№ | Тема урока | Содержание (основные элементы, основные виды формы деятельности) | Предметные результаты | Измертели |
| Предметные | Метапредметные |
Человек и мир созданный им ( 8 ч) | |
1 | Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. | Проведение анализа и сравнений учебного иллюстрационного материала, старых и современных вещей.Обсуждение изменений, произошедших в жизни древнего и современного города.Работа с лентой времени: сравнение скорости познания мира в разные исторические периоды. Сравнение удаленности разных событий по отношению друг к другу. Классификация объектов окружающего мира. Составление рассказа на основе представленной схемы. | Описывать объекты окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки. Устанавливать аналогии между современными и устаревшими предметами быта и техники. Знать, на основе какого события принято делить историю на два основных периода: до н.э. и н.э. Определять влияние деятельности человека на окружающую природу. | Личностные: интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успеха в учебе; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагляднообразном уровне; – контролировать и оценивать свои действия Познавательные: осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | |
2 | Первопроходцы в науке. Техника и человек. | Сравнение, классификация транспортных средств. Осуществление сбора информации о развитии науки и техники, истории возникновения технических устройств, окружающих человека. Характеристика личностных качеств, помогающих делать открытия в науке. Составление тематической экспозиции. Обсуждение значения технического прогресса. Исследовательские работы: История развития транспортных средств. Транспорт будущего. | Объяснять влияние промышленности и техники на природу. Осуществлять классификацию объектов по самостоятельно выделенным основаниям. Называть транспортные средства, технику, используемую в быту, на различных производствах. Располагать основные технические изобретения в хронологической последовательности (от наиболее старого к новому). Знать правила безопасного использования электрических приборов. | |
3 | Трудный путь становления медицины. | Моделирование различных ситуаций, в которых человек попал в беду и ему нужна медицинская помощь. Работа с текстом: сравнение уровня медицинской помощи в Древнем мире и сегодня. | Понимать значение понятий «медицина», «здоровье», «болезнь», «врач». Извлечение информации из познавательного текста. Называть телефоны экстренной медицинской помощи. Объяснять необходимость бережного отношения к здоровью. | |
4 | Внеаудиторное занятие Оформление альбома «Техника» | | | |
5 | Клетка – основа строения и роста живых организмов. Практическая работа по теме урока. | Различение (опознавание) на рисунках различных клеток. Схематичная зарисовка строения клетки (ядро, оболочка, цитоплазма). Практическая работа «Рассматривание готовых микропрепаратов при помощи микроскопа» (под руководством учителя.) | Знать строение клетки и зарисовывать ее схематично. Понимать, что клетка является основой строения и роста всех живых организмов. Различать клетки тканей человека (костная, мышечная, нервная,эпителиальная). | Практ.р. № 1 |
6 | Рост и развитие организма человека. | Расположение в хронологической последовательности фотографий в разные периоды развития человека. Анализ внешних изменений, происходящих с человеком, выявление причин и следствий. Сравнение условий труда людей различных специальностей и их режима дня. Практическая работа: «Составление режима дня», «Составление комплекса утренней гимнастики» Обсуждение и оценивание режима дня одноклассников. | Понимать причину роста живых организмов. Осознанно выполнять режим дня. Объяснять необходимость соблюдения человеком режима дня и его влияние на здоровье | Практ.р. № 2 Творческое задание : подготовить короткое сообщение (2мин) о лекарственном растении |
7 | Лекарственные растения. | Работа с гербарным материалом, текстом учебника и справочными материалами: знакомство с лекарственными растениями и их целебным действием; составление перечня лекарственных растений для лечения простуды и расстройства желудка, которые могут пригодиться в походе. Практическая работа: «Изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов». | Узнавать и называть 3–5 местных лекарственных растений (на выбор ученика). Знать основные правила сбора, сушки и применения изученных лекарственных растений. | Практическая работа |
8 | Внеаудиторное занятие Экологическая игра «Живая планета». | | | |
№ | Тема урока | Содержание (основные элементы, основные виды формы деятельности) | Предметные результаты | Измерители |
| Предметные | Метапредметные |
Наши соседи на Западе (18 часов) | |
9 | Средневековье. | Работа с картами: определение географичес-кого положения Западной Европы и харак-теристика ее природных условий. Работа с иллюстрац. и текстом: описание внешнего вида, условий жизни и занятий людей средневекового города.Обсуждение условий жизни средневековых рыцарей (с приведением примеров из литературных произведений, кинофильмов, художественных произведений).Формулирование «правил» рыцарского поступка. | Называть интервал времени, именуемый Средневековьем. Кратко характеризовать природные условия Западной Европы. Называть страны Западной и Восточной Европы. Уметь работать с картами, иллюстрациями для получения необходимой информации. Называть главные события, произошедшие в период Средневековья на Руси. | Регулятивные: -контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словеснообразным и словеснологическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руковод-ством учителя; – выполнять учебные действия в устной,письменной речи и во внутреннем плане | |
10 | Осанка человека. | Определение признаков правильной осанки человека. Обсуждение вопросов: как осанка и жестикуляция человека влияют на восприятие этого человека другими людьми; важна ли красивая осанка для девочек и мальчиков; одинаковые ли упражнения они должны делать. Разработка серии физических упражнений для поддержания правильной осанки. | Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека. Называть признаки правильной осанки. Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки. | |
11 | Скелет человека. | Работа с иллюстрациями и текстом учебника: распознавание и называние на рисунках и муляжах основных костей скелета человека. Определение значения гибкости позвоночника. Обсуждение результатов измерения роста утром и вечером. | Называть основные отделы, составляющие скелет человека. Уметь проводить измерения и оформлять результаты. Понимать значение позвоночника в организме человека. | Познавательные: осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений | |
12 | Внеаудиторное занятие Оказание первой помощи при травмах». | «Оказание первой помощи и составление алгоритма действий при оказании первой помощи человеку, получившему травму». | Знать правила поведения при получении травмы, оказания первой помощи при порезах, ушибе, травме конечности (вывихе, переломе). | |
13 | Мышцы тела. | Объяснять назначение мышц в организме. Понимать зависимость развития костно-мышечной системы от занятий спортом. Уметь на основе наблюдения делать выводы. | Работа с иллюстрациями: распознавание разных мышц на рисунке, анализ строения мышечной клетки. Сравнение особенностей строения и функций клеток костной и мышечной тканей. Практическая работа: «Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью. Обсуждение результатов практической работы. | |
14 | Начало нового времени. | Использовать тексты, иллюстрации в целях получения нужной информации. Определять эпоху Возрождения как этап развития человечества.Называть 2–3 имени великих художников эпохи Возрождения (на выбор ученика). | Работа с текстом учебника: знакомство с эпохой Возрождения. Анализ репродукций картин художников эпохи Возрождения: определение сюжета картины, её настроения. Нахождение существенных различий в написании картин. Выявление достижений науки и культуры (изобретение огнестрельного оружия, печатного станка, появление первых печатных книг, изменение облика городов), особенностей новой культуры. | коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – учитывать другое мнение и позицию; – | Проверочная работа по теме «Костно-мышечная система» |
15 | Расширение знаний о Земле. | Показывать на карте и глобусе параллели и меридианы. Пользоваться градусной сеткой (системой координат) Характеризовать значение путешествия Колумба. Называть имя великого мореплавателя – Христофора Колумба.Соотносить дату открытия Америки с веком и отмечать на ленте времени. | Нахождение на картах и глобусе параллелей и меридиан.Работа с градусной сеткой (системой координат) на примере игры «Морской бой».Работа с картой: обсуждение маршрута путешествия Колумба. Нахождение необходимой информации в справочном материале учебника. Моделирование ситуации: представление себя членом команды Колумба, столкнувшимся с трудностями на незнакомой земле. | |
16 | Кругосветное путешествие Магеллана. | Характеризовать значение кругосветного путешествия Магеллана. Уметь по карте и тексту учебника составлять описание маршрутов великих географических открытий. Отмечать на ленте времени историческое событие. | Практическая работа «Работа с картой: обсуждение маршрута кругосветного путешествия Магеллана, нахождение Магелланова пролива; описание рельефа Южной Америки. Нахождение информации в справочном материале учебника» | адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной; – использовать речь для планирования своей деятельности; | Практическая работа «Работа с картой» |
17 | Природа Нового света. | Установление связи между живой природой и климатическими условиями Северной Америки. Сопоставление природы России и Северной Америки. Работа со справочным материалом учебника. Составление экспозиции из собранного иллюстрационного материала «Природа Се верной Америки» | Находить на карте географические объекты Северной Америки. Объяснять причины природного разнообразия Северной Америки. Сравнивать животный и растительный мир Северной Америки и России. Обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. Сравнивать природные зоны разных материков. | |
18 | Внеаудиторное занятие "Морская угадайка» | | | |
№ | Тема урока | Содержание (основные элементы, основные виды формы деятельности) | Предметные результаты | Измерители |
Предметные | Метапредметные |
19 | Природа Нового света. | Установление связи между живой природой и климатическими условиями Северной Америки. Сопоставление природы России и Северной Америки. Работа со справочным материалом учебника. Составление экспозиции из собранного иллюстрационного материала «Природа Северной Америки» | Находить на карте географические объекты Северной Америки. Объяснять причины природного разнообразия Северной Америки. Сравнивать животный и растительный мир Северной Америки и России. Обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. Сравнивать природные зоны разных материков. | Личностные: ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; - интерес к познанию окружающего мира; Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Познавательные: пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другие мнение и позицию; - контролировать действия партнера; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | |
20 | Развитие науки. Устройство Вселенной. | Обсуждение строения Солнечной системы. Выделение существенных признаков Солнца, Луны, Земли и какой-либо планеты Солнечной системы. Извлечение необходимой информации из справочного материала учебника. Создание макета или рисунка Солнечной системы | Оценивать влияние открытия Коперника на развитие наук и будущее человечества. Пользоваться справочниками и дополнительной литературой. Выделять существенные признаки Солнца, Луны, Земли. Применять полученные знания при изготовлении макета или рисунка. | |
21 | Законы природы. | Извлечение необходимой информации из познавательного текста учебника.Моделирование ситуации запуска ракеты с Земли и Луны.Изучение характера падения на землю легких (перышко) и тяжелых (камешек) предметов. Формулирование вывода. | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде. Понимать значение открытия Ньютоном закона всемирного тяготения. Находить причины различных явлений в окружающем мире и делать выводы | Проверочная работа по теме «Расширение знаний о Земле» |
22 | Открытие невидимого мира. | Работа с иллюстративным материалом учебника. Знакомство с устройством микроскопа.Рассматривание на рисунках и готовых микропрепаратах (с помощью учителя)микроскопических организмов (по выбору учителя) | Понимать роль личности в открытиях и изобретениях научной техники.Иметь представление о назначении микроскопа, называть его основные части.Проводить наблюдения с помощью простейшего лабораторного оборудования | |
23 | Победа над эпидемиями. | Извлечение необходимой информации из познавательного текста учебника. Обсуждение путей распространения инфекционных болезней. Формулирование правил предупреждения распространения инфекционных заболеваний | Иметь представление о понятиях «инфекция», «вакцинация».Объяснять значение для человечества открытия Дженнера.Называть 1–2 болезни, против которых детям делают прививки. Характеризовать пути распространения различных инфекций.Знать правила предупреждения распро. Инфекционных заболеваний | |
24 | Правила здорового образа жизни. | Работа с текстом и иллюстрацией в учебнике. Сравнение традиций соблюдения личной гигиены разных народов. Составление правил личной гигиены.Коллективное обсуждение значения закаливания для здоровья человека | Характеризовать своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание». Знать основные правила личной гигиены. Приводить примеры способов закаливания | |
25 | Особенности кожного покрова. | Рассматривание кожного покрова: обсуждение результатов наблюдения за кожей, определение строения и функций кожи. Работа с текстом. Формулирование правил ухода за кожей, а также правил пребывания человека на пляже и во время зимних прогулок | Характеризовать значение кожи. Использовать знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья | Проверочная работа по теме «Человек и мир, созданный им». |
26 | Внеаудиторное занятие Экскурсия | Экскурсия в природу. Обсуждение правил поведения в лесу в разные времена года. Ведение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Анализ происходящих изменений | Вести наблюдения в природе. Фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире. Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края | |
Преобразования в России (11 ч) | |
27 | Россия при Петре I. Строительст-во Санкт-Петербурга. | Знакомство с личностью царя Петра I.Сравнение детства царевича Петра и современного школьника. Работа с иллюстрациями и текстом учебника, исторической и географической картами. Поиск дополнительной информации в справочниках и энциклопедиях. Обсуждение причин войны со Швецией. Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга на основе иллюстративного, текстового материала и электронных ресурсов. Исследовательская работа: «Петербург – один из прекраснейших городов мира».Участие в выполнении коллективной компьютерной презентации «Город Петра» | Знать имя выдающегося государственного деятеля – царя Петра I. Понимать, какое значение для России имел выход в открытое море. Использовать для поиска нужной информации текст и карты. Узнавать и называть 1–2 достопримечательности Санкт-Петербурга. Характеризовать особенности расположения города. Соотносить исторические события с датами, располагать на ленте времени. Знать исторический промежуток времени, когда Санкт-Петербург был столицей России (1712–1918) |
28 | Пётр I: царь и человек. | Обсуждение изменений в жизни российского народа, произошедших благодаря указам Петра I. Работа с текстом учебника. Выявление значения упрощения алфавита и введения арабских цифр. Сбор занимательных историй о жизни Петра I (на основе работы с дополнительными источниками информации) | Иметь представление о преобразованиях Петра I. Оценивать влияние преобразований Петра I на жизнь народа и страны. | |
29 | Становление российской науки. Практическая работа по теме урока. | Знакомство с условными обозначениями полезных ископаемых на карте (с. 140– 141). Нахождение на карте месторождений полезных ископаемых в своем регионе. | Различать свойства гранита и известняка. Проводить исследования и практические работы. Оформлять полученные результаты в таблицу Узнавать условные обозначения полезных ископаемых на карте. Называть крупные месторождения полезных ископаемых | Практическая работа: определение состава и свойств гранита и известняка; оформление полученных данных в таблице. |
30 | М.В. Ломоносов – Великий русский учёный. | Работа с текстом учебника: знакомство с основоположником русской науки М.В. Ломоносовым Ознакомление с работой ученых и учебными заведениями своего региона. | Характеризовать М.В. Ломоносова как выдающегося российского ученого. | |
31 | Минералы. | Ознакомление с горными породами и минералами. Работа с текстом учебника: рассматривание и сравнение образцов полезных ископаемых: твердых, жидких, газообразных. Обсуждение использования человеком в разные периоды истории природных материалов. Работа с лентой времени и сравнение с традиционной лентой времени. | Иметь представление о разнообразии полезных ископаемых. Приводить примеры полезных ископаемых (минералов), в т.ч. по своей республике. Сравнивать и различать твердые, жидкие и газообразные минералы. Понимать значение свойств полезных ископаемых и их использования в промышленности и сельском хозяйстве | Практическая работа: «Работа с коллекциями горных пород и минералов. Выращивание минералов» |
32 | Кладовая недр Земли | Исследование свойств известняка и гранита, представление полученных данных в таблице (проведенный ранее опыт). Обсуждение процессов разрушения горных пород и выявление их причин. Формулирование вывода, опираясь на полученные данные практ. работы . Работа с текстом учебника | Иметь представление о происхождении известняка и гранита. Описывать внешний вид природных объектов, сравнивать их. Формулировать выводы по полученным результатам опытов.Уметь ставить цель практической работы, планировать ход работы и оценивать ее результаты. Понимать и обнаруживать непрерывность изменений, происходящих в природе. Перечислять 2–3 названия драгоценных минералов (на выбор ученика) | Практическая работа: изучение и сравнение свойств песка и глины. |
33 | Руды металлов и горючие полезные ископаемые. | Работа с иллюстрациями в учебнике: знакомство с разными рудами и образованием горючих полезных ископаемых. Узнавание полезных ископаемых в коллекциях. Составление рассказа о нефти от ее добычи до готовой продукции по схеме (с. 120). Обсуждение правил безопасного поведения при пользовании газовой плитой | Приводить примеры руд и горю-чих ископаемых (на выбор ученика), понимать их значение в народном хозяйстве. На примере образования полезных ископаемых устанавливать связь между живой и неживой природой. Составлять рассказ по схеме. Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения при пользовании газовой плитой. | Практическая работа: изучение свойств металлических предметов. |
34 | «Добыча полезных ископаемых в Забайкальском крае | Обсуждение результатов практической работы «Образование кристаллов соли». Работа с картой: обозначение крупнейших месторождений полезных ископаемых. Обсуждение особенностей профессии геолога, выявление черт характера. | Понимать значение понятий «геология», «геолог». Называть черты характера, помогающие людям разных профессий добиваться успеха. Иметь представление о том, как добывают полезные ископаемые. Осознавать ценность природы и нести ответственность за ее сохранность | |
35 | Русское военное искусство. | Понимать значение понятий «полководец», «отечественная война». Знать имена великих российских полководцев. Иметь представление об Отечественной войне 1812 года, называть противника России в этой войне. Соотносить исторические собы-тия с местом на ленте времени. Характеризовать значение для России побед, одержанных полководцами А.В. Суворовым, Ф.Ф. Ушаковым, М.И. Кутузовым | Знакомство с личностями великих полководцев – А.В. Суворовым, Ф.Ф. Ушаковым, М.И. Кутузовым. Поиск познавательной информации о них в различной справочной литературе (в т.ч. в сети Интернет). Обсуждение хода Отечественной войны 1812 года и значения победы русского народа над Наполеоном | |
36 | План местности. | Характеризовать значение понятия «план местности». Находить отличия между планом местности и физической картой. Соотносить увеличение карты с ее масштабом. Определять назначение плана местности и уметь им пользоваться | Чтение» плана Бородинского сражения. Описание помещения при помощи плана местности. | Практическая работа: составление простейшего плана местности на примере классной комнаты или территории двора. |
37 | Внеаудиторное занятие Экологическая игра «Юные натуралисты | | | | |
№ | Тема урока | Содержание (основные элементы, основные виды формы деятельности) | Предметные результаты | Измерители |
| | | Предметные | Метапредметные | |
Мир человека в Новое время - 22ч |
38 | Северные земли России. | Прослеживание по карте маршрута экспедиций В. Беринга. Определение и описание природных зон, по которым проходили экспедиции В. Беринга. Работа с учебником и картой. Поиск в различных справочных изданиях информации об исследователях Крайнего Севера | Оценивать черты характера человека, необходимые исследователям Крайнего Севера. Использовать карты для описания маршрутов путешественников | Личностные: Регулятивные: Познавательные: пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другие мнение и позицию;
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; | Исследовательская работа «Судьба нашего края в первой половине 19 века» |
39 | Открытие Австралии. | Работа с текстом и картами учебника. Обсуждение географического положения, климатических условий и природы Австралии. Выявление причин уникальности природы Австралии.Поиск дополнительной информации. | Иметь представление об особенностях природы Австралии. Узнавать на иллюстрациях представителей австралийской фауны | |
40 | Открытие Антарктиды. | Определение по контурам названия материков. Описание по карте местопо-ложения и природных условий Антарктиды. Сравнение полярных областей Северного и Южного полушарий. Ознакомление с современ-ными исследованиями Антарктиды и их значением для науки. Моделирование ситуации: с какими трудностями сталкиваются мореплаватели на пути к Антарктиде и при освоении ее «земли». Работа со справочным материалом учебника | Называть имена первооткрыва-телей Антарктиды – Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Описывать климатические условия Антарктиды, называть представителей ее фауны. Сравнивать Арктику и Антарктику: находить сходства и различия. Понимать значение исследования Антарктиды для человечества в целом. | |
41 | Дальний Восток России | Сравнение природных зон тундры и субтропиков России.Составление по карте рассказа о географическом положении и рельефе Уссурийского края. Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: знакомство с флорой и фауной Уссурийского края. Обсуждение причины уникальности природы этого края | Находить на карте изучаемые географические области. Сравнивать природные зоны России. Называть представителей (по 3–4 примера) флоры и фауны Уссурийского края. Понимать причину уникальности этого края. Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранность | |
42 | Внеаудиторное занятие Интеллектуальная игра-викторина «Все обо всем» | | | |
43 | Природа гор. | Фиксирование на рисунке вертикального расположения природных зон в горах или изготовление макета горы. Сравнение последовательности распределения природных зон на равнине и в горах; обсуждение причин этого явления | Называть части горы. Характеризовать расположение природных зон в горах. Объяс-нять причину их вертикального расположения. Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природных зонах между живой и неживой природой.Сравнивать последовательность расположения зон в горах и на равнине.Сравнивать особенности труда и быта людей, живущих в горах и на равнинах. | Практическая работа «Находить и показывать на карте России горы. Определение по интенсивности окраски на карте высоких и низких гор» |
44 | Расы человека. | Работа с иллюстрациями: определение расы изображенных людей; выявление их принадлежности к географической территории. Обсуждение нравственных норм и взаимоотношений между людьми разных рас и национальностей. Проверка и обобщение знаний, полученных при изучении темы «Разнообразие природы Земли» | Называть основные расы человека и их главные признаки. Проявлять уважение к людям разных национальностей, их верованиям, обычаям, культуре. Оценивать характер взаимоотношений между разными народами | Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли» |
45 | Развитие науки и техники в XIX–XX веках. Новые знания о человеке. | Осуществлять классифи-кацию объектов окружающего мира. Различать прошлое и настоящее,ориентироваться в историческом времени. Сравнивать производитель-ность ручного и механизи-рованного труда. Характеризовать значение парового двигателя как главного технического изобретения. Иметь представление о великих русских ученых И.П. Павлове и И.М. Сеченове.Иметь представ-ление о современных достижениях медицины | Составление рассказа по рисунку «Развитие промышленности и транспорта в XIX–XX веках». Обсуждение изобретений, подсказанных природой. Поиск дополнительной информации об изобретении паровоза, самолета или другого вида транспорта Работа с текстом: отбор информации по заданной теме, обобщение информации. Поиск дополнительной информации об ученых, изучающих органы тела человека. Обсуждение новых достижений в области медицины. | Исследовательская работа: «Как работают органы чувств» Разделиться на 5 групп и подготовить небольшие сообщения об одном из органов чувств (5 сообщений: «Органы зрения», «Органы слуха», «Органы обоняния», «Органы вкуса», «Органы осязания») |
46 | Нервная система. | Обсуждение и оценивание сообщений учеников об органах чувств. Анализ работы нервной системы и способа получения информации головным мозгом. Работа со схемой в учебнике: соотнесение органов чувств и отделов головного мозга. Обсуждение значения сна для человека. | Иметь представление о нервной системе: головном и спинном мозге, органах чувств.Оценивать высказывания одноклас-сников.Понимать, что головной мозг – центр управления работой всего организма.Соблюдать правила безопасного поведения. Осознавать необходимость здорового образа жизни (прогулки на свежем воздухе, хороший сон, легкий ужин) | |
47 | Кровь. Путь крови в организме. | Работа с иллюстрацией и текстом в учебнике: выявление функций крови в организме человека. Изучение состава крови. Сравнение знаний о крови до и после изучения темы. Распознавание на рисунках клеток крови Работа с иллюстрацией (с. 35 учебника): изучение кровеносной системы и работы сердца. | Понимать значение крови в организме человека и опасность больших ее потерь. Уметь оказывать первую помощь при поверхностном ранении кожи. Объяснять необходимость обеззараживания ран. Объяснять значение физических нагрузок на сердце. Называть органы кровеносной системы. Иметь представление о значении сердца, знать его местоположение в организме. | Практическая работа: измерение частоты сердечных ударов в спокойном состоянии и после приседаний |
48 | Россия в начале ХХ века. | Работа с текстом учебника: извлечение информации о важных исторических фактах, соотнесение их с лентой времени. Поиск необходимой информации в дополнительной литературе, справочных изданиях, интернет-ресурсах | Иметь представление об основных исторических событиях, произошедших в первой половине ХХ века. Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах прошлого и настоящего | Проверочная работа по теме «Человек» |
49 | Внеаудиторное занятие Экскурсия в музей «Агинский округ в годы Великой Отечественной войны» (1941–1945). | Знакомство с ходом Великой Отечественной войны (героические сражения, великие полководцы). Работа с историческими картами: сравнение карты Европы до и во время ее оккупации гитлеровскими захватчиками. Составление плана рассказа по тексту. Обсуждение роли мирного населения в борьбе с врагом. Определение значения победы российского народа над фашизмом. | Называть даты начала, завершения Великой Отечественной войны. Иметь представление о ходе Великой Отечественной войны, о советских полководцах.Иметь представление о героических сражениях Великой Отечественной войны (оборона Брестской крепости, битва под Москвой и др.) Понимать значение героической победы советского народа над фашизмом.Осознавать роль мирного населения страны в борьбе с врагом. | |
50 | Беларусь. | Поиск дополнительной информации о странах, принимавших участие во Второй мировой войне. Работа с картой: определение местонахождения государства Беларусь, характеристика ее границ. Анализ природных условий Беларуси, ознакомление с ее культурой. Сравнение языка, традиций, образа жизни людей Беларуси, Украины и России. | Называть 2–3 страны, участвовавшие во Второй мировой войне. Использовать при обсуждении темы подобранный материал. Характеризовать природные условия Беларуси.Определять на карте местонахождение Беларуси, называть и показывать на карте ее столицу.Осознавать связь между российским, белорусским и украинским народами.Иметь представление о природном заповеднике – национальном парке Беловежская Пуща. | |
51 | Великобритания. | Работа с картой: определение местонахождения Великобритании. Извлечение информации из текста учебника. Обсуждение сведений о достопримечательностях Великобритании | Характеризовать природные условия Великобритании. Определять на карте местонахождение Великобритании, называть и показывать на карте ее столицу. Называть достопримечательности Великобритании. В ходе урока использовать подготовленную информацию | |
52 | Век научных открытий. | Участие в обсуждении результатов научно-технических достижений в ходе развития общества. Выявление положительных и отрицательных последствий стремительного развития науки и техники для человека, природы. Приведение примеров. Выделение главной мысли из текста учебника. Объяснение противоречия: уменьшение размеров технических устройств, которыми пользуется человек, и значительное расширение жилищного массива (например, многоэтажные дома в городах) | Сравнивать условия жизни людей в прошлом и настоящем. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи. Выделять главное в тексте. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения безопасного поведения (в частно-сти при просмотре телевизора, пользовании компьютером, сотовым телефоном) | Личностные: | |
№ | Тема урока | Содержание (основные элементы, основные виды формы деятельности) | Предметные результаты | Измерители |
Предметные | Метапредметные |
53 | Охрана природы. | Извлечение информации о заповедниках России и охраняемых видах растений и животных из текста учебника и справочной литературы. Обсуждение взаимоотношений человека и природы. Анализ зависимости благополучия человека от состояния природы и необходимости беречь и защищать ее. | Определять характер взаимоотношений человека и природы. Находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека. Характеризовать негативное влияние человека на природу. Знать и соблюдать правила поведения человека на природе. Иметь представление о способах защиты человеком природных ресурсов. Уметь фиксировать информацию в форме таблицы | Регулятивные: Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; | |
54 | Органы дыхания человека. | Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: определение органов дыхания, составление по рисунку рассказа о прохождении воздуха через носовую полость.Обсуждение проблемы загрязненности воздуха.Моделирование ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах. Составление правил здорового образа жизни | Называть органы дыхательной системы.Характеризовать ее значение для работы организма.Объяснять, почему загрязненный воздух и курение вредны для дыхательной системы человека. Моделировать ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах.Понимать необходимость здорового образа жизни | Практическая работа: измерение и фиксация объемов грудной клетки при вдохе и выдохе, формулирование вывод а. |
55 | Сельское хозяйство. Животноводство. | Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: выделение главного в тексте, извлечение необходимой информации, распознавание сельскохозяйственных животных | Приводить примеры сельскохозяйственных животных, характеризовать их ценность для человека. Называть продукты, получаемые в сельском хозяйстве | Проверочная работа по теме «Россия в начале 20 века» |
56 | Состав пищи. | Определение содержания питательных веществ и калорийности пищи, срока ее годности по этикетке продукта.Выявление при помощи справочных таблиц суточного потребления воды и продуктов питания, содержание в продуктах витаминов. Исследовательская работа: « Витамины в жизни человека» | Осознавать необходимость правильного питания для работы организма. Различать вещества, составляющие основу пищи (белки, жиры, углеводы). Характеризовать значение витаминов. Называть 3–4 важных витамина (на выбор ученика) и объяснять их значение для организма | Практическая работа: «Составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ» |
57 | Органы пи- щеварения. | Работа со схемой и текстом в учебнике: распознавание по рисунку органов пищеварительной системы и их функций.Знакомство с правилами ухода за полостью рта.Обсуждение необходимости соблюдения гигиены полости рта, регулярного посещения стоматолога. | Называть органы пищеварительной системы. Характеризовать значение отдельных органов пищеварения для работы организма в целом. Иметь представление о строении зубов, их видах и назначении. Понимать необходимость гигиены полости рта. Уметь правильно чистить зубы | |
58 | Переработка пищи в организме. Правила здорового питания. | Работа с текстом учебника: извлечение необходимой информации о продвижении пищи по органам пищеварения, анализ полученных сведений и составление схемы «Дорога бутерброда». Обсуждение необходимости правильного питания. Составление правил здорового питания | Определять назначение отдельных органов пищеварительной системы в процессе пищеварения. Объяснять, что такое «аппетит». Участвовать в составлении схемы «Дорога бутерброда». Знать и соблюдать правила здорового питания | таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; | |
59 | Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека. | Выполнение в группе учебного проекта «Будь здоров!». Подготовка сообщения (при возможности презентации) и его защита (краткое публичное выступление). Обсуждение и оценивание качества выполнения собственной работы и работ одноклассников | Характеризовать своими словами значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «системы органов». Объяснять, что все органы в организме составляют единое целое. Называть изученные системы органов. Осознавать, что режим дня, правильное питание, гигиена и физкультура укрепляют здоровье. Знать, какие вредные привычки разрушают здоровье человека | Учебный проект |
№ | Тема урока | Содержание (основные элементы, основные виды формы деятельности) | Предметные результаты | Измерители |
| | | Предметные | Метапредметные | |
Современная Россия – 10 ч |
60 | Человек и общество. | Работа с ранее собранной информацией (данными портфолио): с родословным древом, со сведениями о жизни и занятиях предков. Фиксирование информации о себе.Обсуждение развития человечества от рода к современному цивилизован-ному обществу, характера взаимоотношений людей в различных социальных группах. Выявление значения государства в развитии общества | Называть членов своей семьи, описывать роли каждого в совместной жизни. Осознавать, что любовь, внимание и помощь являются важным условием в жизни каждой семьи. Описывать свои обязанности в семье, свои увлечения.Сравнивать жизнь в современном обществе и обществе древних людей. Объяснять, какое значение имеет существование госу-дарства для жизни общества | Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другие мнение и позицию | Проверочная работа по теме «Будь здоров» |
61 | Россия – наша Родина. | Обобщение сведений о нашей стране.Определение времени в различных часовых поясах России, обсуждение причин этого расхождения. Обсуждение, какими способами можно добраться из одной точки России в другую, в чем преимущество каждого способа передвижения в данной территории. РК. Забайкалье – часть России. | Называть столицу России. Характеризовать географии-ческое положение России, ее климатические условия, природные богатства, многонациональность. Называть крупные реки России. Определять время в различных временных поясах России. Устанавливать взаимосвязь географического положения местности и наиболее удобного транспорта на ее территории | |
62 | Москва – столица России. | Распознавание на фотографиях и рисунках достопримечательностей столицы. Составление компьютерной презентации «Путешествие по Москве» или написание небольшого сочинения «Москва – столица России» | Обобщение сведений о нашей стране. Определение времени в различных часовых поясах России, обсуждение причин этого расхождения. Обсуждение, какими способами можно добраться из одной точки России в другую, в чем преимущество каждого способа передвижения в данной территории. | Личностные : – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц, Регулятивные: -следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; ––адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет ; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; Коммуникативные:
– формулировать собственное мнение и позицию; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | |
63 | Внеаудиторное занятие «Что? Где? Когда?» | | | |
64 | Устройство государственной власти. | Записывание полной и сокращенной формы названия нашего государства, обсуждение значения слов, образующих его название.Работа с картой: изучение деления территории России на административные единицы. РК. Определение месторасположения своего населенного пункта. Обсуждение значения и смысла главного закона России – Конституции. | Воспроизводить полное и сокращенное название нашего государства. Объяснять значение слов, образующих его название.Называть главный закон государства. Называть президента Российской Федерации. Характеризовать значение конституции для существо-вания общества. Иметь представление об основных правах и обязанностях граждан, в т.ч. детей. Называть компоненты государственной власти России, объяснять их назначение и взаимодействие | |
65 | Символы и праздники России. | Работа с иллюстрационным материалом: распознавание флага и герба Российской Федерации, регионов нашей страны, символов власти других стран. Коллективное исполнение гимна России. Работа с календарем: определение государствен-ных, народных, семейных и профессиональных праздников.Символика Забайкальского края, Агинского Бурятского округа | Узнавать флаг и герб России, называть ее столицу. Воспроизводить наизусть слова гимна России. Объяснять назначение государственных символов России. Осознавать, почему важно уважать символы власти своего государства, гордиться историей своего народа, знать своих пред-ков. Называть государственные праздники России | |
66 | Народы России, их культура и традиции. | Оценивание характера взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, доброжелательности, понимания чувств других людей, уважительного отношения к людям любой национальности. Подготовка выставки «Культура и традиции народов России – достояние государства» | Называть народы, проживающие в своей местности и на территории России. Знать имена великих российских писателей, художников, композиторов, ученых. Объяснять, почему важно передавать народные традиции от поколения к поколению. Осознавать необходимость культурных и духовных ценностей для развития человека, общества | ТЗ: написать небольшое сочинение «Мой друг (моя подруга) другой национальности» |
67 | Человек в современных условиях. | Коллективное обсуждение вопросов: «На что человек должен тратить свое свободное время?», «Умеешь ли ты отдыхать?». Моделирование ситуации: как найти незнакомую информацию, как себя вести в незнакомом месте (в путешествии, поездке в незнакомый город, в кассе на вокзале, на почте и т.д.) | Осознавать, почему темп современной жизни так отличается от темпа жизни наших предков. Объяснять, как технические устройства позволяют человеку экономить время. Называть разные источники получения информации | |
68 | Внеаудиторное занятие Экскурсия | | | |