ФИО Дьякова О.Н.
«_____»__________________2012 г.
Определить временное и пространственные границы явления, которое мы называем сегодня «театр, где играют дети», достаточно сложно. Театр и формы его действа известны с античных времён. Человечество использовало театральные навыки в целях образования, развития личности и общества, а также для передачи знаний и опыта.
Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. Поэтому оно очень близко детям, т.к. для школьников игра и общение – основная психологическая деятельность.
Театр – коллективное искусство. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов группы, т.е. приобретают навыки коллективного творчества.
Театр – синтетический вид искусства. Изучая его, ребёнок погружается в мир литературы, музыки, живописи и т.д. Эти познания – неотъемлемая частица общей системы эстетического воспитания, роль которого в развитии личности и её всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека.
Сущность эстетического воспитания – в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни: выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.
Занятия в объединении проводятся со всеми детьми школьного возраста, без какого – либо отбора или конкурса. Оптимальное количество учащихся в объединении 10-15 человек.
Тематический план данной программы не предусматривает обязательной очерёдности и порядка тем и разделов, отображённых в нём. Может быть изменена очерёдность тем и разделов, отображённых в нём.
Программа состоит из трёх разделов и рассчитана на обучение детей школьного возраста в течение 4 лет.
-Развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы формирования образовательных запросов и потребностей детей. Через театральное искусство помочь ребёнку в процессе самопознания и саморазвития максимально раскрыть творческие возможности. Гармонизировать процессы роста;
-развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребёнка, одарённости. Занятия в театральном коллективе помогают ребенку овладеть навыками межличностного общения и сотрудничества, приучают к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
-сформировать эстетический вкус, обогатить внутренний мир ребёнка посредством знакомства с театральным искусством. Профилактика асоциального поведения детей.
Развивать у детей наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память, ассоциативное и образное мышление, чувство ритма.
Формировать партнёрские отношения, учить общению. Друг с другом, взаимному уважению и взаимопониманию.
Развивать эмоциональность у детей, в том числе, способность к состраданию, сочувствию, сопереживанию.
Воспитывать самодисциплину, учить организовывать себя и свое время.
Развивать умение анализировать предлагаемый материал и формировать свои мысли.
Развить у детей интерес к истории театра в разные исторические эпохи.
Обучить детей специальным гимнастикам, укрепляющим речевой, голосовой и дыхательный аппарат, и являющимся своего рода закаливанием и профилактикой против ларингологических заболеваний.
Учит методике работы с поэтическим, драматическим и прозаическим текстом.
Формировать у детей стойкий интерес к отечественной и мировой культуре.
Всё, что на свете человечно.
Костюмы, музыка, игра.
№ | Наименование тем | Дата |
1 2 | Введение. Задачи кружка. Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми их актёрскими способностями. Подготовка ко Дню пожилого человека «Лет до ста прожить Вам без старости». Распределение функций ведущих праздника, чтецов. | 18.09 |
3 4 | Изучение азбуки театра. Упражнения на дикцию, интонацию, голос. Подготовка ко Дню пожилого человека «Лет до ста прожить Вам без старости». Репетиция концертной программы. Разучивание песни «Бабушка, дедушка».(муз. К. Костина сл. А. Бабкина) Знакомство с речевыми правилами. -Прежде чем начать говорить, подумайте о том, что хотите сказать. -Говорите всегда на нижне - диафграмальном дыхании. Ни в коем случае при вдохе не подымайте плечи. -Перед началом речи сделайте вдох и сразу начинайте говорить на главном выдохе, допуская утечки воздуха. -Никогда не говорите на вдохе, это противоестественно. -Выдыхайте воздух расходуйте в основном на гласные звуки, чётко артикулируя их. -Произносите гласные легко и громко. Согласные – легко, без нажима. -В каждом слове выделяйте ударный гласный звук т. е. произносите его громче и длиннее остальных гласных звуков в этом же слове. -Строго предложения делите на гласные отрезки (3-5 слов) между которыми делайте новый вдох. -Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово. -Старайтесь говорить громко, чётко и выразительно. Артикуляционная гимнастика. Требования безопасности во время занятий. Безопасность в аварийных ситуациях. | 21.09 |
5 6 | Репетиция концертной программы. Разучивание песни «Праздничный вечер» (Муз. и сл. Александра Ермолова) | 25.09 |
7 8 | Репетиция концертной программы. Упражнения для совершенствования органов дыхания. Разучивание песен. | 28.09 |
9 10 | Выступление в ДК с концертной программой «Лет до ста прожить Вам без старости». Анализ. Чаепитие. | 1.10 |
11 12 | Образ театрального героя. Как изменить голос. Как заботиться о своём голосе. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 2.10 |
13 14 | Изучение азбуки театра. Упражнения на дикцию, интонацию, голос. | 5.10 |
15 16 | Голос и речь человека. Как заботиться о своём голосе. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 9.10 |
17 18 | Таинственные превращения. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. | 12.10 |
19 20 | История про театр. Изучение азбуки театра. | 16.10 |
21 22 | Античный театр 6 в. до н. э.-4 в. н. эры. Изучение азбуки театра. | 19.10 |
23 24 | Древнегреческий театр. Происхождение древнегреческого театра. Организация представлений. Древнегреческая трагедия. Древнегреческая комедия. | 23.10 |
25 26 | Беседа с детьми "Что такое театр" Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам. Показ иллюстраций, фотографий и афиш театров. Рассказы детей о посещении театров. | 26.10 |
27 28 | Изучение азбуки театра. Упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полётность, подвижность. | 30.10 |
29 30 | Театральный ритуал. Изучение азбуки театра. | 2.11 |
31 32 | Занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. | 6.11 |
33 34 | Упражнения для тренировки основных органов речи: губы, нижняя челюсть, язык, гортань. | 9.11 |
35 36 | Подготовка к викторине «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!» Распределение функций ведущих праздника, чтецов. | 13.11 |
37 38 | Репетиция. Работа по технике речи. Работа по технике движения. | 16.11 |
39 40 | Репетиция. Изготовление декораций по сценарию. | 20.11 |
41 42 | Репетиция. Культура и техника речи. Дыхание и артикуляция. Дикция и интонация. | 23.11 |
43 44 | Репетиция. Работа по технике речи. Работа по технике движения. Упражнения на постановку дыхания | 27.11 |
45 46 | Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!» Анализ. Чаепитие. | 30.11 |
47 48 | История про театр. «Время в искусстве, искусство во времени». Зарождение театра. (Язычество). | 4.12 |
49 50 | Подготовка к утреннику «Новогоднее шоу сказок». Распределение ролей. Изготовление декораций по сценарию. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 7.12 |
51 52 | Репетиция. Изготовление декораций по сценарию. Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела. | 11.12 |
53 54 | Репетиция. Разучивание песни «Праздник новогодний. Разучивание танцев. В мастерской Деда Мороза. | 14.12 |
55 56 | Репетиция. Разучивание песни «За окном с утра снег идёт». Разучивание танца. В мастерской Деда Мороза. | 18.12 |
57 58 | Репетиция. Разучивание песни «Зимняя песня». Разучивание танцев. В мастерской Деда Мороза. | 21.12 |
59 60 | Репетиция. Разучивание песни «Когда подарки не куда девать». Разучивание танцев. В мастерской Деда Мороза. | 25.12 |
61 62 | Новогоднее представление «Новогоднее шоу сказок» Анализ за полугодие. Чаепитие. | 28.12 |
63 64 | Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). Диалог. Интонация, настроение, характер персонажей. Голосовая гимнастика. | 11.01 |
65 66 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» Голосовая гимнастика. | 15.01 |
67 68 | Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. Выразительное чтение сказки по ролям. | 18.01 |
69 70 | Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, | 22.01 |
71 72 | Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»). Работа над образом. Анализ мимики лица. | 25.01 |
73 74 | Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский) | 29.01 |
75 76 | Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. Этюды на движение, характерное для заданного образа | 1.02 |
77 78 | История про театр. Зарождение театра. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. | 5.02 |
79 80 | Изучение азбуки театра. Упражнения на дикцию, интонацию, голос. | 8.02 |
81 82 | История про театр. Зарождение театра. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. | 12.02 |
83 84 | Подготовка к празднованию КВН «А ну-ка, мальчики!» Распределение слов, изготовление декораций по сценарию. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. | 15.02 |
85 86 | Репетиция. Работа по технике речи. Работа по технике движения. Упражнения на постановку дыхания. | 19.02 |
87 88 | КВН «А ну-ка, мальчики!» Анализ. Чаепитие. | 22.02 |
89 90 | Подготовка к утреннику «Для вас, милые мамы». Распределение ролей. Изготовление декораций по сценарию. Изготовление открыток для мам. | 26.02 |
91 92 | Репетиция. Работа по технике речи. Работа по технике движения. Упражнения на постановку дыхания. Изготовление открыток для мам. | 1.03 |
93 94 | Утренник «Для вас, милые мамы» Анализ. Чаепитие. | 5.03 |
95 96 | История про театр. «Время в искусстве, искусство во времени». Дикционные упражнения. | 12.03 |
97 98 | Театральная лексика. Сценическая наивность. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 15.03 |
99 100 | Театральная лексика. Сценическая наивность. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 19.03 |
101 102 | Мастерская актёра. Рассматривание фотографий с изображением театра. Театральный словарь: билет, программка, репертуар, афиша, ложа. | 22.03 |
103 104 | Техника речи. Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. Игровые упражнения со свечой, испорченный телефон. Развитие певческого дыхания (“Дышите правильно”) и артикуляционного аппарата (“От звука к слову”) | 26.03 |
105 106 | Актерское мастерство. Этюд на выражение основных эмоций “У пчелки хвори”Этюд на развитие эмоций “Дождик, дождик, лей, лей! ”Психогимнастика:“Цветок” М.Чистякова Имитационное упражнение “Пойми меня”Г.Никашина, игра «Колокольчики» Игра-путешествие «Цветик-семицветик» | 29.03 |
107 108 | Сценическая речь. Дыхательные упражнения: “Аромат цветов” Чистоговорка “Ах, трава-мурава” Заучивание стихов способом зарисовки: “Подснежник” В.Берестов Пересказ сказки методом моделирования :“Цветик-семицветик” В.КатаеваГ.Никашина, игра «Цветы» | 2.04 |
109 110 | «В музыкальный театр». Знакомство с жанрами музыкального театра (“опера”, “балет”, “мюзикл”, “музыкальная сказка”), с лучшими образцами, созданными в разное время выдающимися композиторами для детей и с участием детей.Игра-путешествие «В мире музыки и танца». | 5.04 |
111 112 | Правила этикета. Беседа “Умеешь ли ты вести себя в общественных местах” Игра “Отдых на воде, поле, лугу, в лесу” | 9.04 |
113 114 | «В оперном театре». Рассматривание фотографий оперного театра, иллюстраций к опере «Снегурочка». | 12.04 |
115 116 | Подготовка к празднованию Дня Победы «Пусть будет ясным вечно небо!». Распределение слов. Разучивание песен. | 16.04 |
117 118 | Репетиция спектакля. Работа по технике речи. Разучивание песен. Изготовление открыток ветеранам. | 19.04 |
119 120 | Репетиция спектакля. Работа по технике речи. Разучивание песен. Изготовление открыток ветеранам. | 23.04 |
121 122 | Репетиция спектакля. Работа по технике речи. Разучивание песен. Изготовление открыток ветеранам. | 26.04 |
123 124 | Репетиция спектакля. Работа по технике речи. Работа по технике движения. Разучивание песен. | 30.04 |
125 126 | Репетиция. Диалог. Интонация, настроение, характер персонажей. Голосовая гимнастика. | 3.05 |
127 128 | Праздник, посвящённый Дню Победы «Пусть будет ясным вечно небо!». | 7.05 |
129 130 | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. | 10.05 |
131 132 | Виды театров, их сходство и различие. Театральная лексика. Сценическая наивность. Гимнастика А. Н. Стрельниковой. | 14.05 |
133 134 | Дикция. Подготовка к празднику «Последнего звонка». | 17.05 |
135 136 | Репетиция. . Работа по технике речи. Работа по технике движения. Разучивание песен. | 21.05 |
137 138 | Репетиция спектакля. Работа по технике речи. Работа по технике движения. Разучивание песен. Выступление. | 24.05 |
139 140 | История театра. Составление кроссворда «Всё о театре». | 28.05 |
142 143 | Беседа с детьми по итогам проделанной работы за год. | 31.05 |