ФИО Дьякова О.Н.
«_____»__________________2015 г.
Определить временное и пространственные границы явления, которое мы называем сегодня «театр, где играют дети», достаточно сложно. Театр и формы его действа известны с античных времён. Человечество использовало театральные навыки в целях образования, развития личности и общества, а также для передачи знаний и опыта.
Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. Поэтому оно очень близко детям, т.к. для школьников игра и общение – основная психологическая деятельность.
Театр – коллективное искусство. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов группы, т.е. приобретают навыки коллективного творчества.
Театр – синтетический вид искусства. Изучая его, ребёнок погружается в мир литературы, музыки, живописи и т.д. Эти познания – неотъемлемая частица общей системы эстетического воспитания, роль которого в развитии личности и её всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека.
Сущность эстетического воспитания – в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни: выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.
Занятия в объединении проводятся со всеми детьми школьного возраста, без какого – либо отбора или конкурса. Оптимальное количество учащихся в объединении 10-15 человек.
Тематический план данной программы не предусматривает обязательной очерёдности и порядка тем и разделов, отображённых в нём. Может быть изменена очерёдность тем и разделов, отображённых в нём.
Программа состоит из трёх разделов и рассчитана на обучение детей школьного возраста в течение 4 лет.
-Развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы формирования образовательных запросов и потребностей детей. Через театральное искусство помочь ребёнку в процессе самопознания и саморазвития максимально раскрыть творческие возможности. Гармонизировать процессы роста;
-развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребёнка, одарённости. Занятия в театральном коллективе помогают ребенку овладеть навыками межличностного общения и сотрудничества, приучают к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
-сформировать эстетический вкус, обогатить внутренний мир ребёнка посредством знакомства с театральным искусством. Профилактика асоциального поведения детей.
Развивать у детей наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память, ассоциативное и образное мышление, чувство ритма.
Формировать партнёрские отношения, учить общению. Друг с другом, взаимному уважению и взаимопониманию.
Развивать эмоциональность у детей, в том числе, способность к состраданию, сочувствию, сопереживанию.
Воспитывать самодисциплину, учить организовывать себя и свое время.
Развивать умение анализировать предлагаемый материал и формировать свои мысли.
Развить у детей интерес к истории театра в разные исторические эпохи.
Обучить детей специальным гимнастикам, укрепляющим речевой, голосовой и дыхательный аппарат, и являющимся своего рода закаливанием и профилактикой против ларингологических заболеваний.
Учит методике работы с поэтическим, драматическим и прозаическим текстом.
Формировать у детей стойкий интерес к отечественной и мировой культуре.
Всё, что на свете человечно.
Костюмы, музыка, игра.
№ | Наименование тем | Дата |
1 2 3 | Введение. Задачи кружка. Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми их актёрскими способностями. Изучение азбуки театра. | 5.10 |
4 5 6 | Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссёр, художник – декоратор, бутафор, актёр). Упражнения на дикцию, интонацию, голос. Знакомство с речевыми правилами. -Прежде чем начать говорить, подумайте о том, что хотите сказать. -Говорите всегда на нижне - диафграмальном дыхании. Ни в коем случае при вдохе не подымайте плечи. -Перед началом речи сделайте вдох и сразу начинайте говорить на главном выдохе, допуская утечки воздуха. -Никогда не говорите на вдохе, это противоестественно. -Выдыхайте воздух расходуйте в основном на гласные звуки, чётко артикулируя их. -Произносите гласные легко и громко. Согласные – легко, без нажима. -В каждом слове выделяйте ударный гласный звук т. е. произносите его громче и длиннее остальных гласных звуков в этом же слове. -Строго предложения делите на гласные отрезки (3-5 слов) между которыми делайте новый вдох. -Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово. -Старайтесь говорить громко, чётко и выразительно. Артикуляционная гимнастика. Требования безопасности во время занятий. Безопасность в аварийных ситуациях. | 7.10 |
7 8 9 | Изучение азбуки театра. Упражнения на дикцию, интонацию, голос. «Правила поведения зрителя». Развитие артикуляции в чистоговорках, скороговорках. | 12.10 |
10 11 12 | Подготовка к утреннику «Здравствуй, осень золотая!» Распределение ролей. Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 14.10 |
13 14 15 | Разучивание песни «Осень наступила» Репетиция. Работа по технике речи, по технике движения. | 19.10 |
16 17 18 | Разучивание песни «Осень постучалась к нам». Репетиция концертной программы. Образ театрального героя. | 21.10 |
19 20 21 | Репетиция. Разучивание песни «Листик листик листопад кто же в этом виноват» Изготовление декорации. Постановка голоса. Голосовая гимнастика. | 26.10 |
22 23 24 | Репетиция. Разучивание песни «Весёлый огород» Разучивание сценки "Спор овощей" Подготовка оформления праздника. Голосовая гимнастика. | 28.10 |
25 26 27 | Репетиция. Разучивание песни «Осенины на Руси» Разучивание сценки "Спор овощей" Дыхательная и артикуляционная гимнастика. | 2.11 |
28 29 30 | Репетиция. Разучивание песен. Разучивание сценки "Спор овощей" Дыхательная и артикуляционная гимнастика. | 4.11 |
31 32 33 | Выступление с концертной программой «Здравствуй, осень золотая!» Анализ. Чаепитие. | 9.11 |
34 35 36 | Подготовка к утреннику «Моя мама лучше всех» Распределение ролей. Голосовая гимнастика. | 11.11 |
37 38 39 | Репетиция. Разучивание песен Оформление мероприятия. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 16.11 |
40 41 42 | Репетиция. Разучивание сценки «Три мамы» Оформление мероприятия. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 18.11 |
43 44 45 | Основы театральной культуры. Репетиция. Речевая гимнастика. Работа со скороговорками. | 23.11 |
46 47 48 | Репетиция. Отработка сценической речи. | 25.11 |
49 50 51 | Генеральная репетиция (в ДК «Нива»), звуковое оформление спектакля. Упражнения для совершенствования органов дыхания. Выступление с концертной программой «Моя мама лучше всех» (в ДК «Нива» 29.11 2014 г.) | |
52 53 54 | История про театр. «Время в искусстве, искусство во времени». Дикционные упражнения. Работа с текстом. Показ спектакля кружковцам. Анализ. | 1.12 |
55 56 57 | История про театр. «Время в искусстве, искусство во времени». Дикционные упражнения. Работа с текстом. | 3.12 |
58 59 60 | Театры в Астрахани (просмотр презентации). Подготовка к новогоднему представлению для детского сада. Сказка «Три поросёнка» Распределение ролей. | 8.12 |
61 62 63 | Репетиция сказки. Разучивание песни «Зимушка хрустальная» Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 10.12 |
64 65 66 | Репетиция сказки. Разучивание песни «Ай – да, ёлочка» Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 15.12 |
67 68 69 | Репетиция сказки. Разучивание песни «Вьюга да метелица» Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 17.12 |
70 71 72 | Репетиция сказки. Разучивание песни «Зима» Изготовление декораций по сценарию. Разучивание песни «Ни кола и ни двора» и песни волка «Волку очень – очень нелегко прожить», «Я бедная овечка» Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 22.12 |
73 74 75 | Репетиция сказки. Разучивание песни «Ни кола и ни двора» и песни волка «Волку очень – очень нелегко прожить», «Я бедная овечка» Работа по технике речи. | 24.12 |
76 77 78 | Новогоднее представление для детского сада. Сказка «Три поросёнка» (кукольный театр). Развлекательная программа с играми, песнями. Анализ за полугодие. Чаепитие. | 29.12 |
79 80 81 | Подготовка к мероприятию «Лесная сказка или как Ваня и Маша дружбу искали». Распределение ролей. | 12.01 |
82 83 84 | Репетиция сказки. Разучивание песни «Петушиный хор». Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 14.01 |
85 86 87 | Репетиция сказки. Разучивание песни «Песня лисы». Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 19.01 |
88 89 90 | Репетиция сказки. Разучивание песни «Мышки - плутишки». Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 21.01 |
91 92 93 | Репетиция сказки. Разучивание песни «Мишкины сны». Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 26.01 |
94 95 96 | Репетиция сказки. Разучивание песни «Заяц – хвастун». Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 28.01 |
97 98 99 | Репетиция сказки. Разучивание песен «Киски – артистки», «Сороконожка». Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 2. 02 |
100 101 102 | Репетиция сказки. Разучивание песен «Лягушка – царевна», «Лесные приключения» Работа над дикцией. Работа по технике речи. | 4.02 |
103 104 105 | Репетиция сказки. Работа над дикцией. Работа по технике речи. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 9.02 |
106 107 108 | Выступление для детского сада «Лесная сказка или как Ваня и Маша дружбу искали». Выступление для учащихся начальных классов «Лесная сказка или как Ваня и Маша дружбу искали». Подготовка к мероприятию «А ну–ка, мальчики», посвящённое Дню защитника Отечества Распределение ролей. | 11.02 |
109 110 111 | Репетиция. Разучивание песни «Мы шагаем как солдаты». Разучивание частушек. Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 16.02 |
112 113 114 | Репетиция. Разучивание песни «Мир нужен всем». Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 18.02 |
115 116 117 | Выступление для учащихся начальных классов «А ну–ка, мальчики», посвящённое Дню защитника Отечества Подготовка к мероприятию «А ну–ка, девочки», посвящённое 8 марта Распределение ролей. | 25.02 |
118 119 120 | Репетиция «А ну–ка, девочки» Разучивание песен «Хорошее настроение», «Песня о маме», «Бабушкины сказки». Разучивание частушек на мотив «Хвастать милая не стану» Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 2.03 |
121 122 123 | Репетиция «А ну–ка, девочки» Разучивание песен «Хорошее настроение», «Песня о маме», «Бабушкины сказки». Разучивание частушек на мотив «Хвастать милая не стану» Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 4.03 |
124 125 126 | Выступление для учащихся начальных классов «А ну–ка, девочки», посвящённое 8 марта Подготовка к литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы «Не детская война». Распределение ролей. | 11.03 |
127 128 129 | Подготовка к литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы «Не детская война». Разучивание песен «Рисуют мальчики войну», «Журавли» | 16.03 |
130 131 132 | Подготовка к литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы «Не детская война». Разучивание песен «Бухенвальдский набат», «Отмените войну» | 18.03 |
133 134 135 | Репетиция литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы «Не детская война». | 23.03 |
136 137 138 | Репетиция литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы «Не детская война». | 25.03 |
| Выступление литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы «Не детская война». | |
139 140 141 | История про театр. «Культура и театр Древнего Востока и Древнего Рима» Дикционные упражнения. Работа с текстом. | 30.03 |
142 143 144 | Подготовка к утреннику «Не шути с огнём» для 1,2 классов. Распределение ролей. | 1.04 |
145 146 147 | Репетиция. Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 6.04 |
148 149 150 | Репетиция. Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 8.04 |
151 152 153 | Репетиция. Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 13.04 |
154 155 156 | Репетиция. Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 15.04 |
157 158 159 | Утренник «Не шути с огнём» для 1,2 классов. Анализ. | 20.04 |
160 161 162 | Театральная игра. Инсценировка эпизодов. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 22.04 |
163 164 165 | Театральная игра. Музыкальные игры и упражнения. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 27.04 |
166 167 168 | Упражнения и эпизоды на создания игрового образа. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 29.04 |
169 170 171 | Репетиция литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы «Не детская война». | 4.05 |
172 173 174 | Репетиция литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы «Не детская война». | 6.05 |
| Выступление литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы «Не детская война». (в ДК 9 мая) | |
175 176 177 | Театральная игра. Музыкальные игры-импровизации. Наша мастерская. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 11.05 |
178 179 180 | Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Шайба в воротах». Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 13.05 |
181 182 183 | Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Разбилась любимая мамина чашка». Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 18.05 |
184 185 186 | Музыкальные игры. Игры и упражнения на расширения словаря. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 20.05 |
187 188 189 | Гимнастика А. Н. Стрельниковой. Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. | 25.05 |
190 191 192 | Беседа с детьми по итогам проделанной работы за год. Анализ за год, чаепитие. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. | 27.05 |