№ урока чтения | Обучению чтению (14 ч.) | № урока письма | Обучение письму (17 ч.) | Количество часов |
1. | «Азбука» - первая учебная книга (с.2). | 1 | Прописи – первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки. | 2 |
2. | Здравствуй, школа. Устная и письменная речь. Предложение (с.4-5). | 2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Тренировка мелкой моторики руки (с.7-8). | 2 |
3. | Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово (с.6-7). | 3 | Письмо овалов и полуовалов (с.9-10). | 2 |
4. | Люби все живое. Слово и слог (с.8-9). | 4 | Рисование бордюров (с.11-12). | 2 |
| | 5 | Повторение изученных сведений по русскому языку. Письмо длинных прямых наклонных линий (с.13-14). | 1 |
5. | Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение (с.10-11). | 6 | Письмо наклонных длинных линий с закруглением внизу (влево). Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу (вправо). | 2 |
6. | Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи (с.12-13). | 7 | Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо) (с.18-20). | 2 |
7. | Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки (с.14-15). | 8 | Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий (с.21-23). | 2 |
8. | Век живи, век учись. Как образуется слог? (Слог-слияние) (с.16-17). | 9 | Письмо коротких и длинных линий, их чередование (с.24-26). | 2 |
| | 10 | Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу (с.27-29). | 1 |
9. | Повторение – мать учения. Повторение и обобщение изученного материала (с.18-19). | 11 | Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование (с.30-32). | 2 |
10. | Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква Аа (с.20-23). | 12 | Письмо строчной и заглавной буквы Аа (Пропись №2, с.3-4). DVD. | 2 |
11. | Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буква Оо (с.24-27). | 13 | Письмо строчной заглавной буквы Оо (с.5-6). DVD. | 2 |
12. | Нет друга – ищи, а нашел – береги. Звук [и]. Буква Ии (с.28-31). | 14 | Письмо строчной и заглавной буквы Ии (с.7). DVD. | 2 |
| | 15 | Повторение и обобщение изученных звуков и букв. Заглавная буква И. DVD. | 1 |
13. | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква Ы (с.32-35). | 16 | Письмо строчной буквы ы (с.9-10). DVD. | 2 |
14. | Ученье – путь к уменью. Гласный звук [у]. Буква Уу (с.36-39). | 17 | Письмо строчной и заглавной буквы Уу (с.11-13). DVD. | 2 |
Букварный период (120 ч.) |
Обучение чтению (53 ч.) | | Обучение письму (67 ч.) |
15. | Труд кормит, а лень портит. Согласные звуки [н], [н,]. Буква Нн (с.40-43). | 18 | Письмо строчной и заглавной буквы Нн (с.14-15). DVD. | 2 |
16. | Старый друг лучше новых двух. Согласные звуки [с], [с,]. Буква Сс (с.44-47). | 19 | Письмо строчной и заглавной буквы Сс (с.16). DVD. | 2 |
| | 20 | Повторение изученного материала. Письмо изученных букв (с.17). DVD. | 1 |
17. | Каков мастер, такова и работа. Согласные звуки [к], [к,]. Буква Кк (с.48-51). | 21 | Письмо заглавной и строчной буквы Кк (с.18-19). DVD. | 2 |
18-19. | А.С.Пушкин. Сказки. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Тт (с.52-57). | 22-23 | Письмо строчной и заглавной буквы Тт (с.20-21). DVD. | 4 |
20. | К.И.Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л,]. Буква Лл (с.58-63). | 24 | Письмо строчной и заглавной буквы Лл (с.23-24). DVD. | 2 |
| | 25 | Повторение и закрепление изученного, закрепление написания слов (с.22, 25). DVD. | 1 |
21. | А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Согласные звуки [р], [р,]. Буква Рр (с.64-67). | 26 | Письмо строчной и заглавной буквы Рр. DVD. | 2 |
22. | Век живи – век учись. Согласные звуки [в], [в,]. Буква Вв (с.68-71). | 27 | Письмо строчной и заглавной буквы Вв (с.28-30). DVD. | 2 |
23. | Русская народная сказка. Звуки [й,э][ ,э]. Буква Ее (с.72-77). | 28 | Письмо строчной и заглавной буквы Ее (с.31-32). DVD. | 2 |
24. | Красуйся, град Петров! Согласные звуки [п], [п,]. Буквы Пп (с.78-83). | 29 | Письмо строчной и заглавной буквы Пп (пропись №4, с.3-4). DVD. | 2 |
| | 30 | Повторение изученного. Письмо слов и предложений с Пп. DVD. | 1 |
25-26. | Москва – столица России. Согласные звуки [м], [м,]. Буква Мм. Повторение изученного о буквах и звуках (с.84-89). | 31-32 | Письмо буквы Мм (с.6). DVD. | 4 |
27-28. | О братьях наших меньших. Согласные звуки [з], [з,]. Буква Зз (с.90-95). | 32-34 | Письмо строчной и заглавной буквы Зз (с.9-10). DVD. | 4 |
| | 35 | Повторение изученных тем по русскому языку. Письмо с изученными буквами (с.11). | 1 |
29-31. | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане. Согласные звуки [б], [б,]. Буква Бб (с.96-103). | 36-38 | Письмо строчной и заглавной буквы Бб (с.12.15). DVD. | 6 |
32. | Терпение и труд все перетрут. Согласные звуки [д], [д,]. Буква Дд (с.104-107). | 39 | Письмо строчной и заглавной буквы Дд (с.16). DVD. | 2 |
| | 40 | Письмо текстов с изученными буквами (с.17-18). | 1 |
33. | Буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д – т в слогах и словах (с.108-109). | 41 | Работа по развитию речи. Списывание текстов. (с.19). | 2 |
34-36. | Россия – Родина моя. Звуки [й, а],[ ,а]. Буква Яя (с.110-115). | 42-44 | Письмо строчной и заглавной буквы Яя (с.20-22). DVD. | 6 |
| | 45 | Многозначность слов (с.116-117). Письмо текстов с изученными буквами (с.23). | 1 |
37-38. | Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Согласные звуки [г], [г,]. Буква Гг. Сопоставление слов и слогов с буквами г – к (с.118-123). | 46-47 | Письмо строчной и заглавной буквы Гг (с.24-26). DVD. | 4 |
39. | Итоговый урок по I части «Азбуки» (с.124-127). | 48 | Письмо слов и предложений с изученными буквами (с.26). | 2 |
40. | Делу время, а потехе – час. Звук [ч,] – всегда мягкий согласный звук. Буква Чч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ (ч.II, с.4-7). | 49 | Письмо строчной и заглавной буквы Чч, правописание сочетаний ЧА-ЧУ (с.27). DVD. | 2 |
| | 50 | Развитие речи, слого-звуковой анализ, правописание сочетаний ЧА-ЧУ (с.28). | 1 |
41. | Чтение текстов с буквой Ч (с.8-9). | 51 | Правописание сочетаний ЧА-ЧУ (с.29). | 2 |
42-43. | Красна птица опереньем, а человек - уменьем. Буква Ь (с.10-15). | 52-53 | Письмо буквы Ь (с.30-32). DVD. | 4 |
44. | Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш] – всегда твердый согласный звук. Буква Шш. Правописание сочетаний ШИ (с.16-18). | 54 | Письмо буквы Шш. Правописание сочетания ШИ (пропись №4, с.3-4). DVD. | 2 |
| | 55 | Правописание сочетания ШИ (с.5). | 1 |
45. | Чтение текстов с буквой Ш (с.19-22). | 56 | Правописание сочетания ШИ | 2 |
46-47. | Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж] – всегда твердый согласный звук. Буква Жж. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ (с.24-29). | 57-58 | Письмо буквы Жж. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ. DVD. | 4 |
48. | Люби все живое. Звуки [й,о],[ ,о]. Буква Ёё. Двойная роль буквы Ё (с.30-33). | 59 | Письмо буквы Ёё (с.10-11). DVD. | 2 |
| | 60 | Закрепление правописания ЖИ-ШИ, ЧА-ЧУ. Написание текстов с Ё в прописях (с.12). DVD. | 1 |
49. | Жить – Родине служить. Согласный звук [й,]. Буква Йй (с.34-37). | 61 | Письмо буквы Йй (с.13-14). DVD. | 2 |
50-53. | Без труда хлеб не родится никогда. Согласные звуки [х], [х,]. Буква Хх (с.38-45). | 62-64 | Письмо буквы Хх (с.15-17). DVD. | 6 |
| | 65 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв (с.18). DVD. | 1 |
54-55. | С.Я.Маршак. Сказка о глупом мышонке. Звуки [й,у],[ ,у]. Буква Юю. Двойная роль буквы Ю (с.46-49). | 66-67 | Письмо буквы Юю. DVD. | 4 |
56-57. | Делу время – потехе час. Звук [ц] – всегда твердый согласный звук (с.50-55). | 68-69 | Письмо буквы Цц. DVD. | 4 |
| | 70 | Письмо слов и слогов с буквой Ц. | 1 |
58-59. | Как человек научился летать. Гласный звук [э]. Буква Ээ (с.56-61). | 71-72 | Письмо буквы Ээ. DVD. | 4 |
60-61. | Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ,] – всегда мягкий согласный звук. Буква Щщ. Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (с.62). | 73-74 | Письмо буквы Щщ. Правописание сочетаний ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (с.27-28). DVD. | 4 |
| | 75 | Письмо буквы Щ, правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (с.27-28). DVD. | |
62. | Играют волны, ветер свищет. Согласные звуки [ф], [ф,]. Буква Фф (с.70-73). | 76 | Письмо буквы Фф (с.30-31). DVD. | 2 |
63. | Бог не в силе, а в правде. Буквы Ь и Ъ – разделительные знаки (с.74-78). | 77 | Письмо слов с разделительными Ь и Ъ (с.32). DVD. | 2 |
64. | Отработка техники чтения (с.78-81). | 78 | Письмо текстов с изученными буквами. | 2 |
65. | Русский алфавит (с.78-79). | 79 | Письмо текстов с изученными буквами. | 2 |
| | 80 | Итоговый урок по букварному периоду «Азбуки» (с. учебника 109). | |
Резерв букварного периода Уроки чтения с 65 по 76 и письма с 80 по 95 являются резервными. Советуем в слабых классах, если дети по темпу работы и уровню усвоения не успевают проработать материал предложенного нами урока, разделить урок пополам, сохранив интегрированный характер, чтобы первое сдвоенное занятие являлось уроком освоения нового материала, а второе сдвоенное занятие – уроком закрепления. В тех случаях, если учащиеся справляются с темпом и сложностью изучения материала, использовать резервные уроки не следует, чтобы не задерживать развитие детей. С теми детьми, которые отстают от уровня класса, должна проводиться индивидуальная работа родителями, учителем или воспитателем ГПД с помощью электронного приложения к «Азбуке». Послебукварный период (36 ч.) |
Обучение чтению (16 ч.) | | Обучение письму (20 ч.) |
77. | Как хорошо уметь читать. С.Маршак «Ты эти буквы заучи» В.Берестов «Читалочка» Е.Чапушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 96 | Повторение изученного | |
78. | Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. К.Ушинский «Наше Отечество». | 97 | Повторение изученного | |
79. | История славянской азбуки. В.Крупин «Первоучители словенские». | 98 | Повторение изученного | |
80. | История создания первого букваря. В.Крупин «Первый букварь». | 99 | Повторение изученного | |
| | 100 | Повторение изученного | |
81. | А.С.Пушкин. Сказки. Выставка книг. | 101 | Повторение изученного | |
82. | Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступков героев. | 102 | Повторение изученного | |
83. | К.Д.Ушинский. Рассказы для детей. Нравственный смысл рассказов. | 103 | Повторение изученного | |
84. | К.И.Чуковский «Телефон». Инсценирование. Выставка вниг. | 104 | Повторение изученного | |
| | 105 | Повторение изученного | |
85. | К.И.Чуковский «Путаница». Особенности стихотворений-небылиц. | 106 | Повторение изученного | |
86. | В.В.Бианки «Первая охота». Озаглавливание рассказа. | 107 | Повторение изученного | |
87. | С.Я.Маршак. «Угомон», «Дважды два». Заучивание наизусть. | 108 | Повторение изученного | |
88. | М.М.Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока». | 109 | Повторение изученного | |
| | 110 | Повторение изученного | |
89. | А.Л.Барто. Стихи для детей «Помощница», «Зайка». | 111 | Повторение изученного | |
90. | А.Л.Барто. Стихи для детей «Игра в слова». | 112 | Повторение изученного | |
91. | Стихи для детей С. В. Михалкова, Б. В. Заходера, В. Д. Берестова. | 113 | Повторение изученного | |
92. | Презентация проекта «Живая азбука». | 114 | Повторение изученного | |
| | 115 | Повторение изученного | |