребление наркотических средств. Государство должно сделать всё возможное, что­бы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркоти­ками.

 

Статья 34 Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

 

Статья 35  Торговля, контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи де­тей.

 

Статья 36 Иные формы эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

 

Статья 37 Пытки и лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ре­бенок не подвергался пыткам, жестокому обра­щению, незаконному аресту и лишению свобо­ды. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

 

Статья  38 Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в во­енных действиях. Дети в зонах военных конфлик­тов должны получать особую защиту.

 

Статья 39 Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестоко­го обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство долж­но сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.

 

Статья 40 Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении зако­на, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.

 

Статья 41 Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защи­щает права ребёнка лучше, чем данная Конвен­ция, то следует применять законы этой страны.

 

Статья 42 Соблюдение и вступление в силу.

Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

 

Статьи 43-54 включает нормы того, что взрослые и госу­дарство должны сообща обеспечивать все права детей.